Попечительство о бедных

Попечительство о бедных возникло в Российской империи 29 января 1892 г.

Участковые попечительства о бедных давали возможность активной благотворительной помощи в пользу бедных, организации контроля за "вспомоществуемыми", попечении о тех, кто нуждался в совете, в поиске заработка и нравственной поддержке. Был опубликован проект правил о городских участковых попечительствах о бедных, в соответствии с которыми в целях объединения действий попечительств учреждался Совет попечительств для общего наблюдения за единством действий попечительств и решения вопросов в пределах утвержденных правил. Целью участковых попечительств было "оказание помощи бедным, живущим в районе попечительства, всеми доступными способами, как то: а) содействие в поиске работы и заработка; б) содействие в помещении больных, слабых и малолетних в учреждения призрения, организованные Правительством, земствами, городским управлением и благотворительными обществами; в) выдача единовременных безвозвратных пособий в виде финансовых средств или материальной помощи (топливом, одеждой, продуктами и т.п.), а также постоянных беспроцентных пособий. Кроме того, разрабатывались планы и предложения о новых формах благотворительной помощи бедному населению и организации новых благотворительных учреждений"[1].

Решение об оказании помощи бедным и содействие в помещении их в учреждения призрения выносилось после того, как было собрано достаточное количество сведений о семейном и имущественном положении нуждающегося. В случаях, не терпящих отлагательств, председателем комитета участковых попечительств выдавалось нуждающемуся пособие в размере не выше 3 руб. Единовременные пособия в сумме свыше 5 руб. выдавали только по постановлению комитета и после сбора сведений о нуждающемся.

По Положению, бедные, которым оказывалась помощь, находились на учете одного из членов попечительства, ведущего банк данных на бедствующих жителей своего участка. Средства для оказания помощи бедным собирались из членских взносов и добровольных пожертвований, средств, выделенных городской думой. Добровольные пожертвования заносились в специальные книги, а жертвователям выдавались квитанции о полученных суммах.

Попечительства о бедных вели профилактическую работу среди населения, организовывали лекции, беседы, чтения, для сбора средств устраивали концерты, спектакли и т.п.[2] Кроме того, организация участковых попечительств давала возможность женщинам включиться в эту область общественной деятельности.

Среди руководителей попечительств особо следует отметить В. И. Герье (руководил Хамовническим попечительством о бедных), князя В. А. Голицына (попечительство Тверской части 1-го участка), князя А. А. Щербатова (1-е Пресненское попечительство). Участковыми попечителями в разные годы были В. А. и А. А. Бахрушины (Якиманский участок), Н. И. Гучков, будущий великий режиссер К. А. Алексеев (Станиславский) и многие другие именитые горожане. Попечительством Хитрова рынка заведовала известная благотворительница графиня В. А. Бобринская[3].

С самого начала среди обязательных направлений деятельности попечительств о бедных значилось содействие населению в устройстве на работу. В ведении этих служб находились среди многих других учреждений учебно-ремесленные, швейные, сапожные, чулочные мастерские, предоставлявшие работу мужчинам и женщинам. В Хамовническом 1-м попечительстве при столовой проводили "собрания детей для занятий ручным трудом и доставления здоровых и полезных развлечений под наблюдением сотрудников"[4].

В Москве после открытия попечительств о бедных впервые в общегородском масштабе начался учет несостоятельных для оказания им рациональной адресной (тогда это называли "индивидуальной") трудовой помощи. Целью попечительств было "предупредить впадение в нищету".

Попечительства ориентировались в своей деятельности на предупреждение обнищания и социальной деградации подопечных. Кратковременные денежные пособия выдавали тем, кто "лишается заработка или вследствие болезни, или потери места", чтобы они могли "прокормиться до приискания работы". Семьи с самым скромным бюджетом вправе были рассчитывать на финансовую помощь, если им предстояли расходы, превышающие их возможности, например, на покупку орудий труда или материалов для работы[5].

В 1899 г. по инициативе попечительств в Москве был учрежден Городской благотворительный совет, в который вошли представители всех московских благотворительных обществ, включая сословные и профессиональные. Новый орган координировал социальную помощь и поддержку, оперативно решал все связанные с благотворением и призрением вопросы[6].

Различные пособия и единовременные выплаты увечным и больным не только военного, но в первую очередь гражданского звания продолжали выплачивать Императорское человеколюбивое общество, а также созданные Скобелевский комитет, Алексеевский Комитет (1905–1918), Красный Крест, Мариинское попечительство о слепых (1881 – 1918), попечительства о бедных, сословные и конфессиональные организации. Такая помощь всегда была адресной, но суммы обычно были небольшими, поэтому не могли значительно улучшить существование людей с инвалидностью. Данный вид помощи активно использовался, являясь по сути прежней милостыней, но в более организованном варианте.

