Понятие субкультуры
Нам хотелось показать, что проблема формирования элит затрагивает все общество и всю культуру, влияет на ее будущее и требует серьезного внимания и перспективного проектирования. Теперь рассмотрим горизонтальный срез типологически-стратификационной модели. Он требует обращения к категории "субкультура". В словаре С. И. Ожегова говорится, что "суб" – первая часть сложных слов в значении: 1) находящийся под чем-нибудь или около чего-нибудь; 2) подчиненный чему-нибудь; 3) не основной, не главный.
Понятие субкультуры появилось для обозначения состояния расколовшегося в результате супериндустриальной революции общества. Среди множества новых процессов выделим три, повлиявших на возникновение субкультур. Во- первых, новое общество чрезвычайно интенсивно формировало массовое сознание, отличающееся усредненностью и нивелировкой потребностей и вкусов. Рекламная индустрия "загоняла" людей в формат определенных стандартов, хотя число этих стандартов постоянно росло. Во-вторых, следствием супериндустриального развития становится диверсификация, увеличение разнообразия культурных форм и социальных структур. В-третьих, процессы отчуждения людей от результатов труда, возрастание чувства одиночества среди толпы в мегаполисах, снижение ценности семейных отношений и т.п. вызывали потребность в объединении в рамках не всей культуры, которая носит для индивида абстрагированный от него характер, а ее фрагмента, части, локализованной обозримыми для человека рамками. В свою очередь, чтобы понять, с кем надо объединяться, человек должен себя идентифицировать. Так подготавливалась почва для субкультурного взрыва.
Г. Хофстед, определяя культуру как коллективное программирование сознания, выделил следующие ее свойства, которые распространяются и на субкультуру:
1) культуре обучаются бессознательно (базовые ценности закладываются до десяти лет);
2) культура передается с помощью символов;
3) она динамична, хотя глубинные процессы происходят очень медленно;
4) каждая культура избирательна (включает явления, образы, которые делают мир общим для представителей той или иной культуры);
5) культура имеет тенденцию к этноцентризму (провозглашению ценности своей группы как ценности для всех).
Г. Хофстед также выделил параметры, по которым исследуются субкультуры:
• параметр индивидуализма/коллективизма;
• дистанция власти;
• терпимость к неопределенности;
• степень социальной дифференциации полов;
• взаимоотношение с группой.
Люди выбирают субкультуры, чтобы индивидуализировать себя. Критерии, по которым возникают субкультуры, чрезвычайно многообразны: возрастные, гендерные, профессиональные, досуговые, территориальные, этнические и др. Так, даже внутри профессиональных сообществ могут выделяться суб-субкультуры, поскольку подобные сообщества содержат множество фрагментов. Примером этого служит научное сообщество, где ученые группируются по разным направлениям дифференцировавшегося знания.
В свою очередь Э. Тоффлер приводит пример Уолл- Стрит, которая была белой англосаксонской протестантской субкультурой. Представители ее посещали одни и те же школы, вступали в одни и те же клубы, занимались одними и теми же видами спорта (теннис, гольф, сквош), посещали одну церковь (пресвитерианскую и епископальную) и голосовали за одну партию (республиканцев). Сегодня ситуация изменилась, но все же молодые люди, вступающие в бизнес, "зажаты в тиски" выбором субкультурного членства. Несмотря на то что в финансовой индустрии встречается большое количество греческих, еврейских и китайских имен, здесь существует определенный стиль жизни, в которой высшая ценность – безусловное отличие от других.
Людей в субкультуру могут объединять спортивные занятия в рамках определенного вида, увлеченность компьютерными сетями. Субкультуры могут возникать как ответ на фрагментацию общества по принципу сексуально- семейных отношений (субкультуры, основанные на супружеском статусе). Это в основном относится к западному обществу, но имеет место и в России. В частности, "мир прежде женатых" – это субкультура со своими собственными механизмами совместного существования, моделями регулирования раздельной или в разводе жизни.
Субкультуры возникают в основном в крупных мегаполисах. Хрестоматийный пример – хиппи. В середине 1950-х гг. на калифорнийском побережье собралась группа писателей, художников – богемной молодежи, их окрестили "битниками". Основными признаками их субкультуры было прославление нищеты (джинсы, сандалии, лачуги), пристрастие к негритянскому джазу и жаргону, интерес к восточному мистицизму и антагонизм к основанному на технологии обществу. Они оставались крошечной сектой, пока не появилась лизергиновая кислота (ЛСД). Тогда и возникла большая группа – движение хиппи, представители которой были и в СССР в начале и в середине 1980-х гг. В связи с возрастанием скорости социокультурных изменений субкультуры подобного рода, особенно связанные с возрастом, быстро сходят с арены, заменяясь другими. Болес устойчивы этнические субкультуры.
