Понятие принципов правосудия, их система и ОГЛАВЛЕНИЕ
Как уже было установлено, правосудие как особый вид социально значимой деятельности основано на строгом соблюдении действующего законодательства. В ходе правосудия затрагиваются наиболее важные права, свободы и законные интересы лиц, вовлеченных в соответствующие правоотношения. Поэтому правовые требования, предъявляемые к правосудию, закреплены на высшем, конституционном уровне. Эти требования касаются как организации правосудия, так и порядка его осуществления. Такие требования именуются принципами правосудия.
Принципы правосудия - это закрепленные в действующем законодательстве правовые предписания высшей юридической силы, которые регламентируют наиболее важные вопросы организации и осуществления правосудия Российской Федерации, оказывают позитивное воздействие на все остальные правила судопроизводства и охраняются от нарушений государством.
Из этого определения вытекают признаки, характеризующие принципы правосудия в качестве правил, имеющих определяющее значение для данной деятельности и гарантирующих реальность прав, свобод и законных интересов вовлеченных в процесс лиц (как физических, так и юридических).
1. Принципы правосудия имеют нормативную природу. Правила приобретают значение принципов лишь в тех случаях, когда они прямо закреплены в действующем законодательстве в виде норм-предписаний. Если этого не произошло, то можно вести речь об идеях, общих направлениях и т.п. Но принципами данные идеи считаться не могут, так как, не имея законодательного выражения, они не задействованы в общем механизме правосудия. Поскольку правосудие касается важнейших аспектов функционирования государственного механизма, все принципы закреплены в действующем законодательстве на высшем, конституционном уровне.
2. Принципы правосудия регламентируют не все без исключения, а лишь наиболее важные правоотношения. Это означает, что принципы касаются только важнейших положений, регламентирующих организацию и осуществление правосудия. Все остальные правовые нормы, также относящиеся к сфере правосудия, имеют по отношению к нормам-принципам подчиненное положение.
3. Принципы правосудия оказывают регулятивное и охранительное воздействие по отношению к остальным правилам судопроизводства. Будучи нормативными по своей правовой природе, принципы определенным образом воздействуют на иные, более конкретные правовые нормы.
Регулятивное воздействие заключается в том, что в процессе правоприменения не используются те нормы, которые противоречат требованиям норм-принципов. Это может иметь место как в случаях прямого несоответствия, так и в ситуациях, когда подлежащие применению нормы выбраны неадекватно конкретной ситуации, либо выбрано неверное их сочетание. Если обнаружено законодательное несоответствие, то подлежащие применению нормы признаются неконституционными в установленном порядке. Если же имеется угроза неправильного применения нормы (группы норм), то должны быть выбраны и использованы надлежащие нормы. Ориентиром этому служат именно положения, закрепленные в принципах правосудия.
Охранительное (или иначе - правовосстановительное) воздействие принципов правосудия заключается в том, что действия и решения, которые были совершены или приняты в ходе судопроизводства, оцениваются на предмет их соответствия принципиальным требованиям. Если будет установлено, что в ходе совершения действий и принятия решений были нарушены требования одного или нескольких принципов правосудия, то данные действия, решения признаются не имеющими юридической силы и подлежат отмене или изменению.
4. Принципы правосудия охраняются государством от нарушений при помощи широкого спектра мер воздействия. Поскольку принципы правосудия нашли нормативное выражение на конституционном уровне, государство предусмотрело конкретные меры воздействия в отношении лиц, которые допускают нарушения норм, входящих в ОГЛАВЛЕНИЕ принципов. При этом в зависимости от характера нарушений могут применяться как дисциплинарное взыскание, так и меры административного и даже уголовного характера.
Все органы правосудия обязаны неукоснительно соблюдать требования принципов, относящихся и к процедурным вопросам, и к сфере обеспечения нрав и свобод лиц, вовлеченных в соответствующие правоотношения. Вместе с тем вовлеченные в сферу правосудия лица также обязаны соблюдать требования принципов, правомерные требования судебных органов и должностных лиц, действующих по их поручению.
Нарушение принципов при осуществлении правосудия недопустимо. Принятые судом решения в этом случае не имеют юридической силы и подлежат отмене или изменению. При нарушении закона судьями они привлекаются к юридической ответственности различных видов.
Если требования принципов нарушены лицами, вовлеченными в процесс правосудия, то они также привлекаются к различным видам ответственности вплоть до уголовной.
