Понятие и модель логистического бизнеса
Таким широко распространенным термином, как "бизнес", определяется любой вид предпринимательской, коммерческой и другой деятельности или занятия, как правило, с использованием капитала, который приносит доход, прибыль или иные личные выгоды. Определение логистического бизнеса можно сформулировать следующим образом. Логистический бизнес – это деятельность предприятий и организаций по производству, приобретению и продаже товаров или оказанию услуг в обмен на деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц, участвующих в этом процессе.
Логистический бизнес связан в основном с продажей продукции и оказанием транспортных услуг с целью перемещения товара. Продукция – это физические, материальные предметы, а услуги вещественно неосязаемы и невидимы. Например, транспортная услуга, обеспечивающая пространственное перемещение товара от поставщика к потребителю, является невещественной, а все виды логистического бизнеса включают в себя обмен. Наиболее общая и распространенная форма процесса обмена – это обмен товаров и услуг на деньги между двумя сторонами (поставщик – потребитель). Такая сделка купли-продажи в целях взаимной выгоды является основополагающей в трактовке бизнеса. При этом продукция и услуги станут бизнесом только тогда, когда они будут удовлетворять желанию, потребности и соответствовать требованиям потребителей. Логистический бизнес можно определить тремя показателями: в чем, как и чьи потребности необходимо удовлетворять. Чтобы соответствовать этим показателям, можно пойти двумя путями: 1) сформировать гипотезы через цепь логических рассуждений и создать теорию; 2) выявить структуру и закономерности, используя наблюдения и накопленный опыт.
Мы пошли по второму пути и использовали разработки американского специалиста по управлению Арнольда Вайсмана, который предложил рассматривать процесс движения к успеху в бизнесе по спирали (рис. 1.6). На рисунке показаны условия, способствующие достижению успеха в логистическом бизнесе.
1. Определить центральную проблему. Такой проблемой может быть, например, существующая на рынке неудовлетворенная потребность в материальных ресурсах.
2. Для решения этой проблемы необходимо сконцентрировать все силы на разработке проектов, связанных с удовлетворением потребностей потребителей материальными ресурсами.
3. Необходимым условием достижения успеха является участие в работе логистов с очевидной компетенцией в этих проблемах.
Рис. 1.6. Спираль успеха
Обдуманное и более эффективное, чем у конкурентов, разрешение различных проблем будет, несомненно, способствовать успеху логистического бизнеса.
Структура группы лиц, заинтересованных в логистическом бизнесе, приведена на рис. 1.7.
Рис. 1.7. Структура групп лиц, заинтересованных в логистическом бизнесе Чтобы логистический бизнес был эффективным, его следует приспосабливать к реалиям внешней среды, которую для этого необходимо анализировать. К факторам внешней среды относятся социологические, технологические, экономические и политические факторы, которые называют СТЭП-факторами (рис. 1.8).
Рис. 1.8. СТЭП-факторы логистической системы
Логистической организации очень важно проанализировать, как СТЭП-факторы влияют на бизнес. Проанализируем их, начав с экономических факторов, показывающих экономическую обстановку и объемы денежных средств, которые могут быть потрачены покупателями. Они также определяют виды приобретаемых товаров покупателями и сумму, которую они готовы заплатить. Экономическая обстановка обусловливает наличие и доступность денежных ресурсов, а значит, и доходы на инвестированный капитал или займы. Последние влияют на величину заемных средств, к которым готов обратиться бизнес для того, чтобы финансировать свои логистические системы.
Экономическая обстановка зависит от различных политических факторов и политической ситуации в целом. В определенной степени способы управления экономикой и есть результат политических целей и задач руководства страны. Логистический бизнес существует в рамках сложившейся правовой среды, и его деятельность регулируется соответствующими нормативными правовыми документами.
Социологические факторы учитывают изменение социальных традиций, поведения, возраст населения, нравственные и религиозные нормы и т.д., напрямую влияющие на потребительский спрос.
Технологические факторы отражают уровень научно-технологического развития, воздействующий на бизнес, например в области информационных технологий.
