Понятие общения в психологии
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия. Этот процесс обычно включен в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т.п.) и обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности.
Если отношения определяются через понятие "связи", то общение понимают как процесс взаимодействия человека с человеком, осуществляемый с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследующий цель достижения изменений в познавательной, мотивационной, эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц. В ходе общения его участники обмениваются не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями и т.д.
В повседневной жизни человек учится общению с детства и овладевает разными его видами в зависимости от среды, в которой живет, от людей, с которыми взаимодействует, причем происходит это стихийно, в житейском опыте. В большинстве случаев этого опыта бывает недостаточно, например, для овладения особыми профессиями (педагога, актера, диктора, следователя), а иногда и просто для продуктивного и цивилизованного общения. По этой причине знание закономерностей общения, навыки и умения их учета и использования необходимо совершенствовать.
Каждая общность людей располагает своими средствами воздействия, которые используются в разнообразных формах коллективной жизни, где концентрируется социально-психологическое ОГЛАВЛЕНИЕ образа жизни. Все это проявляется в обычаях, традициях, обрядах, ритуалах, праздниках, танцах, песнях, сказаниях, мифах, в изобразительном, театральном и музыкальном искусстве, в художественной литературе, кино, радио и телевидении. Эти своеобразные массовые формы общения обладают мощным потенциалом взаимовлияния людей. В истории человечества они всегда служили средствами воспитания, включения человека через общение в духовную атмосферу жизни.
Проблема человека находится в центре внимания всех аспектов общения. Увлечение лишь инструментальной стороной последнего может нивелировать его духовную (человеческую) сущность и привести к упрощенной трактовке общения как информационно-коммуникативной деятельности. При неизбежном научно-аналитическом расчленении общения на составляющие элементы важно не терять в них человека как духовную и активную силу, преобразующую в этом процессе себя и других.
Общение обычно проявляется в единстве пяти его сторон: межличностной, когнитивной, коммуникативно-информационной, эмотивной и конативной.
Межличностная сторона общения отражает взаимодействие человека с непосредственным окружением: с другими людьми и теми общностями, с которыми он связан в своей жизни.
Когнитивная сторона общения позволяет ответить на вопросы о том, кто собеседник, что он за человек, чего от него можно ожидать, и на многие другие, связанные с личностью партнера.
Коммуникативная-информационная сторона представляет собой обмен между людьми различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.п.
Эмотивная сторона общения связана с функционированием эмоций и чувств, настроения в личных контактах партнеров.
Конативная (поведенческая) сторона общения служит целям согласования внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров.
Общение выполняет следующие функции:
1) прагматическую функцию, которая отражает потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности; при этом само общение очень часто выступает главной потребностью;
2) функцию формирования и развития, которая заключается в способности общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях; общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность; в общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояния и поведение человека.
3) функцию подтверждения, которая обеспечивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя;
4) функцию объединения-разьединения людей, которая с одной стороны, посредством установления между ними контактов способствует передаче необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, может быть причиной дифференциации и изоляции личностей в результате общения;
5) функцию организации и поддержания межличностных отношений, которая служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совместной деятельности;
6) внутриличностную функцию, которая реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога).
Общение чрезвычайно многогранно. В своем разнообразии оно может быть представлено по видам.
В частности, различают межличностное и массовое общение. Первое связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Второе же – это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.
Выделяют также межперсональное и ролевое общение. В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий, а во втором – участники коммуникации выступают как носители определенных ролей (покупатель – продавец, учитель – ученик, начальник – подчиненный). В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции.
Общение может быть также доверительным и конфликтным. Первое отличается тем, что в ходе его реализации передается особо значимая информация. Доверительность – существенный признак всех видов общения, без чего нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы. Второй вид характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.
Кроме того, общение может быть личным (обмен неофициальной информацией) и деловым (процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность).
Наконец, общение бывает прямое и опосредованное. Первое является исторически более ранней формой взаимодействия людей друг с другом; на его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникали различные виды опосредованного общения. Второе же – это взаимодействие при помощи дополнительных средств: письма, аудио- и видеотехники и т.д.
Общение возможно лишь при помощи знаковых систем. Различают вербальные (когда в качестве знаковых систем используются устная и письменная речь) и невербальные (когда применяются неречевые средства) способы общения.