Страхование, которое начинает складываться во второй половине XIX – начале XX в., позволило выплачивать денежное пособие людям с инвалидностью более длительное время. Впервые обязательное государственное страхование рабочих появилось в Германии, а впоследствии началось быстрое распространение этого вида социальной помощи и в других странах, в том числе и в России[7].

Внедрению обязательного социального страхования в советский период предшествовало создание различных страховых касс, взаимных страховых обществ, вспомогательных товариществ, а также введение личного страхования жизни с середины XIX – начала XX в.

Первым важным документом в данной сфере можно назвать закон 8 марта 1861 г. об учреждении при казенных горных заводах особых товариществ для оказания помощи рабочим в случае болезни, по старости, при домашних несчастиях, а также для призрения вдов и сирот рабочих[8]. Закон регулировал вопросы получения пенсий. На размер пенсии рабочих влиял стаж работы. Так, на максимальную пенсию в размере половины заработка можно было рассчитывать только после 35 лет работы, в то время как после 10 лет работы можно было получить только 1/6 заработной платы. Администрация заводов вкладывала средства в развитие сети больниц, где заболевший за счет заводоуправления мог находиться в течение двух месяцев. Иногда, по согласованию, этот срок мог быть продлен. Кроме этого, рабочие получали денежные пособия. 4 июня 1862 г. был издан закон о создании подобных товариществ на частных заводах и рудниках.

К 1900 г. количество членов страховых обществ уже достигало 1 млн человек. Основной контингент составляли рабочие текстильной и металлургической промышленности. Страхование от несчастных случаев имело две формы: индивидуальную и коллективную. Во втором случае страховые общества заключали договоры с владельцами предприятий, принимая на себя выплату определенных денежных сумм рабочим, пострадавшим от несчастных случаев, что освобождало предпринимателя от гражданско-правовой ответственности за причинение вреда. Вопрос об ответственности работодателя при подобных обстоятельствах был особенно тщательно проработан в законе от 2 июня 1903 г. "О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной, горнозаводской промышленности". Закон обязывал владельцев предприятий вознаграждать рабочих, которые потеряли трудоспособность в результате несчастного случая по причине или в результате заводских работ. В том случае если будет доказан злой умысел пострадавшего или неосторожность при работе, владелец освобождался от обязанностей по выплатам. Независимо от вознаграждения владелец предприятия оплачивал медицинские услуги рабочему в любом месте лечения: в собственной лечебнице или в земских учреждениях (ст. 29).

После принятия закона 1903 г. предприниматели стали активно поддерживать требования о введении государственного страхования работников для того, чтобы снять с себя часть расходов по возмещению вреда пострадавшим. Это в первую очередь было связано со страхованием людей, получивших инвалидность, так как этот вид требовал значительных средств и большого числа участников страхования.

К недостаткам закона 1903 г. можно отнести отсутствие гарантий социальной поддержки в случае приобретенных профессиональных заболеваний, которые также вели к стойкой инвалидности, часто отягощенной преклонным возрастом. Не было уделено должного внимания и улучшению условий труда на производстве, контролю над соблюдением техники безопасности. В то время его уровень был крайне низким, что в значительной мере обусловливало травматизм па предприятиях и увеличивало число людей с инвалидностью.

В 1904 г. вышел царский указ о необходимости государственного страхования. По новому закону 1912 г. страхованию подлежали все рабочие и служащие фабрично- заводских, горных, горнозаводских, железнодорожных, судоходных (работающих по внутреннему водному пространству) и трамвайных предприятий. Положительным изменением явилось расширение понятия о профессиональном риске. Теперь вознаграждение получали все, кто пострадал "при работах предприятия или вследствие ее" (ст. 13), в то время как раньше претендовать на вознаграждение можно было при несчастном случае, который произошел во время "работы по производству предприятия". Таким образом, право на вознаграждение получали рабочие, пострадавшие на промышленной и хозяйственной деятельности предприятия.

В 1913 г. был обновлен Свод законов Российской империи, созданный в первой трети XIX в. под руководством Μ. М. Сперанского. Все законоположения, регулирующие труд наемных работников, которые ранее содержались в разных частях Свода законов, были выделены и объединены в отдельный нормативный акт, который был назван Уставом о промышленном труде (УПТ)[9]. Устав помог кодификации трудового нрава в России после революции, стал главным источником трудового нрава Российской империи и прообразом будущих кодексов и законов о труде РСФСР, в том числе касательно обеспечения рабочих и возмещения причиненного ущерба вследствие несчастных случаев на производстве (четвертый раздел Устава "Виды обеспечения рабочих и служащих в промышленных предприятиях").