Понятие, принципы и система ювенальной юстиции

Россия относится к немногим странам современного мира, где ювенальная юстиция как самостоятельная подсистема общего правосудия отсутствует. На современном этапе российской истории создание и развитие ювенальной юстиции и ювенальных судов в системе мер по охране и защите прав несовершеннолетних являются одной из самых спорных проблем реализации государственной ювенальной политики Российской Федерации.

Следует признать, что среди ученых и практиков, причастных к разработке законодательства о несовершеннолетних, нет единого мнения о том, что же такое "ювенальная юстиция" и насколько она необходима в России.

При всем многообразии взглядов на ювенальную юстицию можно выделить два, как представляется, наиболее правильных подхода, отражающих суть рассматриваемого явления.

Прежде всего понятие "ювенальная юстиция" во всем мире связывается с главным ее звеном – судом по делам несовершеннолетних, что определяет понятие юстиции как правосудия. Один из крупнейших отечественных специалистов в данной области Э. Б. Мельникова относит к ювенальной юстиции преимущественно специализированные судебные органы, хотя и отмечает в некоторых своих работах, что модернизация ювенальной юстиции включает и административные органы, семейные суды, альтернативные ювенальным судам[1]. Данное понятие подкрепляется тем, что по международным стандартам и нормам национальных законодательств место и функции служб социальной помощи несовершеннолетним в рамках ювенальной юстиции определены как помогающие суду для несовершеннолетних, фактически обслуживающие правосудие по указанию суда[2]. Выраженный Э. Б. Мельниковой подход поддерживается еще целым рядом авторов[3].

В соответствии с другим подходом некоторые отечественные ученые предлагают включить в систему ювенальной юстиции значительно более широкий круг органов, а именно: комиссии по делам несовершеннолетних и по защите их прав; уполномоченного по правам ребенка; специализированные органы и учреждения, в компетенцию которых входит решать те или иные задачи, связанные с молодежной политикой, обеспечением прав несовершеннолетних, борьбой с подростковой преступностью; органы опеки и попечительства над несовершеннолетними; ювенальные органы следствия и дознания, по делам семьи и несовершеннолетних; воспитательные колонии и другие учреждения длительной изоляции несовершеннолетних правонарушителей[4].

Как видим, оба подхода к ювенальной юстиции не противоречат друг другу и в определенной степени дополняют и развивают основные принципы и задачи ювенальной юстиции.

По мнению Л. Ю. Карнозовой, ювенальная юстиция – это кооперация деятельности различных профессионалов, предполагающая взаимодействие суда и правоохранительных органов с воспитательными (и иными гуманитарными) структурами с целью решения проблем ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию. Ювенальная юстиция – система воспитательно-юридическая, государственно-общественная[5].

Нельзя не согласиться с А. В. Комарницким, что в широком смысле слова под ювенальной юстицией понимается совокупность правовых, медико-социальных, психолого-педагогических и реабилитационных механизмов, а также иных процедур и программ, предназначенных для обеспечения наиболее полной защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, а также лиц, ответственных за их воспитание, реализуемых системой государственных и негосударственных органов, учреждений и организаций[6].

Итак, ювенальная юстиция – это система правосудия в отношении несовершеннолетних граждан, объединяющая вокруг главного звена – суда по делам несовершеннолетних различные службы правоохранительных и иных органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ, органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, общественные правозащитные организации.

Важнейшим отличием ювенального правосудия является то, что оно рассматривает ребенка не как объект репрессий, а как субъект реабилитации.

Данное положение основывается на том, что специфика преступности несовершеннолетних зависит от особенностей их социально-психологического развития: недостаточного уровня социализации, физической и психической незрелости, подверженности влиянию со стороны взрослых и неформальных лидеров среди подростков. По сравнению со взрослым несовершеннолетний обладает неполной дееспособностью, ограниченной свободой в передвижении, в распоряжении своим имуществом и т.п.

Возрастные и психологические особенности несовершеннолетия определяют сущность, назначение и специфику ювенальной юстиции. В силу этих особенностей несовершеннолетний нуждается в особой правовой и психологической защите в процессе осуществления судопроизводства.

Особенности несовершеннолетнего возраста (незавершенность физического и нравственного развития, подверженность воздействию внешних факторов) определяют воспитательную, а не карательную направленность ювенального правосудия. Кроме того, эти особенности вызывают необходимость совершенствования межведомственной координации органов и служб профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав, установления эффективных механизмов взаимодействия данных органов и служб с судами, рассматривающими дела о преступлениях, формирования системы правосудия в отношении несовершеннолетних, соответствующей общепризнанным принципам и нормам международного права.

