Понятие и теоретические характеристики налоговой системы
В связи с делением налогов на прямые и косвенные финансовая наука обсуждала их преимущества и недостатки, что имело значение для построения налоговой системы, приближенной к научным рекомендациям. Какие налоги использовать: прямые или косвенные? Или, соединяя преимущества тех и других, создать сбалансированную налоговую систему? В самом начале, когда еще трудно было говорить о налоговых доходах как о системе, дискуссия шла о том, какие налоги лучше: прямые или косвенные?
Социально-экономические условия Средних веков заставляли финансовую науку следовать за практикой и делать выводы о решающей роли косвенного обложения. Интересы зарождающегося капитала поставили вопрос о снятии препятствий на пути его развития. Их было немало, в их числе и косвенные налоги. Критика косвенного обложения была предпринята уже меркантилистами, но в большей степени - физиократами с их идеей единого налога, которая отвергала вовсе косвенные налоги. В дальнейшем отношение к последним можно назвать лояльным, так как финансовая наука по мере своего развития более самостоятельно могла анализировать влияние косвенных налогов. Во второй половине XIX в., когда борьба рабочего класса приобрела явно конфликтные формы, подошла новая волна активной критики косвенного обложения. Новизна момента заключалась в том, что наука не ограничилась только критикой. Уровень экономического развития и благосостояния и самостоятельный характер финансовой науки позволили ей выработать положительные решения. Были убедительно обоснованы преимущества прямого, прежде всего личного, подоходного обложения, признано рациональным сочетание прямого и косвенного обложения в целях сбалансирования фискальных интересов государства и интересов налогоплательщиков.
К концу XIX в. произошло резкое столкновение фискальных интересов государства с интересами экономического развития, которое требовало значительных инвестиций в связи с важнейшими качественными изменениями технологии производства (наступление века электричества, внедрение в производство двигателя внутреннего сгорания, разработка новых методов производства стали и т.д.) и экономического строя общества (акционерный капитал, корпорации, трансформация чистой конкуренции в несовершенную).
Косвенные налоги составляли основу тогдашних бюджетов, поэтому к принятию решения продвигались долго и трудно. Надо было найти такой вид налогообложения, который без ущерба для казны мог бы заменить "обилие" поступлений от косвенного обложения и обеспечить стимулы к росту производства. В качестве альтернативы было предложено прогрессивное подоходное обложение.
Исследуя преимущества и недостатки каждой формы налогообложения, финансовая наука приходит к выводу, что только посредством сочетания прямого и косвенного обложения можно выстроить налоговую систему, отвечающую фискальным интересам государства и экономическим интересам налогоплательщиков: "Для достижения этих целей, кроме хорошей организации прямых налогов, необходимо, чтобы косвенные налоги не составляли главной основы финансовой системы страны, чтобы нормы обложения ими были не высоки и чтобы они не затрагивали предметов насущного потребления или предметов первой необходимости, а главное, чтобы вся финансовая система покоилась на фундаменте широкого привлечения конъюнктурных ценностей и доходов для покрытия нужд государственного хозяйства".
Теоретический спор о сочетании форм обложения был напрямую связан с необходимостью реформ существующих на практике систем налогообложения. Россия в начале XX в., как никакая другая страна, нуждалась в налоговой реформе. Министр финансов России С.Ю. Витте в лекциях великому князю Михаилу Александровичу настаивал, что "лишь сочетанием прямых и косвенных налогов может быть создана более или менее удовлетворительная система обложения, которая способна, не отягощая особенно плательщиков, не подрывая благосостояния массы населения и не препятствуя экономическому развитию страны, доставлять государству достаточные средства для покрытия его потребностей". К сожалению, политическая направленность развития России - СССР не позволила создать экономические основы рациональной налоговой системы, хотя предпосылки были подготовлены, в том числе и отечественными экономистами.
Налоговая система представляет собой совокупность налогов, взимаемых в государстве, формы и методы их построения, методы исчисления налогов и налоговый контроль. Современное российское законодательство дает краткое определение налоговой системы как совокупности налогов, сборов, пошлин и других платежей. Эти формулировки конца XX в. - результат исследований финансовой науки второй половины XIX - начала XX в. Наукой был дан ответ на вопрос, что представляет собой налоговая система как единое целое, отслежены факторы её формирования, определены функции налоговой системы, поставлены проблемы определения ее эффективности.
