Понятие типологии и концепция "идеального типа" М. Вебера
Рассмотрим ряд базовых понятий, связанных с типологией.
1. Тип (греч. typos – отпечаток, форма) – это:
ü образец, модель, которым соответствует определенная группа предметов, явлений (типы машин, типы обществ);
ü обобщенный образ, содержащий характерные черты определенной группы людей;
ü абстрактный или концептуальный класс (категория), способный подпадать под прямое эмпирическое обозначение.
2. Типизация, или типологизации, – это подведение под какой-нибудь тип, классификация по типам.
В литературе может встретиться и понятие типификации (его, например, использует А. Шюц). Это концептуальный процесс, посредством которого исследователи организуют свое знание о социокультурном мире с точки зрения типичных характеристик людей, вещей или событий.
3. Типология – это:
ü классификационная концептуальная схема, являющаяся результатом типологического описания и сопоставления;
ü взаимоотношения между равными типами каких-нибудь явлений или предметов, представленные в научной системе.
4. Типология культуры – для нас это наиболее важно – есть метод научного познания, основанный на выделении элементов, составляющих целое культуры, и их группировке с помощью типа, т.е. обобщенной, идеализированной модели.
5. Целью типологического анализа является упорядоченное описание и объяснение сложного и разнообразного мира культуры посредством сравнительного изучения культурного многообразия. В процессе такого исследования культуры используют эмпирическую и теоретическую типологию.
Эмпирическая типология основана на количественной обработке и обобщении опытных данных, которые собираются этнографами, историками культуры, социологами, культурологами. Исследователи фиксируют устойчивые признаки сходства и различия, систематизируя и интерпретируя полученный материал.
Теоретическая типология предполагает построение идеальной модели культуры, опираясь на понимание культуры как системы.
Поясним понятие идеальной модели, опираясь на идею М. Вебера, ставшую, несмотря на многочисленные попытки критики, методологической основой любых типологических построений, касающихся общества и культуры.
По М. Веберу, идеальные типы – это логические упрощения тенденций, присущих сложной действительности, выстроенные на основе односторонне избранной исследователем точки зрения. Необходимость такого метода Вебер объяснял невозможностью с помощью научных понятий охватить действительность, которая бесконечна и слишком сложна, чтобы человеческий разум мог объять ее полностью. Поэтому понятия всегда устанавливаются не как окончательные, исчерпывающие, категорические оценки, а скорее, как эвристическое средство, помогающее сравнивать и соизмерять действительность в целях дальнейшего исследования и объяснения.
...Исследователь чаще всего пользуется нормативно "правильно" (т.е. логически непротиворечиво. – Н. Б.) сконструированными "идеальными типами"... Он, характеризуя специфическое убеждение людей определенной эпохи, может сконструировать как тип убеждений, лично ему представляющийся этически нормативным и в этом смысле объективно "правильным", так и тип, с его точки зрения этически неприемлемый, а затем сравнить со своей конструкцией поведение изучаемых им людей; он может, наконец, сконструировать и такой тип убеждения, который лично ему вообще не представляется ни положительным, ни отрицательным. Следовательно, нормативно "правильное" не обладает монополией для данной цели. Какое бы ОГЛАВЛЕНИЕ ни имел рационально созданный идеальный тип – будь то этическая, догматически-правовая, эстетическая, религиозная норма или техническая, экономическая, политико-правовая, культурно-политическая максима или "оценка", заключенная в наиболее рациональную форму любого вида,– конструкция идеального типа... всегда преследует только одну цель: служить "сравнению" с эмпирической действительностью, показать, чем они отличаются друг от друга, установить степень отклонения действительности от идеального типа или относительное сближение с ним, для того чтобы с помощью по возможности однозначно используемых понятий описать ее, понять... и объяснить.
Вебер М. Смысл "свободы от оценки" в социологической и экономической науке // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 595.
Словом, идеальные типы – это абстрактные конструкции; заведомо упрощенные, предельные понятия, не имеющие непосредственного аналога в реальности. Они используются для исследования причин отклонения исторической действительности от идеального типа.
Руководствуясь такой методологией, М. Вебер выявил четыре типа социального действия (табл. 3.1) и три "чистых" тина политического правления (табл. 3.2).
Таблица 3.1
Типы социального действия по М. Веберу
Тип социального действия |
Характеристика типа |
Целевые установки и ориентации |
1. Инструментальное (или целерациональное) |
Предметы внешнего мира и другие люди трактуются как условия или средства действия, рационально ориентированного на достижение собственных целей |
Ориентация на максимальную выгоду |
2. Ценностно- рациональное |
Определяется осознанной верой в ценность определенного способа поведения как такового, независимо от конечного успеха деятельности |
Ориентация на моральные императивы |
3. Аффективное |
Определяется непосредственно чувством |
Реализация эмоционального состояния |
4. Традиционное |
Побуждается усвоенной привычкой, традицией |
Ориентация на общепринятую практику |
Таблица 3.2
Типы политического господства (или легитимного авторитета) по М. Веберу
Тип господства |
Тип государства |
Характеристика типа |
1. Рациональный |
Правовой тип |
Вера в законность выработанных правил и в тех, кто обладает авторитетом согласно этим правилам |
2. Традиционный |
Патриархальный тип |
Вера в святость существующих обычаев и традиций. Во главе стоит господин, распоряжающийся своими подданными и слугами в рамках данных традиций (короли, королевы, религиозные сановники и т.п.) |
3. Эмоциональный |
Харизматический тип |
Базируется на преданности исключительной личности или лидеру, вдохновляющему людей и увлекающему их за собой. Харизма – это особый дар. Им обладали основатели мировых религий (Будда, Иисус, Мухаммед), великие полководцы (Александр Македонский, Цезарь, Тамерлан, Наполеон), выдающиеся политики (Авраам Линкольн, Петр I, В. И. Ленин) |
Важное преимущество типологии, построенной на основе теоретических предположений, состоит в том, что она позволяет предсказать возможные и ожидаемые объекты, выявить свободные лакуны, где позднее будут размещены вновь открытые формы (как это было с таблицей Д. И. Менделеева).
Отметим, что, хотя методология М. Вебера имеет большое значение для всех социально-гуманитарных наук, культурология в этом ряду занимает особое место, поскольку любая веберовская интерпретация, какой бы проблемы она ни касалась: экономической сферы, религии, политики, бюрократии и т.п., – носит культурологический характер. В частности, как подчеркивает Вебер, в идеальном типе всегда фиксируется культурный смысл.
Акцентируя, вслед за М. Вебером и многими его последователями, тезис о том, что идеально-типические понятия и конструкты составляют фундамент методологии наук о культуре, рассмотрим проблему критериев, или оснований, для такого конструирования.