Международное сообщество, уделяя внимание правам детей и молодежи, исходит из необходимости проведения более тщательной работы, способствующей развитию личности и предупреждению правонарушений. Соответственно этому ООН принято четыре документа, непосредственно затрагивающих вопросы предупреждения преступности несовершеннолетних и подготовки кадров для этого. Это: Конвенция о правах ребенка, Минимальные стандартные правила, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, 1985 г.); Руководящие принципы для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы, 1990 г.); Правила, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990 г.).

Так, в ст. 37 и 40 Конвенции о правах ребенка закреплен целый комплекс материально-правовых и процессуальных гарантий соблюдения прав человека в отношении несовершеннолетнего, привлекаемого к уголовной ответственности.

В ст. 37 предусмотрено, что "государства-участники обеспечивают, чтобы:

a) ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания. Ни смертная казнь, ни пожизненное тюремное заключение, не предусматривающее возможности освобождения, не назначаются за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет;

b) ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом. Арест, задержание или тюремное заключение ребенка осуществляются согласно закону и используются лишь в качестве крайней меры и в течение как можно более короткого соответствующего периода времени;

c) каждый лишенный свободы ребенок пользовался гуманным обращением и уважением неотъемлемого достоинства его личности с учетом потребностей лиц его возраста. В частности, каждый лишенный свободы ребенок должен быть отделен от взрослых, если только не считается, что в наилучших интересах ребенка этого делать не следует, и иметь право поддерживать связь со своей семьей путем переписки и свиданий, за исключением особых обстоятельств;

d) каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи, а также право оспаривать законность лишения его свободы перед судом или другим компетентным, независимым и беспристрастным органом и право на безотлагательное принятие ими решения в отношении любого такого процессуального действия".

В п. 1 ст. 40 указано, что "государства-участники признают право каждого ребенка, который, как считается, нарушил уголовное законодательство, обвиняется или признается виновным в его нарушении, на такое обращение, которое способствует развитию у ребенка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других и при котором учитывается возраст ребенка и желательность содействия его реинтеграции и выполнению им полезной роли в обществе". В этих целях, как указано в п. 2 Конвенции, и принимая во внимание соответствующие положения международных документов, государства-участники, в частности, обеспечивают, чтобы:

а) ни один ребенок не считался нарушившим уголовное законодательство, не обвинялся и не признавался виновным в его нарушении по причине действия или бездействия, которые не были запрещены национальным или международным правом во время их совершения;

b) каждый ребенок, который, как считается, нарушил уголовное законодательство или обвиняется в его нарушении, имел по меньшей мере следующие гарантии:

I. презумпция невиновности, пока его вина не будет доказана согласно закону;

II. незамедлительное и непосредственное информирование его об обвинениях против него и, в случае необходимости, через его родителей или законных опекунов и получение правовой и другой необходимой помощи при подготовке и осуществлении своей защиты;

III. безотлагательное принятие решения по рассматриваемому вопросу компетентным, независимым и беспристрастным органом или судебным органом в ходе справедливого слушания в соответствии с законом в присутствии адвоката или другого соответствующего лица и, если это не считается противоречащим наилучшим интересам ребенка, в частности, с учетом его возраста или положения его родителей или законных опекунов;

IV. свобода от принуждения к даче свидетельских показаний или признанию вины; изучение показаний свидетелей обвинения либо самостоятельно, либо при помощи других лиц и обеспечение равноправного участия свидетелей защиты и изучения их показаний;

V. если считается, что ребенок нарушил уголовное законодательство, повторное рассмотрение вышестоящим компетентным, независимым и беспристрастным органом или судебным органом согласно закону соответствующего решения и любых принятых в этой связи мер;

VI. бесплатная помощь переводчика, если ребенок не понимает используемого языка или не говорит на нем;

VII. полное уважение его личной жизни на всех стадиях разбирательства.

В п. 3 ст. 40 Конвенции подчеркивается, что государства- участники должны стремиться к установлению таких законов, процедур, органов и учреждений, имеющих отношение к детям, нарушившим уголовное законодательство, которые обеспечивали бы в случае необходимости принятие мер без использования судебного разбирательства при условии полного соблюдения прав человека и правовых гарантий.

В соответствии с п. 4 ст. 40 Конвенции государства-участники должны учитывать необходимость наличия "таких различных мероприятий, как уход, положение об опеке и попечительстве, надзоре, консультативные услуги, назначение испытательного срока, воспитание, программы обучения и профессиональной подготовки и другие формы ухода, заменяющие уход в учреждениях, с целью обеспечения такого обращения с ребенком, которое соответствовало бы его благосостоянию, а также его положению и характеру преступления".