Все принципы правосудия можно объединить в общую систему, поскольку они находятся между собой в постоянном и тесном взаимодействии. При этом свойства принципов взаимно усиливаются, что оказывает дополнительное позитивное воздействие на регулируемые правоотношения.
В систему принципов правосудия входят следующие элементы:
- законность;
- равенство лиц перед законом и судом;
- неприкосновенность личности;
- неприкосновенность частной жизни;
- неприкосновенность жилища;
- язык судопроизводства;
- участие граждан в отправлении правосудия;
- обеспечение лицам права на судебную защиту;
- обеспечение надлежащего состава суда;
- независимость судей и подчинение их только закону;
- открытое разбирательство дел в судах;
- обеспечение подозреваемому (обвиняемому) права на защиту;
- презумпция невиновности.
ОГЛАВЛЕНИЕ принципов правосудия составляют следующие правила.
Законность как принцип правосудия вытекает из содержания ст. 15 Конституции РФ, которая устанавливает прямое действие и обязательность конституционных норм. Это правило в полной мере распространяется и на сферу правосудия.
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 № 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" указано, что судам при рассмотрении дел следует оценивать ОГЛАВЛЕНИЕ закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия. Нормативные указы Президента РФ как главы государства подлежат применению судами при разрешении конкретных судебных дел, если они не противоречат Конституции РФ и федеральным законам.
Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы, в том числе в сфере правосудия, возложена на все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединения.
В сфере правосудия также используются положения, закрепленные на международном уровне, поскольку в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ зафиксировано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Причем правила международного договора применяются и в случае, если они противоречат правилам, установленным федеральным законодательством. Тем самым установлен приоритет международных актов над внутренним российским законодательством. Например, если ЕСПЧ установил, что по уголовному делу был применен федеральный закон, не соответствующий положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод, это является новым обстоятельством, влекущим пересмотр уголовного дела даже после вступления обвинительного приговора в законную силу (п. 2 ч. 4 ст. 413 УПК РФ).
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" гласит, что права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам РФ являются непосредственно действующими в пределах российской юрисдикции. Они определяют смысл, ОГЛАВЛЕНИЕ и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Принцип равенства лиц перед законом и судом закреплено в ст. 19 Конституции РФ. Все лица равны между собой независимо от любых объективно имеющихся различий. В сфере правосудия, как и при осуществлении иных видов государственной деятельности, запрещаются любые ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности, а также по любым другим критериям. Если лица вовлечены в судопроизводство, то они имеют право на то, чтобы закон был применен к ним идентичным образом. Например, суд не вправе принимать решение по гражданскому делу в пользу одной из сторон, не руководствуясь доказательствами, а лишь ввиду более высокого социального статуса одного человека в сравнении с другим. Если в качестве одной из сторон выступает юридическое лицо, даже с государственной формой собственности, это также не должно создавать никаких преимуществ.
Равенство прав лиц проявляется и в уголовном судопроизводстве. В ст. 61 УК РФ приведены обстоятельства, смягчающие наказание. Тот факт, что к лицу могут быть применены смягчающие обстоятельства, которые обусловлены его социальным статусом (несовершеннолетие, беременность, наличие малолетних детей и т.п.), не означает нарушения принципа равенства, поскольку такие преимущества являются актом гуманизма со стороны государства и не свидетельствуют об ущемлении прав иных лиц. Что же касается обстоятельств, отягчающих наказание, то в ст. 63 УК РФ не содержится положений, свидетельствующих о возможности наступления дополнительных негативных последствий для лица в зависимости от его социального положения и иных качеств.
За нарушение данного принципа виновные лица привлекаются к юридической ответственности. Согласно ст. 5.62 КоАП РФ административное правонарушение образует дискриминация, т.е. нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его иола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам. В соответствии со ст. 136 "Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина" УК РФ в случаях, когда дискриминация осуществлена лицом с использованием своего служебного положения, это является преступлением. Должностные лица органов правосудия, выполняя свою профессиональную деятельность, всегда действуют в рамках своего служебного положения. Поэтому при наличии в действиях таких должностных лиц дискриминации по отношению к вовлеченным в процесс лицам они подлежат привлечению именно к уголовной ответственности.
Принцип неприкосновенности личности устанавливает правило, согласно которому каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22 Конституции РФ). Данное правило действует во всех сферах социальной жизни, однако при осуществлении правосудия оно приобретает особую актуальность.
