Понятие и виды антикризисного управления

Термин "антикризисное управление" в России гак же, как и во всех других бывших республиках Советского Союза, возник сравнительно недавно. Для экономической науки проблема антикризисного управления – новая и находится в процессе исследования и эволюции. Это касается антикризисного управления как на предприятии, так и на региональном уровне и на уровне государства.

Возникшее в стране в период перехода к рыночной экономике антикризисное управление в течение длительного времени не имело четкой понятийной базы, хотя в последние годы стало одним из самых распространенных деловых терминов, находя широкое применение в отечественной управленческой практике.

Научный интерес к проблемам антикризисного управления развивался поэтапно. В условиях России можно выделить три фазы роста научного интереса к проблематике кризиса и антикризисного управления:

• первая фаза относится к началу 1990-х гг. (период рыночной трансформации);

• вторая фаза относится к концу 1990-х гг. (кризис после дефолта 1998 г.);

• третья фаза – это период в стране после начала мирового финансового кризиса 2008 г. и по настоящее время.

Было сформулировано несколько различных определений понятия "антикризисное управление", которые возникли в разные периоды развития экономики.

Так, в конце 1990-х гг. появились первые определения антикризисного управления фирмой, сформулированные разными авторами. Например, по мнению Г. В. Савицкой, антикризисное управление – это управление фирмой в условиях общего кризиса экономикой; по мнению профессоров А. Г. Грязновой и М. А. Федотовой, это – управление фирмой исключительно в преддверии банкротства; ряд других авторов связывали понятие антикризисного управления исключительно с деятельностью антикризисных управляющих в рамках судебных процедур банкротства. Некоторые авторы считали, что антикризисные меры следует принимать, когда финансовое положение функционирующего на рынке предприятия становится уже печальным, а перспектива банкротства – реальной. Исходя из этого, они полностью акцентировали внимание только на преодолении самого кризиса или неожиданно возникшей кризисной ситуации. Возможность успешного выхода из такой ситуации зависела прежде всего от организаторских способностей руководителя или арбитражного (антикризисного) управляющего. При этом под антикризисным управлением понималось реагирование на непредвиденные обстоятельства наступившей кризисной ситуации.

На следующем этапе под антикризисным управлением стали понимать уже скоординированные действия, направленные на предотвращение кризиса, снижение его остроты и устранение отрицательных последствий.

По мере эволюции понятия антикризисного управления появилось уже понимание того, что от своевременного выявления кризиса, осознания кризисной ситуации, требующей немедленного реагирования, зависит и эффективность самого антикризисного управления. В результате появилось новое определение: антикризисное управление – это действия, направленные на выявление кризиса, составление плана антикризисных мероприятий и реализацию мер по преодолению кризиса.

Дальнейшее расширение понятия антикризисного управления предусматривало дополнительные функции по предупреждению и прогнозированию кризисных ситуаций.

Итак, антикризисное управление – это комплекс мер по предварительной оценке вероятности и возможных последствий потенциальных кризисов, выявлению первых признаков кризисов, разработке антикризисной стратегии, выполнению планов антикризисных мероприятий по предупреждению и ликвидации кризисной ситуации, ликвидации последствий кризиса и предотвращению возможности появления острых кризисов в перспективе.

С точки зрения содержания мероприятий антикризисное управление подразделяется на несколько видов.

Реактивное антикризисное управление реализуется, как правило, на стадии острого кризиса в условиях дефицита времени, когда сложно переосмыслить прежние цели и нормы и осуществить разработку взвешенной антикризисной концепции, и направлено на восстановление достаточного уровня ликвидности и платежеспособности предприятия. Целью реактивного антикризисного управления, как правило, является стремление восстановить прежнее, докризисное состояние.

Задачами реактивного (экстренного) антикризисного управления являются выявление признаков кризисов, выполнение планов намеченных мер по ликвидации кризисов и их последствий.

Задачами превентивного (упреждающего) антикризисного управления являются оценка вероятности и последствий потенциальных кризисов, разработка антикризисной стратегии, реализация планов мероприятий по предупреждению кризисов.

Превентивное антикризисное управление подразумевает проведение мероприятий по идентификации, оценке и управлению рисками организации и решению вопросов по повышению экономической безопасности предприятия путем увеличения способности организации к адаптации. Превентивное антикризисное управление можно разделить на два подвида:

1) раннее антикризисное управление, которое осуществляется с целью преодоления опасности кризиса и создания потенциала прибыльности в случае затухания спроса и ухудшения позиций организации на рынке и опасности потери его самого. Здесь регулярное управление дополняется рядом специальных функций, например, но реализации антикризисных инноваций, предупреждающих деградацию;

2) антикризисное управление по слабым сигналам об угрозе кризиса, которое реализуется при потере конкурентоспособности продукции и организации в целом. Сочетает примерно в равной степени функции регулярного и антикризисного управления (например, досудебная санация). Основная цель – избегать надвигающегося кризиса платежей.

Различные виды антикризисного управления применяются в зависимости от того, осуществляет ли организация антикризисное управление с целью профилактики кризиса и распознавания его на ранних стадиях или она находится в острой стадии кризиса.

Особой формой экстренного антикризисного управления является арбитражное управление, осуществляемое в рамках формализованных процедур на основе решения арбитражного суда. Арбитражное антикризисное управление также можно подразделить на два подвида:

1) антикризисное управление в период несостоятельности (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление). К подобному развитию событий ведут потеря прибыльности, самоокупаемости и Вперед за ними неплатежеспособность. Здесь функции антикризисного управления дополняются рядом оперативных функций регулярного управления. Цель – выживание, возможность восстановления бизнеса, платежеспособности и создание условий для перехода к опережающему антикризисному управлению;

2) антикризисное управление в период банкротства (конкурсное производство) имеет место в условиях стойкой потери платежеспособности. Осуществляется при признании судом организации-должника банкротом. Здесь регулярное управление отсутствует, а реализуются только функции антикризисного управления. Цель – максимально возможное удовлетворение требований кредиторов, сохранение организации как имущественного комплекса, позволяющее возобновить бизнес другим собственникам; максимально возможное сохранение рабочих мест.

(Подробно организационные аспекты арбитражного управления рассматриваются в гл. 8 данного учебника.)

В дальнейшем управление организацией должно быть больше ориентировано на опережающее управление, чем на реактивное. И для эффективной борьбы с кризисами основное внимание следует уделять не реанимации попавшей в острый кризис организации, а мерам по предупреждению, распознаванию и прогнозированию кризисов на его ранних стадиях.

Поэтому основной задачей антикризисного управления является своевременное диагностирование предкризисного состояния предприятия, принятие превентивных мер по предупреждению кризиса.

Правильное реагирование на затруднительную ситуацию в значительной степени зависит от того, насколько ей дана верная оценка, учтены возможные последствия и, безусловно, от типа ситуации. Таким образом, от конкретного типа кризиса в основном (но не полностью) зависит и тип антикризисного управления.