Следует особо подчеркнуть, что в Конвенции о правах ребенка заложена комплексность подхода к решению вопросов защиты прав и законных интересов детей, которая должна быть направлена на общее повышение уровня жизни и благосостояния, а не просто на решение частных, хотя и острых проблем.

В Пекинских правилах устанавливаются рекомендуемый возраст уголовной ответственности, цели правосудия в отношении несовершеннолетних, права несовершеннолетних, необходимость обеспечения конфиденциальности рассмотрения дел несовершеннолетних, регламентируется процедура расследования и судебного разбирательства дел несовершеннолетних, вынесения судебного решения и выбора мер воздействия на несовершеннолетних, а также определяются стандарты обращения с правонарушителями в исправительных учреждениях и вне них.

В Эр-Риядских руководящих принципах указывается на необходимость специализации законодательства по делам несовершеннолетних в целях осуществления и защиты их прав и благополучия; максимального использования предупредительно-коррекционных программ для несовершеннолетних до совершения преступления; целесообразности учреждения поста омбудсмена для несовершеннолетних, который контролировал бы осуществление рекомендаций международных документов по защите прав несовершеннолетних.

Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, основаны на положении, в соответствии с которым лишение свободы несовершеннолетнего должно применяться в качестве крайней меры воздействия и в течение минимального необходимого времени. Оно должно ограничиваться исключительными случаями для выполнения приговора суда после осуждения за наиболее опасные виды правонарушений и с должным учетом сопутствующих условий и обстоятельств.

Свод данных норм международного права фактически сформулировал политику обращения с несовершеннолетними, совершающими правонарушения, включающую в себя в качестве структурных элементов профилактические меры; социальную реинтеграцию; обеспечение гарантий соблюдения прав человека в отношении несовершеннолетних правонарушителей; применение мер, альтернативных лишению свободы; осуществление ареста, задержания или лишения свободы ребенка лишь в качестве крайней меры и в течение как можно более короткого периода времени; отказ от назначения наказания несовершеннолетним в виде смертной казни или пожизненного тюремного заключения.

Установленные в международных актах нормы и правила составляют основные принципы, на которых строятся различные модели ювенальной юстиции. Некоторые принципы носят общий характер и по своему значению выходят далеко за рамки ювенальной юстиции (например, принципы конституционности, законности). Кроме того, имеются такие принципы, которые относятся не только к ювенальной юстиции (к примеру, принципы уголовного судопроизводства, принципы гражданского судопроизводства, принципы профилактики преступности и т.п.).

Рассмотрим более подробно основные принципы ювенальной юстиции.

1. Принцип преимущественно охранительной ориентации ювенальной юстиции. Этот принцип является специфичным, потому что ювенальная юстиция создавалась и действует до настоящего времени преимущественно как уголовное правосудие, которое ассоциируется с уголовным преследованием, обвинением, осуждением, наказанием, но не с преимущественной защитой несовершеннолетних преступников. С развитием ювенальной юстиции ее охранительная функция расширяется и усиливается.

Специальный охранительный правовой режим для несовершеннолетних может быть выражен в разных формах:

– прямой протекционизм (например, уменьшение только по факту несовершеннолетия на определенную часть размера наказания, указанного в статье УК);

– обеспечение обязательного участия защитника и законного представителя в рассмотрении дел несовершеннолетних. При этом в законодательстве необходимо предусмотреть возможность для несовершеннолетнего отказаться от адвоката, с которым не было достигнуто взаимопонимание, и пригласить другого. В законе должны быть также сформулированы "гарантии для несовершеннолетнего от потери им права на защиту его интересов"[7] (конфликт с интересами законного представителя, неявка законного представителя, отстранение законного представителя от участия в деле);

– дополнительная правовая защита отдельных групп несовершеннолетних (например, УПК предусматривает, как уже отмечалось, обязательное участие педагога в допросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста 14 лет);

– проведение закрытых заседаний суда по всем делам о преступлениях несовершеннолетних или преступных посягательствах на них;

– провозглашение преимущественного применения к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия.

2. Принцип сочетания профессиональных и непрофессиональных познаний. Суть этого принципа – в широком использовании в судебном процессе по делам несовершеннолетних неюридических специальных знаний, направленных на изучение социальных условий жизни несовершеннолетних, представших перед судом, социально-психологических признаков их личности.