Свобода - это нормальное, обычное состояние человека. Для того чтобы человек был лишен свободы или ограничен в передвижении, требуются соответствующие основания и, как правило, судебное решение. В соответствии с ч. 2 ст. 22
Конституции РФ арест, заключение под стражу и ОГЛАВЛЕНИЕ под стражей допускаются только по судебному решению, а до такого решения лицо может быть подвергнуто задержанию лишь на срок не более 48 часов.
В соответствии со ст. 3.9 КоАП РФ административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции - до 30 суток. И в том и в другом случае административный арест при наличии соответствующих оснований назначается судьей.
Административное задержание, т.е. кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении (ст. 27.3 КоАП РФ). Если за этим последовал административный арест, то срок административного задержания включается в срок ареста.
По подозрению в совершении преступления лицо может быть задержано только в случаях, если за деяние может быть назначено наказание в виде лишения свободы и лишь при наличии соответствующих оснований (ст. 91 УПК РФ). Заключение под стражу в качестве меры пресечения допускается только но судебному решению. При этом лицу, заключенному под стражу, должны быть на понятном ему языке разъяснены юридические и фактические основания ареста, соответствующие права, а также приняты надлежащие меры по реализации этих прав.
В качестве наказания лишение свободы применяется только по приговору суда и при наличии соответствующих оснований. Срок лишения свободы не может быть большим, чем это определено приговором.
Все лица, арестованные, задержанные или лишенные свободы по приговору суда, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности. Должно быть организовано ОГЛАВЛЕНИЕ этих лиц в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью.
В соответствии со ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах каждому лицу, лишенному свободы вследствие ареста или содержания под стражей, принадлежит право на разбирательство его дела в суде, чтобы этот суд мог безотлагательно вынести постановление относительно законности задержания и распорядиться о его освобождении, если задержание незаконно.
Каждый, кто стал жертвой незаконного, необоснованного ареста или задержания, имеет право на компенсацию. При этом компенсируется как имущественный, так и моральный вред.
Принцип неприкосновенности частной жизни закреплен в ст. 23 Конституции РФ. В соответствии с данным принципом каждый имеет право па неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только па основании судебного решения.
Право на уважение частной жизни является правом на невмешательство в такую жизнь, правом жить по собственному усмотрению, без предания огласке подробностей личной жизни. Оно включает в себя также право на установление и поддержание отношений с другими людьми, особенно в эмоциональной сфере.
Сведения о частной жизни лиц, а также сведения, составляющие личную или семейную тайну, собирают и используют исключительно в тех случаях, когда они имеют значение для правильного разрешения конкретного дела.
При осуществлении правосудия по гражданским делам разбирательство в закрытых судебных заседаниях осуществляется, например в случаях, требующих сохранения в тайне сведений о частной жизни (ст. 10 ГПК РФ). При этом рассмотрение и разрешение дела происходит с соблюдением всех правил гражданского судопроизводства.
При необходимости ограничения права па неприкосновенность частной жизни в ходе досудебного производства по уголовным делам судья принимает соответствующее решение по результатам изучения материалов, которые представлены в порядке, предусмотренном УПК РФ или Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности".
По судебному решению проводится ряд следственных действий, в ходе которых могут фигурировать сведения о частной жизни: осмотр жилища (при отсутствии согласия проживающих в нем лиц); обыск в жилище; личный обыск; выемка в жилище; наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка; контроль и запись переговоров; получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами. Впоследствии данные предварительного расследования могут быть преданы гласности лишь с разрешения следователя, дознавателя и только в том объеме, в каком ими будет признано это допустимым, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства. Разглашение данных о частной жизни участников уголовного судопроизводства без их согласия не допускается.
На основании судебного решения проводятся следующие оперативно-разыскные мероприятия: контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи. Последующее использование полученной информации в сфере правосудия обеспечивается в режиме, исключающем ее разглашение без согласия тех лиц, которых она касается.
Непосредственно в ходе судебного разбирательства уголовного дела закрытое судебное заседание в числе прочих случаев осуществляется, когда рассмотрение уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности и других преступлениях может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников уголовного судопроизводства либо сведений, унижающих их честь и достоинство (п. 3 ч. 2 ст. 241 УПК РФ). Уголовное дело в закрытом судебном заседании рассматривается с соблюдением всех правил судопроизводства.
Должностные лица, допустившие разглашение сведений о частной жизни, несут юридическую ответственность. Если лицо незаконно собирало или распространяло сведения о частной жизни лица, составляющие его личную или семейную тайну, без его согласия, или распространяло эти сведения в публичном выступлении, открыто демонстрируемом произведении или СМИ, оно подлежит уголовной ответственности по ст. 137 УК РФ. Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений влечет уголовную ответственность по ст. 138 УК РФ. Более строгая ответственность заданные преступления установлена в случаях, когда виновное лицо использовало свое служебное положение.