С момента своего возникновения финансовая наука исследовала налоги, рожденные финансовой практикой, в дальнейшем разрабатывала отдельные вопросы функционирования налоговой системы. Каюк проблемы решила финансовая наука, прежде чем выделить налоговую систему в самостоятельный объект исследования? Резюмируя предшествующий материал, можно сказать, что, исследуя проблемы налогов, финансовая наука достигла важных результатов в области налогов:
(1) сформулированы принципы налогообложения и распределения налогового бремени;
(2) проанализированы вес формы налогообложения; учебные пособия XIX - начала XX в. содержат обстоятельную характеристику всех форм налогов;
(3) созданы теории переложения налогов, которые впоследствии послужили основой для анализа влияния переложения налогов на экономические процессы и поставили вопрос о реальной тяжести обложения для различных групп налогоплательщиков.
Можно сказать, что таким образом финансовая наука создала общую теорию налогов. Обложение должно отвечать многим условиям: оно должно быть справедливо и равномерно распределено, давать сумму, достаточную для удовлетворения государственных нужд, уплата налогов должна быть удобна для плательщиков и т.д. Найти на практике один налог, который отвечал бы всем этим требованиям, невозможно, и государства в своей финансовой политике всегда комбинировали различные виды налогов.
Обобщение опыта финансовой практики позволило финансовой науке сформулировать следующее определение: налоговая система - это комбинации налогов, "построенные, по возможности, по указанию высших принципов податного обложения для покрытия государственных расходов". И.Х. Озеров писал: "Эти правила (высшие принципы обложения) собственно финансовой политики формулируют главнейшие современные тенденции налоговой политики".
В данном случае речь идет о правилах, сформулированных А. Смитом. Таким образом, принципы налогообложения А. Смита можно считать началом разработки научных принципов организации податной системы как единого целого. Все последующие разработки по налогообложению стали последовательными ступенями его системного построения.
Д.С. Милль, не давая определения налоговой системы, высказывает идею использования совокупности разнообразных налогов. Он первый из классиков экономической науки изложил свое представление о системе налогов. Его принципиальный подход к ней состоял в том, чтобы налоги не тормозили развития производства и не касались товаров первой необходимости. Он определяет объекты обложения и способы взимания налогов. Д.С. Милль говорит, что нет налога, в котором бы не было несправедливости, так что только разнообразие налогов, может быть, взаимно сокращает эти неравенства и исправляет дело.
Итак, признавая невозможность единого прямого налога на доход, Д.С. Милль сводит налоги в следующую систему: "Довольно значительная часть государственного дохода может доставляться специальным налогом на ренту, который с течением времени должен возрастать. Пошлины с наследств по закону и по завещанию, имеющие в виду сглаживание неравенств по богатству, налог на дома, могут доставлять значительный доход. Косвенные налоги должны падать только на предметы роскоши и таким образом щадить необходимое. Чтобы налоги производили наименее стеснений, должны быть приняты следующие правила: они должны по возможности прямо падать на потребителя; надо сосредоточивать пошлины на немногих предметах, усиленно взимать их с возбуждающих напитков, по возможности ограничиваться ввозными пошлинами, не возвышать пошлины до такой степени, чтобы возбуждалась контрабанда, только по необходимости облагать и предметы комфорта. Вот такие практические правила должны быть соблюдены для того, чтобы косвенные налоги не приносили зла хозяйству".
Немецкой школе и ее главе А. Вагнеру удалось с учетом всех действующих интересов сформулировать принципы обложения таким образом, что они могли быть положены в основу налоговой политики, т.е. финансовой практики. Оценивая роль А. Смита и А. Вагнера, Г.И. Болдырев пишет: "Со времен А. Смита финансовая наука, как и финансовая практика, сильно продвинулись вперед. Согласно современным воззрениям, правильно построенная налоговая система должна отвечать требованиям, сформулированным немецким экономистом А. Вагнером..."
Собственно, восьмым пунктом А. Вагнер дает определение налоговой системы как совокупности налогов, соответствующей научным принципам, что позволяет налоговой системе выполнять свою главную функцию - фискальную, т.е. обеспечивать поступления в казну как в нормальной, так и в чрезвычайной обстановке.