Как известно, применение неюридических специальных познаний имеет место в любом судебном разбирательстве (заключение экспертов, участие специалистов). В рамках же ювенальной юстиции происходит насыщение всего юридического процесса данными, которыми располагают специализированные неюридические учреждения и службы ювенального профиля (медико-психологических, социально-психологических, социальных служб, консультационных центров). Перед указанными учреждениями суд может поставить вопрос о выборе оптимальной для данной личности меры воздействия.

Диапазон использования неюридических познаний в ювенальной юстиции в некоторых странах весьма велик. Так, французский уголовный процесс предусматривает специальное социальное исследование в делах несовершеннолетних и формирование на его базе так называемого второго досье несовершеннолетнего, где собраны все социальные и психологические характеристики самого несовершеннолетнего и его деяния, а также окружающей его микросреды.

3. Принцип судебной специализации. Этот принцип означает необходимость рассмотрения дел несовершеннолетних специальным "компетентным органом власти" (п. 4 Пекинских правил).

К числу указанных органов помимо суда международные нормы относят и альтернативные органы по делам несовершеннолетних. В связи с этим в мире существуют не только различные варианты судов по делам несовершеннолетних, такие, как автономные специализированные судебные органы, коллегии и составы суда, действующие как часть общих судов (ФРГ), семейные суды, рассматривающие уголовные и гражданские дела с участием несовершеннолетних (Италия и Япония), но и различные административные органы по делам несовершеннолетних, частично или полностью наделенные функциями суда: комиссии, комитеты, советы (например, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в России, "семейные конференции" в Новой Зеландии и Австралии), которые либо полностью заменяют суд, либо функционируют наряду с ним как альтернативные органы.

Однако несмотря на многообразие форм организации правосудия по делам несовершеннолетних в разных странах, все эти органы обязаны руководствоваться принципом судебной специализации, к основным аспектам которого относятся:

1) производство по делам несовершеннолетних осуществляется специальным органом (ювенальным судом или иным альтернативным органом), в компетенцию которого входит исключительно рассмотрение дел несовершеннолетних;

2) подготовка всех работников ювенальной системы (судьи, адвокаты, прокуроры, полицейские, социальные работники) должна соответствовать следующим специальным требованиям, обеспечивающим профессиональный подход к делам несовершеннолетних:

– наличие жизненного опыта и практического опыта воспитательной работы;

– профессиональный опыт работы в ювенальной системе;

– специальное образование в области социологии, психологии, психиатрии, педагогики, криминологии;

– регулярное посещение курсов повышения квалификации;

– строгий конкурсный отбор.

4. Принцип соразмерности. В соответствии с этим принципом ювенальная юстиция призвана обеспечить гарантии "соразмерного реагирования" на правонарушения несовершеннолетних с учетом не только обстоятельств правонарушения, но и особенностей личности несовершеннолетнего. Международные стандарты предписывают, что меры стационарного характера, ограничивающие свободу несовершеннолетних, должны применяться в виде исключения в случаях совершения наиболее тяжких преступлений против личности, если иные решения оказались неэффективными (п. 17 Пекинских правил). Речь идет не только о разработке комплекса альтернативных мер воздействия, но и назначении по возможности наименьших сроков лишения свободы несовершеннолетних в случае применения этой крайней меры.

5. Принцип максимальной индивидуализации судопроизводства. Данный принцип означает, что в центре судопроизводства находится личность несовершеннолетнего, а также причины и условия его правонарушения. В связи с этим концепция ювенальной юстиции предусматривает неформальный характер судопроизводства по делам несовершеннолетних, что противоречит традиционному представлению о строго регламентированной в законе судебной процедуре. Это касается, в частности, российского судопроизводства, в котором традиционно широко используются гласность, участие в судебном процессе представителей прессы и общественности. Тем не менее законодательство и судебная практика тех стран, где функционируют суды для несовершеннолетних, подтверждают эффективность такого подхода применительно к подросткам.

Принцип индивидуализации судопроизводства оценивается специалистами как синтезирующий практически все остальные принципы ювенальной юстиции. В самом деле, без применения принципа индивидуализации судопроизводства невозможно максимально реализовать в ходе процесса возрастную специфику подростка, преимущественно охранительный режим для него, использование судом рекомендаций неюридических служб для вынесения адекватного решения в отношении несовершеннолетнего.

Таким образом, принципы ювенальной юстиции являются основополагающими идеями, отражающими сущность и специфику правосудия по делам несовершеннолетних, закрепленные в основных международных правовых актах, конкретизированные и используемые во внутреннем законодательстве и правоприменительной практике государств – членов международного сообщества при осуществлении судопроизводства по делам несовершеннолетних.