Принцип неприкосновенности жилища нашел свое законодательное воплощение в Конституции РФ. Согласно закрепленному в ст. 25 правилу жилище неприкосновенно и никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральными законами, или на основании судебного решения. Тем самым признано, что неприкосновенность жилища - это требование, которое должно соблюдаться при совершении любых действий и принятии всяких решений. Особую актуальность данное правило приобретает в сфере правосудия, поскольку суд обязан не только сам соблюдать требования неприкосновенности жилища, но и контролировать его соблюдение иными должностными лицами.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 ЖК РФ проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях лиц допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, только в целях спасения жизни граждан или их имущества, обеспечения их личной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, пресечения совершаемых преступлений или установления обстоятельств совершенного преступления или произошедшего несчастного случая.
Наиболее существенно право лица на неприкосновенность жилища затрагивается в сфере уголовного судопроизводства, особенно при производстве следственных действий, а также при осуществлении оперативно-разыскных мероприятий.
В соответствии с п. 10 ст. 5 УПК РФ жилище представляет собой индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и используемое для постоянного и временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но используемое для временного проживания. При этом не признают жилищем помещения, которые не приспособлены ни для постоянного, ни для временного проживания (к примеру, обособленные от жилья погреба, амбары и другие хозяйственные постройки).
Судебный контроль над законностью проникновения в жилище служит важной гарантией соблюдения международных стандартов в области охраны прав и законных интересов личности. Судебное решение о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц, обыска в жилище или выемки в жилище принимается па основе тщательного исследования материалов, представленных стороной обвинения.
Если производство следственного действия начато за пределами жилого помещения, а согласие жильцов на проникновение внутрь не получено, то следственное действие должно быть приостановлено до получения судебного решения. Исключение из данного правила возможно лишь в случаях, не терпящих отлагательства, с последующим уведомлением об этом суда и прокурора.
Согласно ст. 9 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" рассмотрение материалов об ограничении конституционного права на неприкосновенность жилища при проведении оперативно-разыскных мероприятий осуществляет суд. По результатам рассмотрения поступивших материалов судья разрешает проведение оперативно-разыскного мероприятия или отказывает в его проведении, о чем выносит мотивированное постановление.
Доказательства, собранные с нарушением права лиц на неприкосновенность жилища, не имеют юридической силы. Незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица, влечет наступление уголовной ответственности по ст. 139 УК РФ.
Принцип языка судопроизводства установлен в Конституции РФ. В ч. 2 ст. 26 данного акта закреплено право каждого на пользование родным языком, а также на свободный выбор языка общения. Правила, регламентирующие использование языков в сфере правосудия, вытекают из содержания ст. 68, где указано, что государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Республики в составе России вправе устанавливать свои языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.
В соответствии со ст. 10 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" судопроизводство и делопроизводство в Конституционном, Верховном, Высшем Арбитражном судах РФ и других арбитражных судах, в военных судах ведутся на русском языке - государственном языке Российской Федерации.
Судопроизводство и делопроизводство в других судах общей юрисдикции могут вестись не только на русском языке, по и на государственном языке республики, на территории которой находится судебный орган.
Судопроизводство и делопроизводство у мировых судей ведутся как на русском языке, так и на государственном языке республики, на территории которой находится мировой судья.
Участвующим в деле лицам, которые не владеют языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо па любом другом свободно избранном языке общения, а также пользоваться помощью переводчика. Соответствующие правила закреплены в процессуальных нормативных правовых актах (ст. 9 ГПК РФ, ст. 12 АПК РФ, ст. 18 УПК РФ).
На сулей (а равно и на иных должностных лиц судопроизводства) возложена обязанность разъяснять лицу, которое не владеет или недостаточно хорошо владеет языком производства но уголовному делу, о его праве пользоваться родным языком или иным языком, которым оно свободно владеет.
Переводчик приглашается из числа лиц, которые имеют достаточные языковые познания и навыки перевода. Наличие специального образования у переводчика не обязательно, но желательно. Переводчик обязан по возможности дословно переводить всю поступающую к нему информацию, связанную с производством по делу. Все документы, подлежащие обязательному вручению, письменно переводятся на родной язык лица. За заведомо неправильный перевод переводчик подлежит уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.
