Понятие и виды государственной пошлины
В соответствии с п. 1 ст. 333.16 НК государственная пошлина представляет собой сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст. 333.17 НК, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ.
Государственная пошлина применительно к гражданскому процессу представляет собой законодательно фиксированный обязательный на всей территории РФ денежный сбор[1], взимаемый с участвующих в деле лиц в доход федерального или местного бюджета за совершение процессуальных действий по возбуждению дела или производства, а также повторную выдачу копий судебных документов (Г. Л. Осокина). По образному определению И. М. Зайцева, государственная пошлина представляет собой плату юридически заинтересованного лица за совершение правосудия по его заявлению или за совершение отдельного действия (например, за выдачу копий судебных документов).
Вопросы уплаты государственной пошлины регламентируются нормами гл. 7 ГПК, гл. 25.3 НК и других федеральных законов (см., например, ст. 393 ТК; п. 2 ст. 17 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей"; п. 2 ст. 23 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").
Различают следующие виды государственной пошлины: простую и пропорциональную.
Простая государственная пошлина взимается в твердом, заранее установленном в НК размере, который непосредственно связан с минимальным размером оплаты труда (например, при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для физических лиц размер государственной пошлины равняется 200 руб.) либо с его частью (так, при подаче апелляционной и (или) кассационной жалобы уплате подлежит 50% размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления неимущественного характера).
Для определения размера государственной пошлины основное значение имеет цена иска, т.е. денежная оценка заявленного требования, которая зависит от взыскиваемой суммы, стоимости отыскиваемого имущества, совокупности алиментных требований за один год и т.п. Данное обстоятельство обусловлено тем, что пропорциональная государственная пошлина определяется пропорционально цене иска, в процентах. Так, при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска до 20 тыс. руб. размер государственной пошлины составляет 4% от цены иска, но не менее 400 руб.
В действующем законодательстве в чистом виде простая и пропорциональная государственные пошлины практически отсутствуют, являясь скорее исключением, чем правилом. В настоящее время наибольшее распространение для исковых заявлений имущественного характера получила комбинированная государственная пошлина. Например, при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска от 20 001 руб. до 100 тыс. руб. размер государственной пошлины составляет 800 руб. плюс 3% суммы, превышающей 20 тыс. руб.
С исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, взимается как государственная пошлина, установленная для исковых требований имущественного характера, так и государственная пошлина, взимаемая с исковых заявлений неимущественного характера.
Как отмечает М. К. Юков, в целях возможной доступности к судебной защите прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций законодательством установлен перечень категорий лиц, освобождаемых от уплаты государственной пошлины, императивно закрепленный в ст. 333.36 НК.
Действовавшая до 1 января 2005 г. редакция ст. 89 ГПК предусматривала возможность освобождения отдельных категорий лиц от уплаты государственной пошлины, а также предоставляла суду (судье) право освободить гражданина от ее уплаты с учетом его имущественного положения. Иными словами, если уплата государственной пошлины как условие доступа к правосудию препятствовала гражданину в защите его прав в судебном порядке, суд (судья) обладал достаточным правом разрешить в индивидуальном порядке вопрос о необходимости его освобождения от уплаты государственной пошлины.
Со вступлением в силу Федерального закона от 02.11.2004 № 127-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" с 1 января 2005 г. в часть вторую НК введена новая гл. 25.3 "Государственная пошлина", а ст. 89 ГПК изложена в новой редакции.
Введенное правовое регулирование сохранило правомочие судов общей юрисдикции и мировых судей уменьшать размер государственной пошлины, подлежащей уплате по рассматриваемым ими делам, и предоставлять отсрочку (рассрочку) ее уплаты на срок до шести месяцев (ст. 64, п. 2 ст. 333.20, ст. 333.41 НК, ст. 90 ГПК). Однако при этом был сужен круг лиц, освобождаемых от уплаты государственной пошлины, и устранена возможность освобождения гражданина от ее уплаты с учетом его имущественного положения.
