Лекция 1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА

Я родился с таким умом, что главное удовольствие при научных занятиях для меня заключалось не в том, что я выслушивал чужие мнения, а в том, что я всегда стремился создать свои собственные.

Рене Декарт

Наука – океан, открытый как для ладьи, так и для фрегата. Один перевозит по нему слитки золота, другой удит в нем сельдей.

Эдуард Булвер-Литтон

В результате изучения главы студент должен:

знать

• специфику предмета и метода таможенного права;

• основные категории, используемые в таможенном праве;

• круг дискуссионных проблем по изучаемой проблематике;

• отличительные черты таможенной политики, осуществляемой в сфере таможенного дела;

• существенные особенностям российского таможенное права, а также таможенное право Таможенного союза;

• государства, являющиеся участниками таможенных союзов и каких именно таможенных союзов; основные институты Таможенного союза ЕврАзЭС;

• структуру и сферу деятельности ЕЭК;

уметь

• отграничивать таможенно-правовые отношения от правоотношений в других отраслях права;

• аргументированно отстаивать свою позицию по вопросу о месте таможенных правоотношений в существующей системе правоотношений;

• анализировать особенности осуществления таможенной политики на современном этапе;

• решать практические задачи и выполнять практические задания по данной теме;

• комментировать вводные положения ТК ТС Закона о таможенном регулировании;

• отвечать на контрольные вопросы и выполнять задания для самостоятельной работы; составлять интеллект-карты по изучаемой проблематике;

• делать обзоры судебной практике по настоящей теме;

владеть

• навыками изучения таможенного права с позиций многомерного подхода;

• навыками дачи правовых заключений;

• навыками написания эссе по изучаемой проблематике.

Понятие и предмет таможенного права

Как и любая другая отрасль права, таможенное право имеет свой предмет и метод правового регулирования. Однако в отличие от других отраслей российского права, бо́льшая часть которых сформировалась намного раньше, таможенное право ставит перед исследователями ряд непростых задач, и, в частности, задачу выявления специфики предмета и метода регулирования таможенного права.

Следует отметить, что и на сегодняшний день в юридической науке нс существует однозначного ответа на вопрос о том, что понимается под таможенным правом.

Наибольшее распространение в специальной литературе получило мнение о том, что таможенная деятельность в основном регулируется нормами административного права. В рамках данного подхода таможенное право предлагается позиционировать либо как подотрасль, либо как институт административного права[1].

Не менее популярен и взгляд на таможенное право как на комплексную отрасль законодательства. Так, А. Н. Козырин высказал суждение о том, что под таможенным правом следует понимать комплексную отрасль законодательства, "в которой по целевому признаку объединен разнородный правовой материал"[2].

Отрицая наличие у таможенного права самостоятельной отраслевой принадлежности, ученые ссылаются на то, что в рассматриваемом правовом образовании преобладающее значение имеет императивный метод регулирования общественных отношений, тогда как влияние диспозитивного метода регулирования, напротив, сводится к минимуму. А если основной метод регулирования административноправовой, то и сомнений в том, что таможенное право является частью административного права, быть не может.

Наконец, завоевывает позиции и представление о таможенном праве как о самостоятельной комплексной отрасли права[3]. Сторонников данной точки зрения в настоящее время не так много, но с каждым годом их становится все больше.

Данную точку зрения можно аргументировать следующим образом. Таможенное право имеет свой предмет регулирования, поскольку в его состав входят различные группы общественных отношений, отличающиеся значительной спецификой (отношения, связанные с организацией таможенного дела в Российской Федерации и в рамках Таможенного союза, с таможенной очисткой (таможенным оформлением), с таможенным контролем, с правонарушениями в таможенной сфере и ответственностью за их совершение; отношения, обусловленные применением таможенных процедур, участием России в международно-правовом сотрудничестве в таможенной сфере; отношения в области таможеннотарифного регулирования, взимания таможенных платежей; отношения в сфере таможенной статистики и ТН ВЭД ТС).

Общим признаком для всех вышеперечисленных отношений является то, что они складываются в процессе осуществления таможенной деятельности (таможенного дела), так или иначе связанной с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза. При этом перемещение товаров может осуществляться при ввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию Таможенного союза, а также при их вывозе с указанной таможенной территории. Таким образом, у таможенного права имеется свой круг объектов регулирования – товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза.

Таможенному праву свойственен определенный набор источников регулирования общественных отношений. К ним относятся: ТК ТС, международные договоры государств – членов Таможенного союза, решения КТС, федеральные законы РФ, непосредственно направленные на регулирование таможенной деятельности, нормативные акты, издаваемые ФТС России и др.

У таможенного права существует свой круг субъектов.

В рамках таможенных правоотношений взаимодействуют различные субъекты. С одной стороны, это таможенные органы и их работники, а с другой – юридические и физические лица, международные организации, имеющие отношение к таможенному делу.

Особенностью таможенных правоотношений является наличие у таможенных органов особого правового статуса. Таможенные органы в отличие от других участников соответствующих правоотношений в законодательном порядке наделяются специальными полномочиями в области таможенного дела.

Наконец, для таможенного права характерен комплексный метод правового регулирования общественных отношений, включающий нс только административно-правовой, но и гражданско-правовой метод регулирования.

Подводя итог, можно сказать, что, хотя вопрос о предмете современного таможенного права является дискуссионным, достаточно сложным и мало разработанным в современной юридической науке, тем не менее, есть достаточно веские основания полагать, что таможенное право наравне с предпринимательским, экологическим, бюджетным правом допустимо рассматривать в качестве самостоятельной комплексной отрасли права.