Понятие и признаки государства
Главные основы государства – хорошие законы и хорошие войска; хорошие законы бессильны там, где нет хороших войск, там же, где есть хорошие войска, необходимы хорошие законы.
Н. Макиавелли
Термин "государство" может быть использован в двух значениях: во-первых, для выделения страны как географического образования и, во-вторых, для обозначения организации политической власти. В данном случае мы будем вести речь о государстве как об организации политической власти, существующей в определенной стране.
Государство – это довольно сложное социальное образование. Помимо него, в обществе существует множество социальных объединений, таких как партии, массовые движения, профсоюзы, религиозные и другие организации. Чтобы отличить государство от других общественных объединений, выделим его существенные признаки (рис. 1.4).
Рис. 1.4. Признаки государства
1. Территория. Это пространственная основа государства. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство и др. Без территории государства не существует, хотя со временем она может изменяться (уменьшаться после поражения в войне или увеличиваться в процессе завоеваний). Территориальная принадлежность человека выражается в таких терминах, как "подданный", "гражданин", "иностранец", "лицо без гражданства". На своей территории государство осуществляет независимую власть и имеет право защищать се от внешнего вторжения со стороны других государств.
2. Население. Его составляют люди, проживающие на территории государства. Население государства может состоять из одного народа (нации) или быть многонациональным, как, например, в России, где проживают более 60 наций. Стабильность в государстве и его поступательное развитие возможны, если отношения между нациями будут добрососедскими, а не конфликтными. Чтобы все нации в государстве жили в мире и согласии, к каждой из них необходимо относиться одинаково, не ущемляя и не давая преимуществ. В свою очередь, каждая нация, помня о своих интересах, не должна стремиться к доминированию и решению национальных проблем за счет других народов.
3. Публичная власть. Публичная власть иначе называется общественной, т.е. властью, способной организовать жизнь большой массы людей.
Власть – это способность влиять на людей в нужном направлении или способность подчинять своей воле.
Такие властные отношения устанавливаются между населением и особым слоем людей, который им управляет. В отличие от первобытного общества управление в государстве осуществляют специально обученные люди: чиновники (бюрократы, управленцы, политическая элита). Деятельность по управлению делами общества очень сложна. Достаточно сказать, что в процессе управления чиновникам приходится иметь дело со многими людьми, для каждого из которых превалируют только свои интересы. И все эти интересы нужно пытаться учесть. Вот почему помимо выдающихся интеллектуальных качеств управленцам необходимо иметь глубокие знания об обществе.
Государственная власть осуществляется с помощью государственных органов и учреждений. Все они составляют единую систему, называемую государственным аппаратом. К важнейшим его элементам относятся законодательные и исполнительные органы. Правители меняются, а государственные органы остаются (за исключением случаев уничтожения государства в результате его захвата или гражданской войны).
Помимо государственной власти, различают партийную, религиозную, производственную (принадлежит главе фирмы или предприятия), школьную (в руках директора школы), групповую (в классе ею обладает староста, хотя фактическим лидером может быть и другой ученик), семейную (главенствует один из родителей, может быть, бабушка) и другие виды власти. Государственная власть отличается от указанных видов тем, что она всеобща, общеобязательна и универсальна, т.е. распространяется на всех людей, проживающих на территории государства, и способна решать любые вопросы общественной жизни.
Виды власти приведены на рис. 1.5.
4. Право. Это система общеобязательных правил поведения. В отличие от правил поведения, существовавших в первобытном обществе и обеспечиваемых силой общественного принуждения (например, покинувшего поле боя изгоняли из племени), правовые нормы охраняются силой государства, т.е. специальными государственными органами. Это их первое отличие.
Второе состоит в том, что если правила поведения в первобытном обществе вырабатывались постепенно самим обществом (обычаи, традиции, мифы, обряды, ритуалы и др.), то правовые нормы формируются государственными органами. С этой целью в современных государствах образуются законодательные органы. Правовые нормы устанавливают, что именно можно делать, а что – запрещено.
Рис. 1.5. Виды власти
Согласно Конституции РФ каждый гражданин имеет право на образование, т.е. он может решать, какую ему приобрести профессию и специальность, где это лучше сделать, за чей счет (государства, предприятия, на котором он предполагает работать, родителей). Но он нс вправе бросить учиться, не закончив даже девяти классов (основную школу), поскольку необразованные граждане создают проблемы не только для себя, но и для всего общества (не могут полноценно участвовать в общественном производстве, а следовательно, получать доход и поэтому склонны к совершению преступлений). Таким образом, государство стремится направить поведение людей в определенное русло, чтобы все живущие на его территории чувствовали себя безопасно и комфортно.
