Понятия и термины

В религиоведении имеется несколько групп понятий и терминов.

1. Используются категории различных разделов философии – онтологии, гносеологии, социальной философии, логики, философии науки, этики, эстетики и др. – с конкретизированным ОГЛАВЛЕНИЕм: "бытие", "свет", "тьма", "онтологические основы религии", "религия", "религиозное мировоззрение", "сакральное пространство и время", "религиозное сознание", "религиозное познание", "религиозные значения, смыслы, символы", "религиозная мораль", "совесть", "свобода совести", "добротолюбие", "религиозное искусство" и пр.

2. Имеется класс общенаучных понятий и терминов – "культура", "система", "структура", "функция" и др. – с религиоведческим ОГЛАВЛЕНИЕм: "религиозная культура", "религиозная система", "религия как подсистема общества", "структурные элементы религии", "функции религии" и др.

3. Разработан ряд понятий с использованием знаний и соответствующих имен конкретных наук – общей и социальной психологии, педагогики, лингвистики, медицины, юриспруденции и др. – "психологические предпосылки религии", "религиозное чувство", "религиозная вера", "язык религии", "каноническое право", "религиозное воспитание" и др.

4. Религиоведчески осмысленные понятия и термины языка религий: "религиозный опыт", "молитва", "покаяние", "медитация", "теология", "теизм", "доктринальный религиозный комплекс", "деизм", "пантеизм"; особое место занимают понятия "бог", "ангел", "ад", "рай", "провидение", "бодхисаттва", "карма", "сансара", "нирвана", "таухид", "шахада", "хаджж" и др.

5. Есть класс понятий, отражающих состояние и процессы изменения религии: "развитие и эволюция" религии, "сакрализация", "секуляризация", "церквообразование", "расцерковывание", "религиозный плюрализм", "моноконфессиональность", "поликонфессиональность", "детеологизация", "демифологизация", "модернизация" и пр.

Методы

Религиоведение использует большое число разнообразных методов познания. Как и в любой науке, в нем применяются философский, специальные общенаучные и частнонаучные, теоретические и эмпирические методы: системный метод, диалектика, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, экстраполяция, моделирование, аналогия, гипотеза, индукция, дедукция, наблюдение и т.д. В соответствующих разделах, кроме вышеуказанных, используются специальные методы.

В исследованиях религии разработаны такие подходы, которые интегрируют многие частные приемы. Рассмотрим их.

Каузальный анализ исходит из того, что причинная (каузальная) связь является одним из важнейших способов взаимообусловленности явлений и процессов общественной жизни, в том числе и религии. Он имеет в виду раскрытие причин возникновения и эволюции религии, ее различных явлений. В ходе казуального анализа религии учитывается специфика действия причинных связей в обществе, обратное воздействие следствий на причины, существование множества причин, вызывающих данное явление, и т.д.

Именно выяснение причин дает объяснение различных религиозных явлений.

Историзм, исходя из единства исторического и логического, нацелен на раскрытие процессов изменения, эволюции и развития религии во времени, позволяет понять ее современное состояние как нечто ставшее и вместе с тем дает ключ к правильному осмыслению событий и фактов прошлого.

Он выступает в нескольких разновидностях. Генетический метод подразумевает "выведение" последующих этапов развития из предшествующих. При его применении большое значение имеет отыскание промежуточных звеньев в цепи эволюции. С другой стороны, чем дальше в глубь веков направляет свой поиск исследователь, тем меньше в его распоряжении фактического материала. В этом случае историзм предстает в форме актуализма: поскольку современное состояние всякого явления есть итог развития, то изучение этого состояния позволяет создать теоретическую модель, которая поможет охарактеризовать явление в его предшествующих фазах, в том числе и начальных. Сравнительно-историческое исследование сопоставляет состояние одной и той же религии на разных временных этапах ее изменения, эволюции и развития и/или разные религии, существующие одновременно, но находящиеся на неодинаковых стадиях развития.

Типологический анализ представляет собой совокупность процедур расчленения и группировки изучаемых объектов по каким-либо признакам. В результате типологизации получаются статистически устойчивые группы признаков – типы, которые задают модель типологической общности для определенных объектов, явлений. Инвариантность признаков какого-то объекта позволяет относить его к соответствующему типу. Различия признаков объектов внутри типа носят случайный характер, они незначительны по сравнению с различиями свойств объектов разных типов.

Феноменологический анализ включает совокупность приемов выяснения смыслов и значений в духовном взаимодействии людей. Он соотносит мотивы, представления, идеи, цели – религиозные и нерелигиозные – практически действующих индивидов и тем самым достигает понимания смысловой связи их поведения, помогает обнаружить формальные структуры общения, субъективные факторы общественных отношений.

Герменевтический анализ тесно связан с феноменологическим, исторически наследовал традиции экзегетики (раздел теологии, в котором дается толкование Священного Писания). Он применяется в целях достижения понимания религиозных явлений. В нем используются приемы истолкования сакральных текстов, сочинений религиозных авторитетов прошлого и вообще объективированных феноменов религиозной культуры, соотнесения понимания первоисточников каждым новым поколением с авторским пониманием, выявления связи текста с социокультурным контекстом.

Различие объяснения и понимания и, соответственно, методов того и другого относительно. Они взаимосвязаны: объяснение способствует пониманию, а понимание является одной из предпосылок объяснения.

Структурно-функциональный анализ имеет дело с объектами, представляющими собой системы, и направлен на раскрытие их строения и функционирования. Результатом является выделение элементов, которые соотносятся с другими элементами и с системой в целом, выяснение взаимодействия этих элементов и системы. Такая же операция может быть проделана и над каждым выделенным элементом, который в свою очередь представляет собой систему (подсистему).

По мнению конфессиональных исследователей, в основе понимания религии должна лежать религиозная вера, познание сущности религии доступно лишь для верующей души. Чтобы познание было успешным, необходимы "орган" религии, способность "вчувствования". Несомненно, личный религиозный опыт исследователя в процессе самонаблюдения становится предметом внутреннего созерцания, в результате которого может быть получен уникальный материал, имеющий большое значение для развития религиоведческого познания. Результаты самонаблюдения получают соответствующую теоретическую интерпретацию. Но и нерелигиозный исследователь, обладая фундаментальной религиоведческой образованностью, научной ответственностью, используя методы современной науки, имеет возможность успешно познавать и различные феномены религии, и ее сущность. Конечно, при познании религиозного опыта может оказаться недейственной сухая формально-логическая рациональность. Но есть и иные виды рациональности, познавательное значение имеют и чувства (вчувствование).