Итак, финансовая наука к началу XX в. сформулировала определение налоговой системы, ее функции, главная из которых - финансовая - определила характер налоговой системы как нейтральный, что отвечало принципам неоклассической школы о невмешательстве государства в хозяйственные процессы. Эта модель налоговой системы использовалась в финансовой практике вплоть до кейнсианства, в котором налоговой системе была отведена роль автоматического стабилизатора экономического цикла, как мы уже говорили. Однако налоговая модель 1980-х годов вернула налоговой системе нейтральный характер.
К. Эеберг из принципов А. Вагнера, выделяет тс, которые касаются народного хозяйства и главной цели его функционирования - роста благосостояния как населения в целом, так и каждого гражданина. Он считает, что "экономических принципов податной системы два:
(1) облагать следует только доход, то есть сумму тех благ, которые вновь образуются в каждый хозяйственный период и могут тратиться без уменьшения основного имущества, самое же имущество следует щадить. Это основное положение касается, следовательно, экономического ограничения высоты налогов и их нормального источника - дохода. Оно требует, чтобы финансовое хозяйство щадило основное имущество подданных и не уменьшало его, дабы не пострадал источник общественных доходов;
(2) податная система должна по возможности избегать внесения расстройства в промышленную жизнь отдельных хозяйств. Эго положение требует такой организации податной системы, которая вносила бы возможно меньшее расстройство в производство, обращение, распределение и потребление хозяйственных благ".
Принципы организации налоговой системы сформулированы с точки зрения влияния налогов на общее экономическое развитие и благосостояние. В общем виде они были высказаны еще Ж. Сисмонди: "Налог никогда не должен падать на ту часть дохода, которая необходима для сохранения этого дохода".
Это фактически главный принцип макроэкономической политики, направленной на достижение равновесия между государственным и частным секторами экономики. Частный сектор подпитывает государственный в пределах, не мешающих действию рыночного механизма. Если в интересах фиска увеличивать ставки налога, то в конечном счете может быть уничтожен тот источник, из которого берутся доходы. Определяющая роль частного сектора в экономическом прогрессе требовала его защиты, в частности, от чрезмерных налогов, сдерживающих его развитие. Защита промышленности от тягот налогообложения нашла свое выражение и в том, что уже в конце XIX в. был поставлен вопрос о дифференциации налоговых ставок и о преодолении понимания чисто фискального характера налогов. Финансовая наука не только сформулировала идею стимулирующей функции налогов, но и сделала попытки реализации этой идеи на практике.
Таким образом, можно сделать выводы о том, что налоговая политика является составной частью общегосударственной финансовой политики, которая должна строиться на компромиссе интересов обеих сторон: государства и налогоплательщиков.
Одной из основных целей налоговой политики является повышение эффективности налогообложения.
Налоговая политика относится к косвенным методам государственного регулирования, так как она лишь обеспечивает условия экономической заинтересованности или незаинтересованности в деятельности юридических и физических лиц и не строится на базе властно-распорядительных отношений. Одновременно налоговая политика как косвенный метод государственного регулирования более гибко воспринимается экономикой и поэтому более широко применяется в рыночных системах, чем методы прямого государственного регулирования.
Формы и методы налоговой политики должны определяться политическим строем, национальными интересами и целями, административно-территориальным устройством, отсутствием или наличием и характером взаимодействия разных форм собственности и некоторыми другими положениями.
Процесс формирования и развития налоговой политики государства невозможен без теоретического обоснования данного явления и глубокой научной проработки его основных положений.
В части становления налоговых систем разных стран следует отмстить, что долгое время финансовая наука дискутировала о том, какие налоги следует использовать для построения сбалансированной налоговой системы.
В результате продолжавшихся обсуждений наука выработала свой взгляд на понятие "оптимально построенная налоговая система государства", где должны быть учтены достоинства и недостатки прямых и косвенных налогов, а также сформулированы основные цели, задачи, принципы, положенные в основу налоговой системы той или иной страны. Также немаловажным является учет интересов государства и налогоплательщиков, поскольку, как свидетельствует история, наиболее кровопролитные войны и восстания в своей основе имели недовольство народного большинства сложившейся налоговой системой в государстве.