Принято считать, что причины возникновения этнических субкультур – в усилении миграционных процессов, перемещении людей из привычных культурных ареалов в новые и т.п. Разумеется, полиэтничность порождает много проблем: социальных, политических, культурных. Для этого достаточно обратиться к ситуации конца XX – начала XXI в. в европейских государствах, этническая структура которых заметно изменилась в основном за счет арабского населения. Однако проблемы – не в этническом разнообразии как таковом, это разнообразие как раз дает дополнительный стимул для обогащения культур. Проблемы возникают, когда этничность политизируется: провоцируются геноцид, ксенофобия, конфликтность, сепаратистские движения. Причины этого – борьба за власть, за перераспределение разного рода ресурсов, за отстаивание определенных культурных ценностей. Все это стимулирует образование субкультурных объединений, в которых люди, с одной стороны, находят поддержку и защиту, а с другой – обретают индивидуализированное культурное бытие.
Однако далеко не во всех случаях человек оказывается способен обнаружить и занять ту нишу в социокультурной структуре, где он чувствовал бы себя социально комфортно. В этих случаях говорят о маргинальности (от лат. margo – край, граница). Впервые понятие маргинальности употребил Р. Парк в труде "Миграция и маргинальный человек" (1940). С появлением монографии Э. Стоунквиста "Маргинальный человек" понятие прочно вошло в научный лексикон, обогащаясь рассмотрением разнообразных проблем, связанных с анализом пограничного положения личности по отношению к какой-либо социальной общности.
В основе культурной маргинальности рассогласованность ценностей разных культур, которыми одновременно – в силу различных обстоятельств – вынуждены руководствоваться индивиды. Эти обстоятельства могут быть связаны как с миграцией, т.е. изменением культурного окружения (перемещением из страны в страну, из села в город и т.п.), так и с резкими изменениями внутри культуры (смена социально-политического и экономического устройства в рамках модернизации общества). Изменения как бы "выталкивают" человека на периферию общества, затрудняя его профессиональную самореализацию, повседневную жизнь. Он вынужден заново искать свое место в социальной структуре, формирующейся в результате появления новых социальных групп и/или изменения их статуса, определяться в новой иерархии ценностей и иной системе взаимодействия.
В обыденном сознании бытует представление, что маргиналии – это опустившиеся люди, бомжи, алкоголики и т.п. Это верно лишь отчасти. Рассмотрим варианты следствий маргинализации индивидов, выражающихся, как правило, в понятиях асоциального или даже антисоциального. Действительно, одним из вариантов, а точнее крайним вариантом, является формирование девиантных групп со своей уголовно-криминальной субкультурой. Они могут иметь и этнический характер, но практика показывает, что доминирующей причиной подобного объединения выступает не столько этничность, сколько "окраинное" по отношению к доминирующей социокультурной общности положение и желание достижения статуса, прежде всего имущественного, любым путем, в данном случае преступным.
Другой вариант негативной легитимации – возникновение так называемой контркультуры как протестной, альтернативной по отношению к общепринятой, стандартной, официальной культуре. Это опыт экспериментирования в свободном культурном пространстве, не связанном какими бы то ни было идеологическими, конфессиональными, национальными или возрастными границами.
Мы говорим о негативной легитимации маргинальности в данном случае, так как главной темой здесь выступает протест по отношению к доминирующей системе ценностей. Однако ограниченность (в силу разнообразных причин) культурной самоидентификации в традиционной, привычной для индивида форме может приводить к возникновению принципиально новых культурных образцов, "сконструированных" из разнопланового, принадлежащего к разных культурам материала. В результате формируются новые стили в художественном творчестве (М. Шагал, К. С. Малевич, В. В. Кандинский), возникают своеобразные философские концепции (Ф. Ницше, С. Кьеркегор, 3. Фрейд, Г. Маркузе), литературные тексты (Ф. Кафка, Г. Гессе).
Современная социокультурная ситуация, для которой характерны некоторое смещение понятий ядра и периферии культуры, "мозаичный" (по А. Молю) принцип построения культурного пространства, а также принципиально иные, чем прежде, возможности для индивидуального пересечения границ, значительно расширяет диапазон приемлемости норм, ценностей и культурных образцов.