К СТЭП-факторам следует также добавить физическую, или географическую, среду и институциональную организационно-техническую среду. Первая характеризует условия, в которых ведется бизнес: доступность сырья и энергоресурсов, а также наличие инфраструктуры автомобильного, железнодорожного, речного, морского и воздушного транспорта. Эти факторы существенно влияют на размещение логистических систем и, следовательно, на расходы по доставке материальных ресурсов и распределению продукции.
Институциональная организационно-техническая среда характеризуется наличием и разнообразием институтов, с помощью которых логистический бизнес может устанавливать деловые взаимоотношения и вести коммерческие логистические операции. Эти институты включают в себя банки (оказание финансовых услуг), оптовые и розничные склады (предоставление услуг по распределению товаров), агентства по изучению рынка (предоставление информации о рынке), транспортные агентства (доставка товаров), поставщиков (снабжение сырьем и готовой продукцией), средства связи и передачи информации.
Важно провести и отраслевой анализ логистики. Майкл Портер, который исследовал поведение фирм, предлагает проводить эти исследования по пяти рыночным факторам: влияние поставщиков, влияние покупателей, соперничество конкурентов, препятствие для доступа на рынок других компаний и угроза появления заменителей вашего продукта или услуги. Этот анализ помогает менеджерам-логистам получить полезную информацию о конкурентной среде и соперниках в бизнесе.
Приведенная на рис. 1.9 модель показывает бизнес с его пятью функциями.
1. Производственная (процессионная, логистическая) функция (основная функция).
2. Функция ведения финансового учета.
3. Функция управления кадрами.
4. Функция материально-технического обеспечения.
5. Функция маркетинга.
Под функциями бизнеса понимается осуществление логистической деятельности по производству и обменным операциям между предпринимателем-логистом и другими элементами хозяйственной среды. Эти функции связаны с внешними СТЭП-факторами. В рамках бизнеса каждая из функций взаимодействует с любой другой, что способствует эффективной работе логистической системы.
Рис. 1.9. Модель логистического бизнеса [23]
В настоящее время логистика распространена во всем мире, и, как считают экономисты, без решения логистических проблем и задач трудно победить в конкурентной борьбе и бизнесе. Оценить эффективность работы логистического бизнеса помогают приведенные в различных литературных источниках четыре основные научные школы бизнеса: классическая теория максимизации прибыли, управленческая теория, бихевиористская теория и модель "структура – ведение операций – функционирование" (табл. 1.5).
Таблица 1.5. Характеристика научных школ бизнеса
Научные школы, теории, модели |
Характеристика |
Классическая теория максимизации прибыли |
Это теория гласит, что фирма будет расширять объем производства или увеличивать объем материалопотока до тех пор, пока предельные затраты (МС) на производство дополнительных единиц продукции (мате- риалопотока) остаются равны предельным доходам (MR), полученным от реализации продукции или мате- риалопотока, т.е. MC-MR |
Управленческая теория |
К данной теории экономисты относят: – максимизацию доходов от реализации продукции – модель Баумола. Данная модель ориентирована скорее на доход от реализации, чем на прибыль. Причина этого связана с тем, что вознаграждение управляющих зависит, как правило, от данного показателя, а не от прибыли; – максимизация роста – модель Мэрриса. Он утверждает, что менеджеры получают удовлетворение от дополнительного роста компании, а не от прибыли, и потому ищут возможности для увеличения размера компании; – к управленческой теории относят и теорию максимизации управленческой полезности, которую исследовал Уильямс. Он отметил, что удовлетворенность менеджера может выражаться его полномочиями, статусом и влиянием в компании. Она зависит от числа служащих, находящихся в его подчинении, размера бюджета, которым он распоряжается, и размера "чаевых" (служебный автомобиль, страховка, зарубежные поездки и др.) |
Бихевиористская теория |
Точка зрения бихевиористской теории заключается в том, что достижение успеха организации зависит не от какого-то показателя, а от понимания человеческой потребности и социального взаимодействия |
Модель "структура – ведение операций – функционирование" |
При разработке этой модели менеджер фирмы должен допускать разумные компромиссы и поступаться одними целями и задачами в интересах достижения других. Например, одностороннее решение только производственных задач может вступить в конфликт с целями и задачами в других функциональных областях логистики (складское хозяйство, запасы, транспорт) |