Попытка трансформации формы государственного устройства СССР
В самой основе СССР с первого дня его существования была заложена потенциальная угроза его распада. Ранее уже отмечалось, что СССР имел уникальную в истории форму государственного устройства. Он содержал одновременно элементы унитарного государства, федерации и конфедерации. Унитаризм СССР заключался в том, что вес решения общегосударственного значения принимались в центре. Там же решались кадровые вопросы, касающиеся высшего партийного и государственного руководства союзных республик. В центре осуществлялось планирование. Федеративный характер союза государств заключатся в способе образования (объединение на основе Союзного договора государств, утративших международную правосубъектность). Это было самое слабое звено в союзе. В любой федерации всегда действуют две силы — центробежная (субъекты хотят максимума самостоятельности при сохранении союза) и центростремительная (уверенность, что быть в составе союза выгодно, а вне его прожить невозможно). В СССР баланса таких сил не было либо превалировали центробежные силы. Вот почему развал СССР не вызвал бурной защитной реакции. Третий элемент — конфедеративный. СССР имел ряд признаков конфедерации и самый главный из них — право республик на сецессию, т.е. на выход из состава СССР, чем они не преминули воспользоваться, как только получили возможность.
Какая же сила столько лет сохраняла СССР? Этой связывающей воедино республики силой была коммунистическая партия, которая пронизывала все государственные и общественные структуры и решала все кадровые вопросы, пресекая малейшую попытку к самостоятельности. Утрата партией своего влияния, удаление из Конституции СССР ст. 6 о руководящей и направляющей силе КПСС развязала руки сепаратистским силам. Беда не в том, что такие силы имели место, они есть в любой федерации. Беда заключалась в том, что основанный на партийном диктате, а не на экономической заинтересованности союз республик не имел шансов выжить. История показывает, что конфедерации долго не могут существовать, они либо становятся федерациями, либо распадаются.
Ослабление центра и партийного диктата сразу же вызвало "парад суверенитетов". Республиканские власти бросились принимать декларации о суверенитете и приоритете республиканского законодательства перед общесоюзным, что лишний раз доказывает наличие и опасность центробежной тенденции. Первыми о своей полной самостоятельности заявили прибалтийские республики, Армения, Грузия и Молдавия. Остальные заявили о своем суверенитете, но в составе СССР. Закон СССР от 24 октября 1990 г. "Об обеспечении действия законов и иных актов законодательства Союза ССР", преследовавший цель упорядочения правотворческой деятельности в республиках, с одной стороны, был запоздалым, с другой — малоэффективным, поскольку не содержал действенного механизма его реализации, а ограничивался рекомендациями в адрес союзных и автономных республик. Но уже с ноября 1988 г. по декабрь 1990 г. практически все республики заявили о своем суверенитете, а на протяжении 1991 г. все республик заявили о выходе из состава СССР[1]. Таким образом, осенью 1991 г. распад СССР стал реальностью и вступил в фазу юридического оформления. И это несмотря на результаты референдума о сохранении СССР, на котором за сохранение единого государства проголосовало большинство граждан страны.
Провалившаяся попытка ГКЧП "навести порядок в стране" и срыв подписания нового Союзного договора, который в принципе проблемы не решал, потому что предполагал создание конфедерации, показали полную неспособность советской политической элиты к принятию каких-либо конструктивных решений. Попыткой сохранения хотя бы относительного единства был принятый V Съездом народных депутатов Закон СССР от 5 сентября 1991 г. "Об органах государственной власти и об управлении СССР в переходный период". Создавались новые органы власти, характерные для конфедерации, а не федеративного государства.
Далее события развивались стремительно. 6 сентября 1991 г. СССР признал независимость трех прибалтийских республик. 8 декабря 1991 г. в Вискулях (Беловежская пуща под Брестом) руководители России, Белоруссии и Украины подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ), которое предусматривало ликвидацию СССР и образование на его основе СНГ, образования достаточно неопределенного и, как показала вся дальнейшая история, нежизнеспособного. Фактически три этих лидера решили судьбу страны, проигнорировав волю большинства граждан Советского Союза, высказанную на референдуме.
21 декабря 1991 г. в Алма-Ате руководители 11 республик СССР приняли декларацию, которая определила статус СНГ. 25 декабря 1991 г. в обращении к гражданам страны Президент М. С. Горбачев заявил о сложении с себя полномочий Президента СССР и верховного главнокомандующего.
26 декабря Советом Республик Верховного Совета СССР была принята "Декларация в связи с созданием содружества независимых государств", в которой говорилось, что опираясь на волю, выраженную высшими органами власти (далее перечислялись 11 республик за исключением стран Балтии и Грузии) о создании Содружества Независимых Государств "Совет Республик Верховного Совета СССР констатирует, что с созданием Содружества Независимых Государств Союз СССР как государство и субъект международного права прекращает свое существование".