Лекция 5. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В результате изучения данной главы обучающийся будет:
– знать понятие целостного педагогического процесса дошкольного учреждения: его теоретические основы, сущность, компоненты и их взаимосвязь; психолого-педагогические основы организации целостного педагогического процесса, современную интерпретацию педагогического процесса как образовательного процесса, ориентированную на его гуманизацию;
– уметь, используя знание психолого-педагогических основ организации целостного образовательного процесса ДОУ, демонстрировать взаимосвязи между его компонентами; обосновать и использовать субъект-субъектный подход к его организации в детском саду и построению предметно-развивающей среды; моделировать образовательный процесс в соответствии с современными концепциями дошкольного образования; подбирать методы педагогической поддержки и сопровождения развития ребенка в образовательном процессе детского сада;
– владеть навыками проектирования интерактивной предметно-игровой среды, позволяющей развивать предметную, познавательную, игровую, трудовую, художественно-эстетическую деятельность и общение детей друг с другом и со взрослыми.
Моделирование интерактивной предметно-игровой среды
Проектирование интерактивной предметно-развивающей и игровой среды
Предметно-развивающая среда детского сада приобретает интерактивный характер, если все субъекты образовательного процесса будут взаимодействовать друг с другом на основе следующих принципов:
– организация диалогического взаимодействия в системах "педагог – дети", "ребенок – ребенок" и установление обратной связи друг с другом (нравится – не нравится, хочется что-то изменить или пет и т.д.).
Например, в рамках работы по социально-личностному развитию детей, установление обратной связи может опираться на элементы предметно-игровой среды, представленные в табл. 5.
Таблица 5
Элементы предметно-развивающей среды, ориентированные на социально-личностное развитие детей
Возраст |
Вопрос |
Отражение в среде |
Младший |
Мне нравится... Какое у меня сегодня настроение? |
Пиктограммы с символическим выражением эмоций на ленточках, которые прикрепляются к шкафчикам детей. Панно "Мое настроение". Рулон ватмана с возможностью отражения впечатлений дня с помощью рисования. Сюжетное панно с изображением дерева и листьев – комментариев или просто высказываний детей. "Почтовый ящик" для родителей |
Средний |
Чему я научился? Что сегодня изменилось в моей жизни? Обмен мнениями с родителями: " У нас в саду" – "А как у вас дома?" |
|
Старший |
Меня удивило... У меня появился секрет За что бы я себя или другого сегодня похвалил? Что еще интересного скоро случится в моей жизни и жизни моих друзей? |
Символьное панно "Лестница успеха". Сюжетное панно "Что мне запомнилось сегодня". Личные "почтовые ящики", прикрепленные к шкафчикам в раздевалке. Выставка детских рисунков, отражающие впечатления от деятельности. Рубрика детской стенгазеты "Событие недели: было – будет" |
– формирование взаимосвязи между физическим, социальным и познавательным видами активности детей, реализация принципа интеграции образовательных областей ("Физическая культура", "Коммуникация", "Познание" и др.).
Примеры физической активности: меняют рабочее место; говорят; пишут, слушают, рисуют и т.д. Примеры социальной активности: задают вопросы; отвечают на вопросы; обмениваются мнениями и т.д. Примеры познавательной активности: вносят дополнения или поправки в предложения тренера; выступают как один из источников профессионального опыта; сами находят решения проблемы;
– активно-ролевая (игровая) и тренинговая организация обучения в процессе совершенствования и изменения предметно-развивающей среды групп, предполагающая использование в разных формах организованной образовательной деятельности с воспитанниками интерактивных методов и приемов работы ("мозговой штурм", "аквариум", работа в парах, малых группах, "карусель", творческие задания из системы Торренса, ТРИЗ и РТВ и др.). Например, так может быть организован "Театр ложки", когда дети в ожидании завтрака или обеда, сидя за столом, играют своей ложкой, передавая ее друг другу, разыгрывают какую-либо сказку или сюжет;
– работа в малых группах на основе кооперации и сотрудничества в процессе проектирования и моделирования предметно-развивающей среды групп и детского сада в целом. Особенностью детского сада при этом является организация общения детей в разновозрастных группах. Так, при организации межвозрастных сюжетно-ролевых игр, таких как "Магазин", "Путешествие", "Семья", дети разных возрастов сообща преобразовывают среду в соответствии с изменяющимися условиями, установками педагога. Например, в сюжетно-ролевой игре "Магазин" у "покупателей" заканчиваются деньги, дети старшего возраста просят у младших бумагу и карандаши для изготовления новых банкнот (игра проводится в помещении младшей группы). Или педагог сообщает, что магазин игрушек закрывается на ремонт, открывается новый магазин одежды. Дети должны самостоятельно сориентироваться в пространстве, чтобы начать новую игру. Например, младшие и старшие дети идут в уголок театра и, совещаясь, набирают одежду в новый магазин для продажи;
– включение родителей в процесс совершенствования предметно-игровой среды группы и детского сада (акция "Радуга настроений", создание творческой группы "Как сделать среду живой и гибкой?", конкурс детско-родительских проектов (конкурс детских костюмов "Мы его слепили из того, что было", конкурс перчаточных кукол "Театр на ладошке" и др.), организация клуба "Оч. умелые ручки" и т.д.)).