В вербальном общении обычно применяются два варианта речи: устная и письменная. Устная речь, по ряду параметров отличающаяся от письменной, является не безграмотной письменной, а самостоятельной речью со своими правилами и даже грамматикой. Письменная речь – это та, которой обучают в школе и которую привыкли считать признаком образованности человека.
Невербальные средства общения нужны для того, чтобы регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами; обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста; выражать эмоции и отражать истолкование ситуации. Среди таких средств выделяют следующие разновидности:
1) визуальные средства общения, к которым относится:
– кинесика (движение рук, ног, головы, туловища);
– направление взгляда и визуальный контакт;
– выражение глаз;
– выражение лица;
– поза (в частности, локализация, смены поз относительно словесного текста;
– кожные реакции (покраснение, появление пота);
– дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);
– вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т.п.);
2) акустические (звуковые) средства общения, в которые входят:
– паралингвистические, т.е. связанные с речью (интонация, громкость, тембр, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте);
– экстралингвистические, т.е. не связанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубов, "шмыганье" носом и т.п.);
3) тактильно-кинестезические (связанные с прикосновением) средства общения, включающие:
– физическое воздействие (ведение слепого за руку, контактный танец и др.);
– такесика (пожатие руки, хлопанье по плечу);
4) ольфакторные:
– приятные и неприятные запахи окружающей среды;
– естественный и искусственный запахи человека и др.
Общение имеет структуру, включающую в себя следующие компоненты.
1. Мотивационно-целевой компонент общения представляет собой систему мотивов и целей общения. Мотивами общения могут быть: а) потребности, интересы одного человека, проявляющего инициативу в общении; б) потребности и интересы обоих партнеров общения, побуждающие их включиться в общение; в) потребности, вытекающие из совместно решаемых задач. Соотношение мотивов общения колеблется от полного совпадения до конфликта. В соответствии с этим общение может носить дружественный или конфликтный характер.
Основными целями общения могут быть: получение или передача полезной информации, активизация партнеров, снятие напряженности и управление совместными действиями, оказание помощи и влияние на других людей. Цели участников общения могут совпадать или противоречить, исключать друг друга. От этого зависит и характер общения.
2. Коммуникационный компонент общения. В узком смысле слова данный компонент представляет собой обмен информацией между общающимися индивидами. В ходе совместной деятельности, как уже отмечено выше, люди обмениваются между собой различными мнениями, интересами, чувствами и т.д. Все это и составляет процесс обмена информацией, которому присущи следующие особенности:
– если в кибернетических устройствах информация только передается, то в условиях человеческого общения она также формируется, уточняется, развивается;
– в отличие от простого "обмена информацией" между двумя устройствами в общении людей данный процесс сочетается с отношением друг к другу;
– характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством используемых при этом системных знаков люди могут влиять друг на друга, оказывать воздействие на поведение партнера;
– коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации или декодификации. В обыденном языке это значит, что люди "говорят на одном языке".
3. Интерактивный компонент общения состоит в обмене не только знаниями, идеями, но и влияниями, взаимными побуждениями, действиями. Взаимодействие может выступать в виде кооперации или конкуренции, согласия или конфликта, приспособления или оппозиции, ассоциации или диссоциации.
4. Перцептивный компонент общения проявляется в восприятии, взаимных изучении и оценке друг друга партнерами по общению. Это связано с восприятием внешнего облика, поступков, действий человека и их истолкованием. Взаимная социальная перцепция при общении очень субъективна, что проявляется и в не всегда правильном понимании целей партнера по общению, его мотивов, отношений, установок на взаимодействие и др.
Важную роль в общении играет его коммуникативный компонент, на котором необходимо остановиться особо. Коммуникация – это связь, в ходе которой осуществляется обмен информацией между людьми в ходе межличностных отношений. Ей присущ ряд специфических особенностей:
– личные отношения двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом; при этом взаимное их информирование предполагает налаживание совместной деятельности; специфика человеческого обмена информацией заключается в особой роли для каждого участника общения той или иной информации, ее значимости;
– возможность взаимного влияния партнеров друг на друга посредством системы знаков;
– коммуникативное влияние лишь при наличии единой или схожей системы кодификации и декодификации (см. выше);
– возможность возникновения коммуникативных барьеров; в этом случае четко прослеживается связь, существующая между общением и отношением.