Конституционным Судом РФ нормативные положения, содержащиеся в ст. 333.36 НК во взаимосвязи с п. 2 ст. 333.20 НК и ст. 89 ГПК, не позволяющие судам общей юрисдикции и мировым судьям принимать по ходатайству физических лиц решения об освобождении от уплаты государственной пошлины, если иное уменьшение размера государственной пошлины, предоставление отсрочки (рассрочки) ее уплаты не обеспечивает беспрепятственный доступ к правосудию, как не соответствующие ч. 1 и 2 ст. 19 и ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции, признаны утратившими силу. Также отмечено, что они не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами (см. постановления Конституционного Суда РФ от 03.05.1995 № 4-П "По делу о проверке конституционности статей 220.1 и 220.2 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В. А. Аветяна"; от 02.07.1998 № 20-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 331 и 464 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами ряда граждан"; от 04.04.1996 № 9-П "По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы"; от 12.03.2001 № 4-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)”, касающихся возможности обжалования определений, выносимых Арбитражным судом по делам о банкротстве, иных его положений, статьи 49 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций”, а также статей 106,160,179 и 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Арбитражного суда Челябинской области, жалобами граждан и юридических лиц"; определения Конституционного Суда РФ от 12.05.2005 № 244-0 "По жалобе граждан Вихровой Любови Александровны, Каревой Екатерины Ивановны и Масловой Валентины Николаевны на нарушение их конституционных прав пунктом 1 части первой статьи 134, статьями 220 и 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"; от 13.06.2006 № 272-0 "По жалобам граждан Евдокимова Дениса Викторовича, Мирошникова Максима Эдуардовича и Резанова Артема Сергеевича на нарушение их конституционных прав положениями статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 89 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации").
В настоящее время от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции и мировыми судьями, в соответствии с нормативными предписаниями освобождаются:
– истцы – по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий;
– истцы – по искам о взыскании алиментов;
– истцы – по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;
– истцы – по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного преступлением;
– организации и физические лица – за выдачу им документов в связи с уголовными делами и делами о взыскании алиментов;
– стороны – при подаче апелляционных, кассационных жалоб по искам о расторжении брака;
– организации и физические лица – при подаче в суд заявлений об отсрочке (рассрочке) исполнения решений, изменении способа или порядка исполнения решений, повороте исполнения решения, восстановлении пропущенных сроков, пересмотре решения, определения или постановления суда по вновь открывшимся обстоятельствам, пересмотре заочного решения судом, вынесшим это решение; жалоб на действия судебного пристава-исполнителя, а также постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенных уполномоченными на то органами; частных жалоб на определения суда, в том числе об обеспечении иска или замене одного вида обеспечения другим, прекращении или приостановлении дела, отказе в сложении или уменьшении размера штрафа, наложенного судом;
– физические лица – при подаче кассационных жалоб по уголовным делам, в которых оспаривается правильность взыскания имущественного вреда, причиненного преступлением;
– прокуроры – по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований;
– истцы – по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного в результате уголовного преследования, в том числе по вопросам восстановления прав и свобод;
– реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, – при обращении по вопросам, возникающим в связи с применением законодательства о реабилитации жертв политических репрессий, за исключением споров между этими лицами и их наследниками;
– вынужденные переселенцы и беженцы – при подаче жалоб на отказ в регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами или беженцами;
– уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) (их территориальные органы), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) – по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей;
– физические лица – при подаче в суд заявлений об усыновлении и (или) удочерении ребенка;
– истцы – при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка;
– Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации – при подаче ходатайства о проверке вступившего в законную силу решения, приговора, определения или постановления суда либо постановления судьи;
– истцы – по искам неимущественного характера, связанным с защитой прав и законных интересов инвалидов;
– заявители – по делам о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и (или) принудительном психиатрическом освидетельствовании;
– государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков;
– авторы результата интеллектуальной деятельности – по искам о предоставлении им права использования результата интеллектуальной деятельности, исключительное право на который принадлежит другому лицу.
Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 333.36 НК освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, с учетом положений п. 3 настоящей статьи:
– общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков;
– истцы – инвалиды I и II группы;
– ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы, обращающиеся за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах;
– истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей;
– истцы – пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством РФ, – по искам имущественного характера к Пенсионному фонду РФ, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.
В п. 3 ст. 333.36 НК закреплено, что при подаче в суды общей юрисдикции, а также мировым судьям исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, плательщики, указанные в и. 2 настоящей статьи, освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 млн руб. В случае если цена иска превышает 1 млн руб., указанные плательщики уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб.
В случаях, прямо предусмотренных в законе, государственная пошлина полностью или частично возвращается заявителю. Так, в соответствии со ст. 93 ГПК и ст. 333.40 НК государственная пошлина возвращается:
– при уплате государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено гл. 25.3 НК;
– возвращении заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;
– прекращении производства по делу или оставлении заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции. Не подлежит возвращению уплаченная государственная пошлина в случае утверждения судом общей юрисдикции или мировым судьей мирового соглашения сторон;
– отказе лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.
Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции или мировыми судьями, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело.
К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции или мировыми судьями, прилагаются решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, – копии указанных платежных документов.
Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины осуществляется органом Федерального казначейства за счет средств бюджета, в который произведена переплата, в течение одного месяца со дня подачи указанного заявления о возврате.