Понятие о норме и идеале функционального стиля
Стиль имеет четкую структуру и достаточно строгие границы, очерченные социально значимой сферой его применения и отделяющие данный конкретный стиль от других стилей в рамках литературного языка.
В основе литературного языка лежит понятие "языковая норма", а в основе стиля – "стилевая норма".
Языковые нормы – это общепринятые правила употребления единиц языка, исторически сложившиеся в речи образованных слоев населения и закрепленные в словарях и справочниках (т.е. кодифицированные). Следование языковым нормам в речи является показателем речевой культуры и речевой компетенции образованного человека. Языковые нормы сложились на всех уровнях языка. Существуют нормы орфоэпические, словообразовательные, грамматические, лексические, синтаксические и стилистические.
Стилистическая норма – разновидность нормы языковой, регулирующая употребление слова в контексте согласно его семантике (значению) и стилистическим характеристикам (книжное, разговорное, высокое, архаичное и т.п.). Стилистическая норма имеет особый, рекомендательный характер, в отличие от предписывающей, императивной общеязыковой нормы.
Стилевые нормы регулируют выбор в соответствии с особенностями стиля предпочтительного варианта из предоставляемых языком синонимических средств. Например, вопрос: По какому адресу проживаете? уместен только в рамках официально-делового стиля, а в разговорном стиле он прозвучит по другому: Где Вы живете?
Таким образом, стилевые нормы предопределяют прикрепленность того или иного средства речи к определенной сфере речевой деятельности.
Стилевая норма отражается в стандартах стиля. Стилевой стандарт – это слова, выражения, синтаксические конструкции, имеющие закрепленное за определенным стилем литературного языка положение и являющиеся строевыми элементами данного стиля. Различаются стандарты официально-делового стиля (например, расщепленное сказуемое, отглагольные существительные и т.п.), научного (нанизывание родительных падежей, обязательное использование дефиниций и т.п.), разговорного (лексическая недостаточность, стяжения словосочетаний и т.п.), публицистического стиля (публицистические метафоры, оценочные номинации, риторические вопросы и т.п.).
Поскольку стиль реализуется в текстах различных жанров, современные ученые выделяют и так называемую жанровую норму: "Каждый функциональный стиль реализуется в разных жанровых формах, в текстах разного целевого назначения. В связи с этим среди стилистических норм выделяются наиболее общие, свойственные функциональному стилю в целом, и частные, характерные для отдельных жанров, речевых ситуаций, разных типов текста".
Соответствие речи исторически сложившимся и прагматически оправданным стандартам стиля говорит об успешности и эффективности коммуникации и формирует понятие эстетического идеала стиля, который "вырабатывается в течение длительного времени и меняется по мере развития стиля сообразно с изменением общественных условий, экстралингвистических факторов. Значение эстетического идеала функционального стиля заключается в том, что в нем сосредоточены представления о тенденциях развития стиля, о путях его совершенствования, о цели, к которой следует стремиться".
Строгих формулировок эстетического идеала нет, он выводится из норм, характерных для данного стиля в конкретный исторический период и может меняться с течением времени. Однако он всегда предполагается и осознается обществом как эталон. Например, Б. Кроче так описывает эстетическую сторону научного стиля: "Всякое научное произведение есть в то же время произведение искусства. Эстетическая сторона дела может оставаться в тени, когда наш ум захвачен всецело усилием уразуметь мысль ученого и разобраться в истине. Но она уже не остается более в тени, когда от деятельности уразумения мы переходим к деятельности созерцания и видим эту мысль... раскрывающейся перед нами с ясностью, чистотою, отчетливостью, без лишних слов, без слов несовершенных, с соответственным ритмом и соответствующей интонацией...".
Эстетический идеал, как и любой другой, практически недостижим (это маяк в нашей коммуникации), но знание стилевых норм и представлений об эстетическом идеале каждого стиля необходимо для успеха нашей речевой деятельности.
Эстетический идеал – это максимальное соответствие речевых средств стиля прагматическим целям коммуникации. У каждого стиля есть свой эстетический идеал. Например, выразительность научной речи поддерживается четкостью, строгостью, ясностью синтаксических структур, точностью и логичностью применения лексики. Официально-деловой стиль должен максимально точно формулировать мысль, чтобы избежать разночтений в документах, в истолковании законов. Публицистический стиль призван базироваться на точных, проверенных фактах, взвешенной авторской позиции, это должна быть речь убедительная и выразительная, вызывающая доверие читателей. В разговорном стиле эстетический идеал заключается в уважительном, гармонизированном общении людей, в умении выслушать собеседника, не навязывать свою точку зрения, а стремиться к открытому диалогу.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Что такое функциональный стиль? Какие стили составляют структуру современного русского литературного языка?
2. Какие функции языка положены в основу деления его на стили?
3. Перечислите экстралингвистические и интралингвистические особенности, составляющие структуру любого стиля.
4. Что такое стилистическая норма и как она соотносится с нормой языковой? В чем особенности стилевой нормы?
5. Что такое эстетический идеал стиля и каждый ли стиль имеет эстетический идеал?