Нарушение установленных законодательством РФ правил использования языков при осуществлении правосудия влечет за собой отмену соответствующего процессуального решения. Должностное лицо, допустившее нарушение, привлекается к юридической ответственности.
Принцип участия граждан в отправлении правосудия в соответствии с ч. 5 ст. 32 Конституции РФ является правилом, которое обеспечивает гражданам Российской Федерации возможность непосредственно влиять на ход и результаты правосудия по гражданским и уголовным делам. Аналогичное правило содержится в ст. 8 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации". Граждане принимают участие в отправлении правосудия в качестве арбитражных заседателей при рассмотрении гражданских дел в арбитражных судах, а также в качестве присяжных заседателей в уголовном судопроизводстве.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 30.05.2001 № 70-ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации" такими лицами являются граждане Российской Федерации, наделенные в установленном данным Законом порядке полномочиями по осуществлению правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции подведомственных этим судам дел, которые возникли из гражданских правоотношений. Арбитражные заседатели привлекаются к рассмотрению дел по ходатайству стороны, которое подается до начала рассмотрения дела. Состав арбитражного суда для рассмотрения конкретного дела с участием присяжных заседателей формируется в порядке, который исключает влияние заинтересованных лиц в исходе дела, и состоит из одного профессионального судьи. При этом судья является председательствующим в судебном заседании.
Арбитражные заседатели принимают участие в рассмотрении дела и принятии решения наравне с профессиональными судьями. При осуществлении правосудия они пользуются правами и несут обязанности судьи.
В силу ст. 1 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей проводится в судах субъектов РФ. При этом граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им уголовных дел с участием присяжных заседателей. Участие в качестве присяжных заседателей лиц, включенных в списки присяжных заседателей, является их гражданским долгом.
Судья федерального суда общей юрисдикции и коллегия из 12 присяжных заседателей по ходатайству обвиняемого рассматривают уголовные дела о преступлениях, которые по общему правилу подсудны суду субъекта РФ (п. 2 ч. 2 ст. 30 УПК РФ).
Коллегия присяжных заседателей разрешает по уголовному делу вопросы факта, в результате чего выносит оправдательный или обвинительный вердикт. Затем судья, председательствующий в судебном заседании, разрешает вопросы права и постановляет на основании вердикта соответствующий приговор.
Принцип обеспечения права на судебную защиту закреплен в ст. 46 Конституции РФ, где указано, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Лицо, которое полагает, что нарушены его конституционные и иные охраняемые права и свободы, вправе обратиться за их защитой не только в вышестоящие органы, но и непосредственно в суд. Такое обращение возможно в рамках конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Непосредственно в суд также могут быть обжалованы решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. В соответствии со ст. 2 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" к действиям, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
Если лицо не согласно с вынесенным решением но делу, которое затрагивает его интересы, то оно вправе обратиться с жалобой в вышестоящий судебный орган, который обязан рассмотреть материалы дела, изучить содержащиеся в жалобе доводы, а при необходимости - повторно исследовать доказательства.
В случае исчерпания всех внутригосударственных средств судебной защиты лицо имеет возможность обратиться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. Согласно ст. 34 Конвенции о защите прав человека и основных свобод ЕСПЧ может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что они стали жертвами нарушения их прав, признанных в данной Конвенции или в протоколах к ней.
Если жалоба, поступившая в ЕСПЧ, будет удовлетворена, то на внутригосударственном уровне устраняются все негативные последствия нарушений прав человека, возмещается причиненный лицу вред, в том числе моральный.
Принцип обеспечения надлежащего состава суда закреплен в ст. 47 Конституции РФ, где указано, что никто не может быть лишен права па рассмотрение его дела тем судом и тем составом суда, к подсудности которых оно отнесено законом. Это правило обеспечивает осуществление правосудия равным образом в отношении всех лиц и по всем делам независимо от общественной значимости содеянного, социального положения и иных личностных качеств сторон, а также от любых других обстоятельств.
Правила о подсудности судам различных дел закреплены на законодательном уровне.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 17.12.1998 № 188 "О мировых судьях в Российской Федерации" мировой судья обладает определенной юрисдикцией в сфере уголовного и гражданского судопроизводства. Кроме того, он рассматривает большинство дел об административных правонарушениях (за исключением случаев, когда дела подсудны другим юрисдикционным органам или судьям других судов).
Подсудность гражданских дел судам общей юрисдикции, арбитражным судам установлена в отраслевом законодательстве (ГПК РФ, АПК РФ).
