Понятие, цели и функции страхового маркетинга
Страховой маркетинг - это система взаимодействия страховщика и страхователя, направленная на взаимный учет их интересов и потребностей. Часто под страховым маркетингом понимают комплекс действий, направленных на максимизацию прибыли страховщика за счет более полного учета потребностей потребителей.
Страховой маркетинг - это система организации всей деятельности страховой фирмы по созданию, производству и сбыту страхового продукта па основе комплексного изучения рынка и реальных запросов покупателя в целях получения прибыли.
Страховой маркетинг в современной экономике рассчитан на максимальное облегчение имеющихся процедур управления предприятием и их ориентацию на рынок и его потребности. Данные изменения направлены на сокращение времени реагирования страховщика на запросы потребителей, снижение цен, повышение качества продукта и обслуживания страхователя. В то же время страховой маркетинг - система балансирования интересов различных групп с противоречивыми интересами. Владельцы компании желают повышения собственной прибыли, чего можно добиться за счет повышения цен на страховой продукт, т.е. за счет страхователя, и путем понижения издержек функционирования компании (за счет сотрудников и используемых методов организации труда). Клиенты, наоборот, считают необходимым снижение цен за счет понижения прибыльности страховых компаний, а также снижения издержек.
Задача страхового маркетинга состоит в понижении остроты этих противоречий и предоставлении страхователям услуг нужного качества и в требуемом ассортименте без ущерба для прибыльности страховщика. Однако в последнее время это удастся со вес большим трудом из-за повышения требовательности страхователей, желающих получить за свои деньги как можно больше услуг. Тем не менее можно утверждать: страховой маркетинг - это средство достижения оптимального распределения ресурсов в системе страхования.
Цель страхового маркетинга в ее более узкой трактовке можно выразить следующей формулой: "Найти страхователей, приносящих компании больше, чем стоит их привлечение, и удовлетворение имеющихся у них страховых потребностей. Это искусство угодить клиенту, удовлетворив при этом и хозяев страховой компании". Поэтому маркетинг в страховании не может быть эффективным, если не основывается на анализе потенциальных и имеющихся страховых рынков (клиентуры), т.е. страховой маркетинг в основном представляет собой предварительный анализ доходности клиентуры и рынков, методологию их завоевания и удержания.
Система страхового маркетинга в конечном итоге является инструментом достижения определенных целей, стоящих перед компанией в новых рыночных условиях, характеризующихся повышением конкурентоспособности рынков и требовательности потребителей к качеству услуг. Такими целями для страховщиков могут быть:
o максимизация прибыли компании;
o получение страховщиком достаточной прибыли наряду с выполнением им каких-либо дополнительных функций;
o выживание компании при основном упоре в ее деятельности на осуществление целей, не связанных с получением прибыли за счет страховой деятельности.
Максимизация прибыли - основная цель для большинства страховщиков и страховых посредников (брокеров и агентов), заинтересованных в собственных доходах. Однако на страховщика могут быть наложены ограничения, связанные, например, с социальной ролью страхования. Общество через правительство и законодательство может потребовать от страховщиков выполнения социальных функций, например защиты пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях через обязательное страхование автогражданской ответственности, выплату страхового возмещения пострадавшим в несчастных случаях па производстве. В неявном виде общество может потребовать от страховщика ограничения собственных прибылей, участия в финансировании государственного долга, вложения средств в стратегически важные отрасли бизнеса.
Таким образом, получение высокой прибыли страховщиком становится в ряде случаев вспомогательной задачей, обеспечивающей выполнение основной социальной функции. Прибыли, тарифы, условия договоров страхования подвергаются в этом случае жесткому правительственному регулированию. Примером такого положения является обязательное медицинское страхование.
Для взаимных и кэптивных страховых компаний, занимающихся страхованием интересов только своих пайщиков и акционеров, основной функцией является обеспечение им надежной страховой защиты, а не извлечение прибыли из страховых операций. Поэтому эти компании заинтересованы в первую очередь в обеспечении стабильности собственного платежного баланса при предоставлении максимума услуг своим членам и акционерам.
Перечислим функции страхового маркетинга:
1) аналитическая предполагает исследование и анализ:
o внешней среды и составляющих состояния страхового продукта;
o потребителей страховых услуг;
o структуры страхового рынка и ассортимента страховых услуг;
o внутренней среды страховой организации;
2) товарная включает:
o создание новых страховых продуктов;
o использование новых технологий (например, бенчмаркинга, мерчандайзинга и др.);
o управление качеством страховых продуктов и их конкурентоспособностью;
3) сбытовая выражается в:
o формировании ассортиментной политики и продуктового ряда;
o формировании ценовой политики;
o организации каналов продвижения страховых продуктовых и дополнительных услуг, а также сервисном обслуживании. Продвижение (стимулирование) предусматривает формирование спроса, стимулирования каналов продвижения, удовлетворение страховых интересов и предпочтений страхователей;
4) управления и контроля включает:
o управление;
o выработку стратегии;
o организацию планирования;
o информационное обеспечение;
o организацию контроля.
Маркетинг как система взаимодействия и взаимного учета интересов производителей и потребителей страхового продукта может быть использован всеми типами страховщиков. Однако в зависимости от способа их взаимодействия со страхователями, которые могут быть посторонними лицами, акционерами или теми, кому страховщик обязан предоставить услуги определенного качества, маркетинг принимает различные формы. Но в любом случае система маркетинговых усилий, направленная на балансирование спроса и предложения, включает в себя следующие неизменные этапы:
o получение информации о страхователях и потенциальных клиентах - исследование страхового рынка;
o формализованное представление и изучение рынка - сегментация страхового рынка;
o оценка платежеспособного спроса па ту или иную продукцию по сегментам рынка;
o анализ страховой продукции и маркетинговой стратегии конкурентов;
o разработка страховой продукции и стратегии ее продвижения на рынок;
o определение политики ценообразования па страховую продукцию (базовая цена, надбавки и скидки);
o разработка стратегии сбыта продукции, включая организацию системы сбыта, маркетинговые акции, рекламу и т.д.;
o анализ эффективности страхового маркетинга.