Лекция 2. ПОНЯТИЕ ПРАВА, ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПРАВА
Одним из важнейших социальных институтов, регулирующих общественные отношения, является право. Оно представляет собой нормативный регулятор, который, воздействуя на волю и сознание людей, самым авторитетным образом склоняет их к определенному поведению. Но право не единственный нормативный регулятор. В систему нормативного регулирования общественных отношений входят также следующие виды норм:
— обычаи (в форме традиций, ритуалов, обрядов и т.д.);
— религиозные нормы;
- нормы общественных объединений (корпоративные нормы);
— нормы морали.
К общим свойствам социальных норм относится то, что все они:
— являются своего рода образцами, стандартами поведения;
- служат ориентиром в выборе того поведения, которое в данное время при данных обстоятельствах одобряется обществом или определенной его частью;
— выполняют организующую роль в поведении людей;
— служат инструментом социального контроля. Применительно к праву названные свойства получают дополнительные характеристики (признаки):
- обязательность исполнения правовых норм и обеспеченность их со стороны государства организационными мерами, а также при необходимости мерами психического и физического принуждения. Это один из главных признаков правовых норм. Неисполнение правовых требований влечет юридическую ответственность;
— формальную определенность: правовые нормы содержат указание на границы поведения их адресатов, на меру их прав и обязанностей;
— нормативность — содержательный признак права. Применение правовых норм рассчитано на относительно неопределенный круг лиц и относительно неопределенный круг случаев;
— системность — в идеале это внутренне согласованная и непротиворечивая система норм, специально упорядочиваемая в ходе работ по систематизации права.
Совокупность всех признаков права позволяет говорить о его ценности. И ценность эта состоит в способности правовых норм служить таким регулятором общественных отношений, который способен удовлетворять социальные интересы людей наиболее эффективным образом.
Основным элементом правовой материи является норма (образец, эталон, правило поведения) права.
Норма права — признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права и обязанности участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения.
Норма права — критерий правомерности поведения. Отсюда вытекают такие качества правовой нормы, как ее формальная определенность, конкретность, позволяющие практику решить юридическое дело.
По своей логической структуре каждая норма включает в себя три элемента (части): диспозицию, гипотезу и санкцию.
Диспозиция указывает на суть и ОГЛАВЛЕНИЕ самого правила поведения, те права и обязанности, на страже которых стоит государство.
Гипотеза содержит перечень условий, при которых норма действует.
Санкция называет поощрительные или карательные меры (позитивные или негативные последствия), наступающие в случае соблюдения или, напротив, нарушения правила, обозначенного в диспозиции нормы. Иногда в статье закона формулируется только часть нормы, а другие ее части следует искать в других статьях или в ином нормативном акте.
Для понимания процессов новообразования, а также того, что является обязательным правилом — нормой, необходимой для разрешения конкретного юридического дела, необходимо обратиться к понятию источника права. Об источниках права можно говорить как о факторах, определяющих появление и действие права. Таковыми выступают правотворческая деятельность государства, воля господствующего класса (всего народа) и, в конечном счете — материальные условия жизни общества. Об источниках права пишут также в контексте исследования правовой действительности, изучения правовых явлений, правового регулирования в отдельные исторические периоды на основе изучения различных носителей правовых сведений. В этом контексте называют, например: исторические памятники права, данные археологии, действующие правовые акты, юридическую практику, договоры, судебные речи, труды юристов и др. Однако есть и более узкий смысл понятия "источник права" — форма выражения государственной воли, направленной на признание факта существования права, его формирования или изменения.
Разновидностями источников позитивного права являются:
— правовой обычай, т.е. правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости и признано государством в качестве обязательного;
- правовой прецедент — решение по конкретному делу, которому государство придает силу общеобязательного в последующих спорах;
- договор — акт волеизъявления самих участников общественных отношений, который получает поддержку государства. В современных условиях наиболее распространенными источниками позитивного права являются нормативные правовые акты.
Нормативный правовой акт — официальный письменный документ, содержащий правовые нормы. Именно этим он отличается от индивидуальных правовых актов. Например, в таком судебном акте, как приговор или решение суда по гражданскому делу, никаких общих норм не содержится (имеется в виду российская правовая система). Нет их и в приказе руководителя о приеме на работу, и в постановлении о наложении штрафа на конкретного гражданина, и в указе Президента РФ о награждении гражданина орденом (хотя все названные акты являются правовыми). Таким образом, для отграничения нормативного акта от ненормативного следует обратиться к тому, как представляется правовая норма, какова, в частности, ее структура.
Нормативные правовые акты подразделяются на две группы: законы и подзаконные акты.
Одной из внешних форм выражения права является закон — принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам регулирования общественной и государственной жизни.
Законы — первичные, основополагающие нормативные акты. Их высшая юридическая сила состоит в том, что:
— все остальные правовые акты должны исходить из законов и никогда не противоречить им;
- они не нуждаются в каком-либо утверждении другими органами;
- законы никто не вправе отменить, кроме органа, их издававшего.
Законы принимаются высшими органами государственной власти (парламентами) или непосредственно народом в ходе референдума.
Подзаконный нормативный акт — одна из разновидностей правовых актов, издаваемых в соответствии с законом, на основе закона, во исполнение его, для конкретизации законодательных предписаний, или их толкования, или установления первичных норм. При этом не органы, издающие акты, и даже не характер акта определяют его принадлежность к подзаконным актам. Главный признак законного или подзаконного характера акта состоит в отражении иерархии нормативных актов, их соподчиненности по юридической силе.