Правила подсудности уголовных дел содержатся в УПК РФ (ст. 31). Указанные правила предусматривают возможность рассмотрения уголовных дел судами различных уровней. Вместе с тем вышестоящий суд не вправе истребовать уголовное дело из нижестоящего суда по любым причинам, включая обеспечение лучшего качества правосудия, появление новых доказательств и др.
Одно исключение из данного правила установлено в п. 2 ч. 3 ст. 31 УПК РФ. Уголовное дело в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда, мирового судьи по его ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, будет рассматриваться судом субъекта РФ. Такое право указанным лицам предоставлено для того, чтобы исключить предвзятое отношение судей того суда, который рассматривал бы уголовное дело в соответствии с общими правилами подсудности. Однако в отношении этих лиц также действует общее правило, и при отсутствии ходатайства уголовное дело рассматривает тот суд, к подсудности которого оно отнесено в соответствии с правилами ст. 31 УПК РФ.
Данный принцип обеспечивает и рассмотрение дел законным составом суда. Гражданские и уголовные дела в установленных законом случаях рассматриваются единолично или коллегиально. Поэтому нарушением принципа будут случаи, когда дело рассматривалось судьей единолично, хотя оно должно было рассматриваться коллегиально, и наоборот.
Дело не может быть рассмотрено судом, если хотя бы один судья из состава суда подлежит отводу. В этом случае принятое судом решение не имеет юридической силы.
Принцип обеспечения подозреваемому (обвиняемому) права на защиту закреплен в ст. 48 Конституции РФ. Под защитой понимается совокупность законных средств и способов, посредством которых лицо может самостоятельно, а также с помощью защитника, законного представителя опровергать или смягчать выдвинутое в отношении него подозрение либо обвинение. При этом каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи, а в установленных законом случаях такая помощь оказывается бесплатно.
Важнейшее средство защиты лица от подозрения или обвинения - это возможность пользоваться своими собственными правами надлежащим образом. Суд, иные органы и должностные лица уголовного судопроизводства обязаны разъяснять подозреваемому (обвиняемому) существо его прав и обеспечивать их исполнение.
Участие в уголовном деле защитника и законного представителя лица не ограничивает его собственные возможности по защите от подозрения или обвинения. Пригласить защитника для участия в уголовном деле - право, а не обязанность подозреваемого (обвиняемого), однако отказ от защитника должен быть строго добровольным.
В соответствии со ст. 51 УПК РФ участие защитника является обязательным в случаях, когда: подозреваемый (обвиняемый) не отказался от защитника; подозреваемый (обвиняемый) является несовершеннолетним; судебное разбирательство проводится в отсутствие подсудимого, который находится за пределами страны и (или) уклоняется от явки в суд; подозреваемый (обвиняемый) не владеет языком, на котором ведется производство по уголовному делу; лицо обвиняется в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненное лишение свободы или смертная казнь; уголовное дело подлежит рассмотрению судом с участием присяжных заседателей; обвиняемый заявил ходатайство о рассмотрении уголовного дела в упрошенном порядке.
Подозреваемый (обвиняемый) имеет право на свидания со своим защитником наедине и конфиденциально без ограничения их числа и продолжительности (за исключением случаев, прямо предусмотренных УПК РФ). При оказании помощи защитник вправе собирать и представлять доказательства, необходимые для оказания юридической помощи, присутствовать при предъявлении обвинения, участвовать в следственных действиях, знакомиться с материалами уголовного дела, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела, приносить жалобы, а также использовать любые другие средства и способы защиты, помимо прямо запрещенных законом.
В административном процессе лицо, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, также обладает правом на защиту. Реализуя свои права самостоятельно, лицо имеет возможность знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, а также пользоваться иными процессуальными нравами. Также он может пользоваться юридической помощью защитника (ст. 25.1.1 КоАП РФ).
В качестве защитника с момента возбуждения дела об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо. Защитник вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами.
Непредоставление лицу права на защиту является существенным нарушением закона, а лицо, виновное в таком нарушении, несет юридическую ответственность.
Принцип презумпции невиновности, закрепленный в ст. 49 Конституции РФ, устанавливает, что каждый подозреваемый (обвиняемый) в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговора суда. Помимо этого, принцип презумпции невиновности закреплен и на международном уровне (ч. 2 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ч. 2 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах).
