Понятие и правовой режим континентального шельфа. Сопоставление с правовым режимом морского дна за пределами действия национальной юрисдикции
Континентальный шельф прибрежного государства это морское дно и его недра подводных районов, простирающихся за пределы территориальных вод прибрежного государства па всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстоянии 200 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориальных вод, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние (ст. 76 Конвенции ООН по морскому праву).
Морское дно за пределами действия национальной юрисдикции регулируется в режиме неприсвоения и общего пользования res communis (ст. 137 Конвенции ООП 1982 г. по морскому праву).
Прибрежные государства обладают суверенными правами в целях разведки и разработки природных ресурсов континентального шельфа. Эти права прибрежного государства являются исключительными в том смысле, что если оно не осваивает континентальный шельф, то другое государство не может этого делать без его согласия (ст. 77). Следовательно, суверенные права прибрежного государства на континентальный шельф уже суверенитета государств на территориальные воды и их недра, являющиеся частью государственной территории.
Прибрежное государство обладает исключительным правом разрешать и регулировать бурильные работы на континентальном шельфе (ст. 81); все государства имеют право прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе в соответствии с положениями Конвенции 1982 г. (ст. 79); прибрежное государство имеет исключительное право сооружать искусственные острова, установки и сооружения, необходимые для разведки и разработки континентального шельфа (ст. 80); оно имеет также право разрешать, регулировать и проводить морские научные исследования на своем континентальном шельфе в соответствии с положениями Конвенции; права прибрежного государства не затрагивают правового статуса воздушного пространства над этими водами и, следовательно, никак не влияют на режим судоходства и воздушной навигации.
Вопросы, связанные с континентальным шельфом Российской Федерации, урегулированы на основе специальных юридических актов законодательной и исполнительной власти страны.
В то время как в отношении континентального шельфа действует режим суверенных прав прибрежного государства в целях разведки и разработки его природных ресурсов, параметры правового режима морского дна за пределами действия национальный юрисдикции обозначаются в формате неприсвоения и общего пользования res communis.
Конвенция ООН по морскому праву устанавливает режим морского дна за пределами континентального шельфа. Дно морей и океанов и его недра за пределами юрисдикции государств (район) и его ресурсы являются "общим наследием человечества" (ст. 136), деятельность государств в районе осуществляется "на благо всего человечества" (ст. 140). Район открыт для использования его исключительно в мирных целях (ст. 141) в соответствии с принципами Устава ООН, положениями Конвенции ООН по морскому праву, нормами и принципами современного международного права (ст. 138). Ни одно государство не может претендовать на суверенитет какой бы то ни было части района или его ресурсов (ст. 137). Морские научные исследования в районе также осуществляются "исключительно в мирных целях и на благо всего человечества" (ст. 143). Разработку ресурсов района может осуществлять не только орган, но и суверенные государства.
С активизацией деятельности государств в Мировом океане возникает необходимость более тесного сотрудничества между ними. Наиболее важным центром такого сотрудничества суверенных государств выступает Международная морская организация (ИМО), являющаяся специализированным учреждением ООН. Членами ИМО являются около 130 государств. Цели ИМО: обеспечение сотрудничества между государствами в решении вопросов, связанных с международным торговым судоходством, выработка норм по обеспечению безопасности судоходства, предотвращение загрязнения Мирового океана. В рамках ИМО разрабатываются проекты международных соглашений, касающиеся различных вопросов судоходства.
Другими международными организациями, занимающимися вопросами обеспечения безопасности мореплавания, предотвращения загрязнения моря, развитием средств морской сигнализации и т.д., являются Комитет по морским перевозкам Совета по торговле и развитию ЮПКТАД, Межправительственная океанографическая комиссия ЮНЕСКО, Международный совет по исследованию моря, Международный морской комитет и др.