Понятие и сущность цены

Ценой называется количество денег, за которые продается и покупается экономическое благо.

Цена определяется на рынке в результате взаимодействия покупателей и продавцов.

Что лежит в основе цены? Различные школы и направления экономической теории предлагают различные ответы на этот простой, казалось бы, вопрос. Классическая экономическая теория полагала, что в основе цены товара лежат затраты (издержки) на производство этого товара, т.е. плата за использованные экономические ресурсы. Как писал Адам Смит, цена "сводится – непосредственно или в конечном счете – к... трем составным частям: к ренте, заработной плате и прибыли". Трудовая теория стоимости, полагающая, что главный фактор определения стоимости и цены – это труд, была развита другим классиком, Давидом Рикардо (1772–1823).

В противоположность классической теории маржиналистская теория полагала, что в основе цены товара лежит его полезность, точнее, предельная полезность. Еще Карл Менгер (1840–1921) выдвинул, а Евгений Бем-Баверк (1851 – 1914) развил положение, что именно соотношение предельных полезностей обмениваемых товаров и обусловливает пропорции их обмена, т.е. цены.

Неоклассическое направление в лице ее основателя Альфреда Маршалла (1842–1924) предложило свой взгляд на цену и ценообразование. Подход Маршалла – синтез классического и маржиналистского подхода к цене. Маршалл исходил из того, что эти подходы сосредоточили свое внимание на различных сторонах одного и того же процесса – формирования цены.

Два лезвия одних ножниц

Согласно подходу, выработанному неоклассическим направлением, цена товара определяется двумя принципами: предельной полезностью и издержками производства.

Цена, которую покупатель согласен уплатить за товар, обусловливается степенью полезности товара.

Цена, которую желает получить продавец, имеет в своей основе издержки производства товара.

Цены формируются не посредством их усреднения, а в ходе своеобразного компромисса между покупателями и продавцами как предельно допустимые со стороны спроса и со стороны предложения. Это два взаимодействующих между собой принципа цены. Маршалл писал: "Принцип “издержек производства” и принцип “конечной полезности”, без сомнения, являются составными частями одного всеобщего закона спроса и предложения, каждый из них можно сравнить с одним из лезвий ножниц".

А как быть с наценкой посредников (т.е. продавцов товара, не производимого ими самими), которая добавляется к цене продаваемого ими товара? Общепринятый подход к этому вопросу состоит в том, что даже тот продавец, который продает им же изготовленную продукцию, включает в ее цену издержки обращения (транспортировки, хранения, рекламы, продажи и т.д.), не говоря уже о продавцах не собственной продукции, которые просто добавляют свои издержки обращения (включая свою прибыль) к цене, по которой они купили товар у его производителя. Таким образом, посредник не меняет сути механизма установления цены.

Стоимость

В экономической и другой жизни широко известен термин стоимость, который во многих случаях употребляется как аналог термина цена (например, стоимость товара).

В то же время этому термину часто придают другие, отличные от цены, значения. Так, стоимость может рассматриваться как величина расходов потребителя (стоимость потребительской корзины). Другое значение, в котором употребляется данный термин, – это величина расходов производителя (стоимость производства продукции). Термин "стоимость" используется и при анализе экономических категорий (добавленная стоимость).

Что позволяет этому термину быть употребимым в столь разных случаях? Вероятно то, что стоимость подразумевает не только цену, но и денежную оценку того, что не всегда имеет рыночную цену (стоимость производства продукции), или является суммой цен (стоимость потребительской корзины), или же может рассчитываться по разным ценам (как, например, добавленная стоимость – см. гл. 2 учебника "Макроэкономика").