Поскольку данный принцип правосудия является отраслевым, его ОГЛАВЛЕНИЕ конкретизировано в уголовно-процессуальном законодательстве (ст. 14 УПК РФ).
Выводы следователя, дознавателя относительно виновности лица, в отношении которого осуществляется предварительное расследование, не имеют обязательной силы для органов правосудия. Суд - это единственный орган, который правомочен от имени государства принимать такое решение и закреплять его в приговоре. При этом виновность лица устанавливается именно обвинительным приговором, поскольку оправдательный приговор выражает отказ государства от уголовного преследования. В оправдательном приговоре запрещено использовать формулировки, которые прямо или косвенно указывают на виновность лица.
Подозреваемый (обвиняемый) не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту лица, лежит на стороне обвинения. Отсутствие у лица обязанности доказывать свою невиновность определяет такое построение уголовного процесса, при котором лицо не может быть принуждаемо к даче показаний, представлению доказательств и выполнению иных активных действий, направленных на опровержение доводов стороны обвинения.
На подозреваемого (обвиняемого) также не может быть возложена обязанность доказывать меньшую степень своей виновности. В ходе производства но уголовному делу наряду с задачей изобличения лица, совершившего преступление, на должностных лиц, представляющих сторону обвинения, возложена обязанность определения действительной степени тяжести деяния и создания предпосылок для создана справедливого судебного разбирательства. Кроме того, они должны принимать все предусмотренные законом меры но установлению обстоятельств, смягчающих наказание лица в случае установления судом его виновности.
Все сомнения в виновности подозреваемого (обвиняемого), которые не могут быть устранены в установленном законом порядке, толкуются в его пользу. Сомнение - это отсутствие обоснованной уверенности должностного лица в необходимости принятия определенного решения и выборе направления движения уголовного дела. Под неустранимыми сомнениями понимаются те из них, избавиться от которых в результате всестороннего и полного исследования обстоятельств не представилось возможным, а все процессуальные средства устранения исчерпаны.
Обвинительный приговор не может быть основан па предположениях. Под предположениями понимаются выводы суда, которые не подтверждены или не в полном объеме подтверждены имеющимися доказательствами. Суд при постановлении обвинительного приговора обязан основывать свой вывод только на конкретных доказательствах, которые были получены в установленном законом порядке и исследованы судом с соблюдением всех правил производства по уголовному делу. Если доказательств, которые подтверждают предъявленное обвинение, недостаточно, суд обязан постановить оправдательный приговор.
Несоблюдение правил, составляющих ОГЛАВЛЕНИЕ принципа презумпции невиновности, является существенным нарушением закона и влечет юридическую ответственность. Привлечение заведомо невиновного лица к уголовной ответственности является преступлением, ответственность за которое предусмотрена ст. 299 УК РФ.
Принцип независимости судей и подчинения их только закону закреплен в ст. 120 Конституции РФ. В ч. 1 данной статьи установлено, что судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.
Это положение конкретизировано в иных законах. Так, ч. 1 ст. 5 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" гласит, что судьи осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли. На решения судей по конкретным делам никто не вправе оказывать влияние - пи заинтересованные лица, ни прокурор. В своих действиях и принимаемых решениях судьи никому не подотчетны. В деятельность судьи по конкретному делу не вправе вмешиваться иные судьи, председатель соответствующего суда, а также судьи вышестоящих судов.
Гарантии независимости судей закреплены в ст. 9 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации". Независимость судей обеспечивается предусмотренной законом процедурой правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи; правом судьи на отставку; неприкосновенностью судьи; системой органов судейского сообщества; предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу. Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. ОВД РФ обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление.
Правило о независимости судей также распространяется на присяжных заседателей и арбитражных заседателей в период их участия в отправлении правосудия.
Второй составляющей данного принципа является правило о подчинении судей только Конституции РФ и федеральному закону. В соответствии с ч. 2 ст. 120 Конституции РФ суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
Данное правило конкретизировано Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", где в ч. 3 ст. 5 указано: "Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу".
Согласно ст. 10 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется но закону. Судьи не обязаны давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом.
Лица, виновные в незаконном воздействии на судей, присяжных заседателей и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут юридическую ответственность. При наличии в действиях лиц составов преступлений они привлекаются к уголовной ответственности по соответствующим статьям УК РФ. Например: ст. 294 - воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования; ст. 295 - посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование; ст. 296 - угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования.
