Понятие и признаки должностного лица
К должностным относятся физические лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а равно в Вооруженных Силах РФ, других войсках или воинских формированиях РФ (см. примечание 1 к ст. 285 УК; п. 2-10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий" (далее - постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19); п. 1-3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе", ред. от 22.05.2012 (далее - постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6)).
К исполняющим функции представителя власти относятся физические лица, наделенные правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также иные лица правоохранительных или контролирующих органов, наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. Такими лицами могут быть члены Совета Федерации РФ, депутаты Государственной Думы РФ, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов РФ, члены Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД России и ФСБ России, состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспекторы и контролеры, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых они наделяются распорядительными полномочиями (см. примечание к ст. 318 УК; п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19; п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6).
Главное отличие представителей власти от лиц, выполняющих организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, состоит в том, что они наделены распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, т.е. не подчиненных им по службе.
Выполняющими организационно-распорядительные функции являются физические лица, осуществляющие руководство коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения (награждения), наложения дисциплинарных взысканий и т.д. К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия, например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии. Такими лицами могут быть руководители государственных или муниципальных органов и учреждений, в том числе директора школ, учреждений культуры, ректоры университетов, начальники отделов кадров этих учреждений; другие работники образовательных, медицинских и прочих учреждений; а в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских/специальных формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, - начальники по служебному положению и (или) воинскому званию (см. ст. 36 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ; п. 4, 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19; абз. 2 п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6).
Выполняющими административно-хозяйственные функции являются физические лица, осуществляющие полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершающие иные действия, например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием. Такими лицами могут быть заведующие базами, складами, хозяйствами, начальники финансовых служб государственных или муниципальных органов и учреждений, воинских подразделений (см. п. 5 постановления Пленума Верховного Суда от 16.10.2009 № 19; абз. 3 п. 3 постановления Пленума Верховного Суда от 10.02.2000 № 6).
Исполняющими функции представителя власти, осуществляющими организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции по специальному полномочию, признаются физические лица, на которых таковые возложены законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом. Данные функции могут осуществляться в течение определенного времени или одноразово либо совместно с основной работой (в частности, функции присяжного заседателя, стажера органа внутренних дел, прокуратуры) (см. абз. 1, 2 п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19; абз. 2 п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6).
Функциями [по временному или специальному полномочию] для исполнения обязанностей должностного лица могут быть наделены лица, которые постоянно выполняют сугубо профессиональные или технические обязанности в государственных либо муниципальных организациях или учреждениях (например, врач при выдаче листа нетрудоспособности, при участии в работе ВТЭК по определению инвалидности, призывных комиссий; преподаватель, участвующий в аттестационно-экзаменационной или квалификационной комиссии).
На признание лица должностным не влияет назначение его на должность с нарушением требований (или ограничений), установленных законом или иными нормативными правовыми актами к кандидату на эту должность, например, при отсутствии диплома о высшем профессиональном образовании, необходимого стажа работы, при наличии судимости (см. абз. 3 п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19).
Нужно иметь в виду, что должностными также являются физические лица, осуществляющие указанные функции в государственных корпорациях (см. примечание 1 к ст. 285 УК; ст. 71 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"). Однако не следует относить к числу должностных лиц руководителей государственных или муниципальных предприятий. Данные лица выполняют управленческие функции в коммерческих организациях (независимо от формы собственности) и несут уголовную ответственность за совершаемые служебные преступления по ст. 201 или 204 УК (см. примечание 1 к ст. 201 УК).