Понятие нормативного акта

Эту форму выражения права можно определить следующим образом.

Нормативный акт – это документ правотворческого органа, содержащий юридические нормы.

Нормативный акт как форма выражения права получает все большее распространение даже в тех странах, где традиционно важную роль играют другие источники права (в странах Британского Содружества Наций, в арабских странах). Дело в том, что нормативный акт – очень эффективная форма права, и вот почему.

Во-первых, в отличие от обычаев, которые формируются столетиями, нормы права с помощью нормативных актов могут быть довольно быстро изданы или отменены.

Во-вторых, в нормативных актах нормы права могут быть сформулированы точно и определенно. ОГЛАВЛЕНИЕ обычая иногда бывает трудно понять, а прецедент еще нужно "привязать" к аналогичному случаю, что весьма непросто.

В-третьих, все нормативные акты "подчиняются" Конституции РФ, т.е. не должны ей противоречить, что исключает опасность произвола в разрешении конкретных ситуаций. Обычаи и прецеденты не объединяются в какую-либо иерархическую систему и действуют сами по себе.

Виды нормативных актов. Нормативные акты делятся на виды в зависимости от их юридической силы, которая определяется тем, какое место в системе государственного аппарата России занимает орган, издавший тот или иной нормативный акт. Чем выше "ступенька", которую занимает государственный орган, тем выше юридическая сила нормативного акта, им издаваемого.

Таблица 2.1

Виды нормативных актов

Наименование государственного органа

Вид нормативного акта

Государственная Дума

Законы: а) конституционные; б) обыкновенные

Президент

Указы

Правительство

Постановления

Министерства

Инструкции

Думы (законодательные собрания) республик, краев, областей

Законы: а) республиканские; б) краевые; в) областные

Правительства республик, администрации краев, областей

Постановления

Понятие закона

Среди приведенных в табл. 2.1 видов нормативных актов особое место занимают законы.

Законы – это нормативные акты, принятые в особом порядке органами законодательной власти, регулирующие важнейшие стороны жизни страны и обладающие высшей юридической силой.

Законы образуют стержень правовой системы. В России они принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации и подписываются Президентом РФ. Такой сложный порядок вступления законов в силу необходим для того, чтобы исключить создание скороспелых, непродуманных, а то и ошибочных документов.

Законы делятся на две группы:

конституционные законы, регулирующие наиболее важные вопросы общественной жизни. Они развивают и детализируют положения Конституции РФ (например, федеральные конституционные законы от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде

Российской Федерации" и др.). Конституционные законы нс должны противоречить Конституции РФ;

обыкновенные (текущие федеральные) законы, принимаемые для урегулирования всех остальных важных вопросов жизни общества (например, Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Гражданский кодекс РФ[1], Налоговый кодекс РФ[2] и др.). Текущие законы не должны противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам.

Отдельная разновидность текущих законов – кодексы (от лат. codex – "книга"), которые представляют собой сложные систематизированные акты. Как правило, в кодексе в определенном порядке располагаются все или самые главные нормы какой-нибудь отрасли права. Так, в Уголовном кодексе РФ собраны все нормы о преступлении и наказании, а в Гражданском кодексе РФ – самые важные нормы, регулирующие имущественные отношения.