Информация как таковая может быть двух типов:
1) побудительная, проявляющаяся в форме приказа, совета или просьбы и призванная стимулировать какое-то действие; стимуляцию, в свою очередь, подразделяют на активизацию (побуждение к действию в заданном направлении), интердикцию (запрет нежелательных видов деятельности) и дестабилизацию (рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности);
2) констатирующая, которая проявляется в форме сообщения и не предполагает непосредственного изменения повеления.
Распространение информации в обществе проходит через своеобразный "фильтр доверия-недоверия", который действует так, что истинная информация может оказаться отвергнутой, а ложная – принятой. Кроме того, существуют средства, способствующие принятию информации и ослабляющие действие фильтров. Совокупность этих средств называют фасцинацией. Ее примером может быть музыкальное, пространственное или цветовое сопровождение речи.
Модель коммуникативного процесса обычно включает пять элементов: коммуникатор – сообщение (текст) – канал – аудитория (реципиент) – обратная связь.
Основная цель информационного обмена в общении – выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных ситуаций или проблем. Для такого обмена характерен механизм обратной связи, ОГЛАВЛЕНИЕ которого состоит в том, что процесс обмена информацией в межличностной коммуникации как бы удваивается и, помимо содержательных аспектов, информация, поступающая от реципиента к коммуникатору, содержит сведения о том, как реципиент воспринимает и оценивает поведение коммуникатора.
В процессе коммуникации перед участниками общения стоит задача не только обменяться информацией, но и добиться ее адекватного понимания партнерами, т.е. в межличностной коммуникации как особая проблема выделяется интерпретация сообщения, поступающего от коммуникатора к реципиенту. В ходе коммуникации могут возникать барьеры – психологические препятствия на пути адекватной передачи информации между партерами по общению.
Специфика взаимопонимания между людьми
Взаимопонимание – социально-психологический феномен, сущность которого проявляется:
– в согласовании индивидуального осмысления предмета общения;
– взаимоприемлемой двусторонней оценке и принятии целей, мотивов и установок партнеров по взаимодействию, в ходе которой наблюдается близость или схожесть (полная или частичная) когнитивного, эмоционального и поведенческого реагирования на приемлемые для них способы достижения результатов совместной деятельности.
Для достижения взаимопонимания между людьми необходимо создавать специальные условия, важнейшими из которых являются:
– понимание речи взаимодействующей личности;
– осознание проявляющихся качеств взаимодействующей личности;
выявление влияния на личность ситуации взаимодействия с партнером;
– выработка соглашения и практическое его выполнение по установленным правилам.
Соблюдение указанных условий на практике, в жизни является критерием достигнутого взаимопонимания, которое будет тем выше, чем более приемлемы для совместной деятельности разработанные правила взаимодействия. Последние не должны сковывать партнеров, поэтому их необходимо периодически исправлять, т.е. согласовывать совместные усилия людей и обстоятельства реализации правил. Лучше всего это делать в ситуации равноправного положения индивидов.
Для достижения взаимопонимания люди должны исходить из одних и тех же постулатов общения и взаимодействия и соотносить предмет обсуждения с одинаковыми социальными образцами, нормами поведения. Нельзя понять другого человека, не вступив с ним в личностные отношения, не проявив к нему эмпатию.
Можно прогнозировать взаимопонимание на основе отношения людей к психологическим и ценностно-смысловым позициям партнеров. В этом случае критериями, помогающими судить о возможном взаимопонимании, являются:
– предположения каждого участника о знании предмета деятельности партнерами, об их компетентности;
– прогноз отношения партнеров к предмету общей деятельности, его значимости для обеих сторон;
– рефлексия, т.е. осмысление субъектом того, что партнер (партнеры) воспринимают его;
– оценка психологических качеств партнеров по общению и взаимодействию.
В то же время всегда существует вероятность непонимания между людьми, причинами которого могут быть:
– отсутствие или искажение восприятия людьми друг друга;
– различия в структуре подачи и восприятия речевых и иных сигналов;
– дефицит времени для умственной переработки получаемых и выдаваемых сведений;
– умышленное или случайное искажение передаваемой информации;
– отсутствие возможности исправить ошибку или уточнить данные;
– отсутствие единого понятийного аппарата для оценки личностных качеств партнера, контекста его речи и поведения;
– нарушение правил взаимодействия в процессе выполнения конкретной задачи;
– потеря или перенос на другую цель совместных действий; и др.