5. Правоохранительные органы. Составляют особую систему, в которую входят суды, прокуратура, полиция, органы безопасности, внешняя разведка, налоговая полиция, таможенные органы и др. Необходимы любому государству, потому что государственная власть осуществляется с помощью норм права или конкретных распоряжений (приказов), носящих императивный характер. Если к власти проявляется неуважение или нормы права не исполняются, с помощью правоохранительных органов применяются меры принуждения (санкции), предусмотренные в нормах права. Например, граждане, не уплатившие установленные налоги со своих доходов, подвергаются штрафу, а если это носит неоднократный характер, могут быть привлечены к уголовной ответственности.
Также функцией правоохранительных органов является предупреждение негативных явлений в обществе. Так, если подросток замечен в употреблении наркотиков или совершении кражи, пусть даже и мелкой, его поставят на учет в отделение полиции и будут контролировать его, одновременно подсказывая, как лучше построить свое поведение и какие последствия его ожидают в противном случае. Или если гражданин, выезжая из России, берет с собой предметы, запрещенные для вывоза, ему не только придется с ними расстаться, но и заплатить штраф.
6. Армия. Необходима для защиты территориальной целостности государства. Как правило, пограничные споры и военные конфликты возникают между соседними государствами, но современное вооружение делает возможным нападение и захват территории стран, находящихся далеко от государства-агрессора. Вот почему вооруженные силы являются необходимым признаком любого государства.
Армия должна быть готова отразить любую агрессию. Ее ОГЛАВЛЕНИЕ и обеспечение боеготовности требует значительных материальных затрат. Замечено, что если расходы на армию несоразмерно велики для страны, жизнь ее граждан не отличается достатком (бывший СССР, Северная Корея и др.).
7. Налоги. Это обязательные платежи с получаемых гражданами и организациями доходов. Их размеры и сроки уплаты устанавливает государство, издавая законы. Налоги необходимы для содержания государственных органов, армии, выплаты пенсий, пособий многодетным семьям, безработным, инвалидам. В нашей стране именно за счет налоговых средств финансируются образование, наука, культура, здравоохранение, ликвидируются последствия чрезвычайных происшествий и стихийных бедствий.
Сбор налогов – довольно трудная задача для любого правительства. Дело в том, что многие граждане находят разнообразные причины, чтобы не платить их. Одни считают налоги очень большими, другие – несправедливыми, третьи – уверены, что могут сами распорядиться этими деньгами лучше государства. Однако государство ежедневно должно решать массу задач (содержать школы, выплачивать пенсии, пособия, заработную плату, строить дороги и т.п.). Вот почему государство не может полагаться только на сознательность налогоплательщиков и либо взыскивает налоги принудительно (например, с заработной платы), либо применяет к неплательщикам жесткие санкции.
8. Суверенитет. Это независимость государства при решении внутренних и внешних вопросов его жизни. Иными словами суверенитет означает самостоятельность, неподчиненность, неподотчетность государства кому-либо.
Различают внутренний и внешний суверенитет. Внутренний суверенитет означает, что государственная власть может решать вопросы жизни страны исключительно по своему усмотрению. Внешний суверенитет позволяет государству строить взаимоотношения с другими странами, основываясь на своих интересах. В международных отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного государства не обязаны юридически подчиняться другим государствам.
Однако полный или абсолютный суверенитет государства имели на заре цивилизации. С развитием человечества государственный суверенитет становится все более и более относительным или ограниченным.
Подводя итоги, мы можем дать определение государства. В кратком виде оно похоже на формулу:
Государство = Власть + Население + Территория
Более развернутое определение выглядит следующим образом.
Государство – это организация публичной власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.
Это надо запомнить
1. Термин "государство" употребляется в двух значениях:
– государство – это страна на карте мира;
– государство – это организация власти, направляющей жизнь людей в определенное русло.
2. Государство – это не единственная организация. Существует множество объединений людей: политические партии, массовые движения, религиозные организации, профсоюзы и др.
3. Государство – это особая организация, отличающаяся следующими признаками: наличием территории, населения, публичной власти, права, правоохранительных органов, армии, налогов и суверенитета.