Принцип открытого разбирательства дел в судах закреплен в ст. 123 Конституции РФ, где указано, что разбирательство дел во всех судах открытое, а слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Открытость судебного разбирательства является правилом, обеспечивающим общедоступность процедуры правосудия. Данный принцип действует как в гражданском, так и в уголовном судопроизводстве (ст. 10 ГПК РФ, ст. 11 АПК РФ, ст. 241 УПК РФ).
В зале суда могут присутствовать любые лица, достигшие 16-летпего возраста. Участники процесса и присутствующие лица имеют право в письменной форме, а также с помощью средств звукозаписи фиксировать ход судебного разбирательства. Фотосъемка, видеозапись, трансляция судебного заседания по радио и телевидению допускаются с разрешения председательствующего по делу.
В гражданском процессе разбирательство в закрытых судебных заседаниях осуществляется по делам, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну, тайну усыновления (удочерения) ребенка, а также по другим делам, если это предусмотрено федеральным законом. Разбирательство в закрытых судебных заседаниях допускается и при удовлетворении ходатайства участвующего в деле лица, которое ссылается на необходимость сохранения коммерческой или иной охраняемой законом тайны, неприкосновенность частной жизни граждан либо иные обстоятельства, гласное обсуждение которых способно помешать правильному разбирательству дела либо повлечь за собой разглашение указанных тайн или нарушение прав и законных интересов гражданина.
При рассмотрении уголовного дела закрытый процесс допускается в случаях, когда: разбирательство уголовного дела в суде может привести к разглашению государственной или иной охраняемой законом тайны; рассматриваются уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими 16 лет; рассмотрение уголовного дела против половой неприкосновенности и половой свободы личности и других преступлений может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников уголовного судопроизводства или сведений, унижающих их честь и достоинство; этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц.
Дела в закрытом судебном заседании рассматриваются с соблюдением установленного законом порядка. Итоговые судебные решения по общему правил}' оглашаются публично. В гражданском процессе исключение составляют случаи, когда такое объявление решений затрагивает права и законные интересы несовершеннолетних. В уголовном процессе в случае рассмотрения уголовного дела в закрытом судебном заседании или уголовного дела о преступлениях в сфере экономической деятельности на основании определения или постановления суда могут оглашаться только вводная и резолютивная части приговора.
Принцип состязательности и равноправия сторон нашел свое нормативное выражение в ч. 3 ст. 123 Конституции РФ. Правила, составляющие ОГЛАВЛЕНИЕ данного принципа, установлены в ч. 3 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ч. 3 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических нравах, а также в отраслевом законодательстве.
Состязательное построение правосудия обеспечивает равные возможности сторон по реализации имеющихся у них прав. Под состязательной моделью процесса понимается такое его построение, при котором стороны, имеющие различные интересы, полностью отделены друг от друга, а суд при рассмотрении и разрешении дела не связан мнением сторон и руководствуется исключительно законом и совестью.
Вес стороны судебного разбирательства должны иметь равную возможность представить свою позицию и подтверждающие ее доказательства, и ни одна из сторон не вправе пользоваться какими-либо преимуществами но сравнению с противоположной стороной.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает участникам процесса содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
В ст. 9 АПК РФ закреплено, что участвующие в деле лица вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий. Арбитражный суд, сохраняя независимость, руководит процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения ими процессуальных действий, оказывает содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела.
При осуществлении правосудия по уголовным делам основное ОГЛАВЛЕНИЕ принципа состязательности выражается в том, что функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган и одно и то же должностное лицо. Суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или стороне защиты. Суд создаст необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав. Стороны обвинения и защиты равноправны перед судом (ст. 15 УПК РФ).
В судебном заседании стороны обвинения и защиты пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, а также на участие в рассмотрении иных вопросов (ст. 244 УПК РФ). При этом и обвинению, и защите должна быть предоставлена возможность ознакомиться с представленными замечаниями и выдвинутыми доказательствами другой стороны и высказаться по ним.
Осуществляя правосудие по гражданским и уголовным делам, суд обязан разъяснять сторонам существо их прав и отражать этот факт в материалах дела. Суд также предупреждает стороны о наличии у них определенных обязанностей и требует равного их исполнения обеими сторонами. В случае их неисполнения, ненадлежащего исполнения или злоупотребления одной из сторон правами за счет другой стороны суд принимает меры к устранению подобных нарушений и восстанавливает процессуальный паритет.
Нарушение требований принципа состязательности и равноправия сторон влечет несостоятельность всех решений, принятых по делу. Виновные в нарушении лица несут установленную законом юридическую ответственность.