Верховенство закона и подзаконность иных актов нашли конституционное закрепление. Подзаконные акты являются незаменимым средством, обеспечивающим исполнение законов. В механизме реализации законодательных норм подзаконные акты наряду с процессуальными законами выступают в качестве юридической основы всей правореализующей деятельности.
В зависимости от положения органов, издающих подзаконные акты, их компетенции, а также характера и назначения самих актов они делятся на несколько видов. Ведущее место среди подзаконных актов принадлежит указам президента, постановлениям правительства. Министерства издают приказы и инструкции; местные органы власти и управления принимают решения и распоряжения.
Конституционный Суд РФ в ряде решений признал возможность регулирования указами Президента РФ тех отношений, которые должны регулироваться законом, но только в тех случаях, когда закон по каким-либо причинам не принимается, и есть потребность преодолеть имеющийся в законодательстве пробел. Такой указ действует до принятия соответствующего закона.
Нормативные правовые акты действуют: 1) во времени; 2) в пространстве; 3) по кругу лиц.
Действие во времени связано с моментом вступления нормативного акта в юридическую силу и с моментом утраты им юридической силы.
Законы РФ вступают в силу по истечении 10 дней со дня их опубликования в официальных изданиях ("Российская газета" и "Собрание законодательства Российской Федерации").
Публикуются законы по истечении семи дней со дня их принятия. Это общее правило. Но в законе может быть указана дата, когда соответствующие нормы вступают в юридическую силу.
Постановления и распоряжения Правительства РФ вступают в силу с момента их принятия, если в самом нормативном акте не указано иное. Акты Правительства, затрагивающие права и свободы человека, вступают в силу по истечении семи дней после опубликования.
Некоторые акты вступают в силу с момента получения их адресатом. Акты местных органов власти и управления (самоуправления), как правило, вступают в силу с момента оповещения населения об их принятии.
Большое значение для действия закона во времени имеют понятия "обратная сила закона" и "переживание закона". По общему правилу, которое действует в правовой системе России, закон обратной силы не имеет. Закон не распространяет свое действие на те отношения, которые возникли до его вступления в законную силу. В отдельных случаях законодатель может нарушить данное правило, однако это его право ограничено. Он не может, например, издать нормы с обратной силой, если они устанавливают ответственность за какое-либо деяние либо ужесточают эту ответственность. Есть конституционные ограничения обратной силы закона и соответствующие трактовки этих норм Конституционным Судом РФ. Так, ст. 57 Конституции РФ прямо фиксирует: "Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют".
Иногда имеет место ситуация, как бы противоположная обратной силе закона. Это случается тогда, когда адресат права продолжает руководствоваться старым, отмененным или замененным законом, поскольку не может одномоментно выйти из тех отношений, в которые он вступил, руководствуясь действовавшими на то время нормами.
Действие нормативных актов в пространстве связывается с их распространением на государственную территорию. К ней относятся территория земли, внутренние и территориальные воды, недра, воздушное пространство над этой территорией, территории посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море, кабины летательных аппаратов над территорией, не входящей в состав другого государства.
Территориальные пределы действия нормативных актов отражают суверенитет государства и его юрисдикцию. Иностранное законодательство применяется на территории конкретного государства лишь постольку, поскольку законодательство данного государства само это допускает в общей форме или в конкретных соглашениях с зарубежными государствами. Международными договорами регулируется и так называемое экстерриториальное действие правовых актов, когда законодательство государства распространяется за пределами его территории (действует в отношении граждан и организаций, находящихся на территории других государств).
В федеративных государствах территориальные пределы действия нормативных актов обусловлены внутриполитическими отношениями. По общему правилу нормативные акты субъектов РФ действуют на территории этих субъектов, акты местных органов власти и управления — па управляемой ими территории. Однако распространено и другое правило: юридические акты, принятые государственными органами одних административных и политических единиц, признаются в качестве таковых на территории других. Противоречия, возникающие между нормативными актами равноправных (однопорядковых) органов, решаются на основе коллизионных норм, установленных федеральными властями. Коллизионные нормы существуют также на случай противоречий между актами, изданными в разное время, в разном объеме, разными органами.
Действие по кругу лиц означает по общему правилу распространение нормативных требований на всех адресатов в рамках территориальной сферы действия того или иного акта. Но из данного правила есть три исключения.
Во-первых, главы государств и правительств, сотрудники дипломатических и консульских представительств и некоторые другие иностранные граждане пользуются правом экстерриториальности (наделены дипломатическим иммунитетом), следовательно, к ним не могут быть применены меры ответственности и меры государственного принуждения за нарушение уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях.
Во-вторых, проживающие на территории государства иностранные лица и лица без гражданства, хотя и пользуются широким кругом прав и свобод наряду с гражданами страны, в некоторых правоотношениях не могут выступать носителями прав. Они не могут, например, избирать и быть избранными в органы государственной власти, в судьи, не могут состоять на службе в вооруженных силах и органах внутренних дел.
В-третьих, некоторые нормативные акты, например предусматривающие уголовную ответственность, распространяются на граждан независимо от того, понесли они уже наказание по нормам иностранного законодательства или нет.
Адресатами нормативных актов могут быть все граждане или определенные группы населения, все должностные лица или отдельные их категории.
Изучение права предполагает формирование общего представления о системе права, т.е. о строении права, его структурных частях.