Поощрение и порицание
Вопрос о том, что эффективнее – поощрение или порицание в работе с сотрудниками, для опытного руководителя решается в пользу поощрения и одобрения.
Приведем мнение известного вологодского педагога И. А. Подольного: "Хороший урок педагогической этики на первых же месяцах моего директорства преподала мне секретарь парткома льнокомбината Прасковья Андреевна Резвова. На комбинате была хорошая традиция – приглашать на планерки директора школы. Впервые попав на такое собрание, я высказал претензии в адрес некоторых сотрудников, чьи дети плохо учились или вели себя в школе.
Директор тут же распорядился исключить фамилии этих родителей из приказа на очередное поощрение. То же самое повторилось и через неделю. Когда расходились, я заметил на себе косые взгляды комбинатских работников. Прасковья Андреевна в личной беседе посоветовала в следующий раз рассказать о хороших семьях. Так я и сделал. Директор тем же невозмутимым тоном произнес: “В приказ на поощрение”. Атмосфера после планерки была совсем другой..."[1]
Конечно, порицание в эмоциональной сфере человека может вызвать более широкий спектр переживаний, чем одобрение, но порицание только тогда действенно, когда оно вызывает убеждение в деформации поведения и желание его изменить в лучшую сторону. Если одобрение, признание успехов руководителем большинство людей предпочитает испытывать "на людях", в присутствии других членов коллектива, то осуждение поведения, порицание стремятся получить с глазу на глаз, и опытные руководители следуют этому негласному правилу.
Выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский отмечал: искусство порицания заключается в том, чтобы не допускать уничтожающей оценки человека. В умном порицании всегда должен быть оттенок удивления: "Я никогда не ожидал от тебя этого поступка! Я считал и продолжаю считать тебя лучше, чем ты сам заявляешь о себе своим неблаговидным поступком". Когда человек чувствует доброе к себе отношение, выраженное в подобных словах, которые, скорее всего, не произносятся, а подразумеваются, он воспринимает порицание позитивно для своего личностного и профессионального развития.
Однако для нравственно-психологического климата коллектива важно давать адекватную оценку действиям подчиненных. Когда хвалят за то, за что надо наказывать, это дезориентирует коллектив. Недаром народная мудрость гласит: "Незаслуженная похвала – опаснее зла", да и авторитет руководителя такие действия не укрепляют.
Методика коллективной творческой деятельности
В литературе, посвященной взаимодействию педагогов с детьми, можно найти немало технологических приемов, которые могут оказаться весьма эффективными в профессиональной деятельности руководителя. Так, широко известная методика коллективной творческой деятельности, разработанная в начале 1960-х гг. И. П. Ивановым, Ф. Я. Шапиро и описанная во многих работах С. Л. Соловейчика, активно используется японскими менеджерами и руководителями для сплочения нового коллектива. Эта методика технологична, некоторые ученые даже считают ее единственной технологией воспитания, потому что она пошагово ведет к желаемому результату. В соответствии с данной технологией организатору необходимо обеспечить единство отдельных стадий подготовки и проведения задуманного дела: стадии предварительной работы, коллективного планирования, подготовки, проведения, подведения итогов и ближайшего последействия. Проиллюстрируем сказанное на примере эстафеты "Ромашка", которую можно использовать для сплочения коллектива.
Эстафету "Ромашка" лучше всего проводить, когда люди недостаточно хорошо знают друг друга и хотят познакомиться поближе или при встрече двух и более незнакомых прежде коллективов.
Участники делятся на микрогруппы по пять-шесть человек. Рисуют большую ромашку и вырезают лепестки: их должно быть столько, сколько групп будет участвовать в эстафете. Каждая группа выбирает своего лидера, берет лепесток и записывает на нем два-три задания, которые она хотела бы предложить другим. Затем лепестки собираются, перемешиваются и кладутся заданиями вниз таким образом, чтобы получилась ромашка, после чего представители групп "вырывают" себе лепестки и приступают со своей группой к подготовке заданий. Все группы по очереди демонстрируют свое творчество.
Очевидно, что задания должны быть творческими и остроумными. Например, спародировать известную телевизионную передачу, инсценировать популярную песню, сочинить стихотворение буриме, представить известную песню в различных жанрах и др.
В такого рода мероприятиях проявляется творческая индивидуальность каждого участника, появляется возможность оценить человека с неожиданной стороны.