Понятие "стоимость" и условия ее возникновения
Следует различать понятие "стоимость" как свойство товара, воплощающего в себе затраты производителя, и понятие "оценочная стоимость" как основное рабочее понятие оценки, неоднократно упоминавшееся выше.
В широком смысле стоимость (value) – политэкономическая категория, устанавливающая взаимоотношения между товарами/услугами, доступными для приобретения, и субъектами рынка, теми, кто их покупает или продает.
Стоимость – денежное мерило ценности[1] конкретных товаров/услуг в конкретный момент времени в условиях конкретного рынка, т.е. свойство товара.
Она формируется вне зависимости от того, существует ли ее измеритель в лице оценщика или нет, и осуществляется ли процесс оценки.
Теория стоимости (как и теория оценки) выделяет следующие элементы, обусловливающие формирование стоимости для конкретного объекта:
1) полезность;
2) спрос (платежеспособный);
3) ограниченность предложения (дефицитность);
4) отчуждаемость прав (их передаваемость);
5) охраноспособность права (для объектов интеллектуальной собственности).
Стоимость не формируется при отсутствии хотя бы одного из элементов пи. 1–3 данного списка (а не только при отсутствии полезности объекта), при отсутствии же п. 4 – не создается стоимость рыночного типа. Подчеркнем, что в контексте оценки требование о существовании возможности отчуждения объекта (возможности проведения сделки купли-продажи) присутствует только для стоимостей рыночного типа.
Как видно, основой формирования стоимости любого объекта собственности, в том числе и бизнеса, является его полезность. Это ключевой критерий формирования стоимости любого имущества или прав на него. Процедуры, используемые в процессе оценки, имеют своей целью определение и количественную интерпретацию степени полезности оцениваемого объекта, которая выражается численным значением одного из видов оценочной стоимости. При этом стоит отметить, что полезность – скорее относительное или сравнительное понятие, чем абсолютная характеристика, при этом "качественно и количественно определена во времени и пространстве"[2]. Для конкретного собственника полезность его объекта собственности может отличаться от его полезности с точки зрения рынка или иного конкретного субъекта. Даже для конкретного обладателя некоей недвижимости полезность может быть различной (в смысле реализации утилитарных, физических и физиологических или психологических потребностей собственника). Однако в рыночной экономике (и теории оценки) полезность объекта собственности рассматривается в первую очередь как его способность приносить доход. Объект обладает стоимостью, если может быть полезным реальному или потенциальному собственнику. Полезность бизнеса – это его способность приносить доход в конкретном месте и в течение конкретного периода времени. Чем больше полезность, тем выше величина ее стоимости. В этом заключается принцип полезности. Этот принцип действует всегда, при определении любого вида стоимости и для любого собственника, будь то текущий, типичный или гипотетический собственник, или даже внешний инвестор. В отсутствие фактора полезности стоимость вообще не формируется, объект не может быть интересен ни одному из субъектов отношений собственности, а не являясь чьим-либо имуществом (объектом собственности) или объектом иных имущественных прав, данный объект не может стать и объектом оценки.