Лекция I. ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА И ЕГО РАЗВИТИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Попытки осмыслить роль конфликта в жизни человека и общества впервые предпринимались еще в эпоху Античности. Примером может служить знаменитое утверждение Гераклита: "Враждующее соединяется, из расходящихся - прекраснейшая гармония, и все происходит через борьбу".
Идея возникновения конфликта из социальной стратификации общества получила свое развитие в учении Платона - автора модели идеального государства, согласно которой люди и их добродетели располагались по трехступенчатой иерархии:
1) крестьяне и ремесленники, обеспечивающие своим трудом материальную основу общества, - сословие низшей добродетели (самообладание, покорность);
2) воины и чиновники, которые должны беспрекословно выполнять свой долг: охранять государство (отражать нападение внешних врагов и поддерживать порядок внутри, охранять законы), - сословие добродетели мужества;
3) правители, которые определяют законодательство и управляют государством, - сословие добродетели мудрости.
По Платону, рабы не обладают никакой добродетелью и поэтому не могут принимать участие в политической жизни государства. В этом выражалась антидемократическая позиция философа, проповедовавшего аристократическую форму рабовладельческого государства, способного подавлять конфликты насилием и угнетением.
Ученик Платона Аристотель в своем трактате "Политика" указывал на источники конфликтов, в числе которых имущественное и социальное неравенство людей, а также наглость, страх, пренебрежение законом, несходство характеров, чрезмерное возвышение одних и унижение других.
Конфликт в образе "войны всех против всех" пронизывает учение об обществе английского философа Т. Гоббса. Он считал, что люди равны по природе, но равенство неизбежно порождает непрерывные конфликты и столкновения между людьми. Чтобы избавиться от столкновений, люди по взаимному согласию, по "договору" переходят к государственному устройству. Так образуется государство, которое Т. Гоббс уподобляет мифическому библейскому чудовищу Левиафану.
По мнению философа, конфликт, существующий между людьми, являющийся результатом естественного права и ограниченности ресурсов, есть конфликт не базисный, а вторичный, и в его разрешении главным арбитром выступает государство. Отсюда следует, что человек не может обладать суверенитетом, который является исключительной прерогативой государства, поэтому только государство способно разрешать конфликты, пресекать и даже исключать из жизни общества.
Одно из первых определений социальных конфликтов дал французский философ и социолог О. Конт. С его точки зрения, социология - общественная наука, назначение которой - выявить особенности социального организма как целостности глобального общества, как развивающейся системы. Поэтому в центре его внимания - достижение социального консенсуса, возникающего на основе преодоления конфликтов в процессе синтезирования диахронного и синхронного компонентов исторического процесса. Второй из этих компонентов - "социальная ситуация". О. Конт утверждает, что она вычленяет элементы - семью, собственность, разделение труда, государство, а также язык и религию, которые при стечении благоприятных условий и возможностей способствуют достижению социального консенсуса.
Среди этих элементов главное значение приобретает разделение труда, которое приводит к стратификации общества на различные группы, классы и возникновению конфликтов между ними. По О. Конту, "социальная динамика" позволяет понять, как эти конфликты возникают и какими путями их можно преодолеть. С точки зрения философа, политический и моральный кризис общества, сотрясаемого конфликтами, есть результат несовершенства и анархии мысли.
Одна из наиболее известных теоретических концепций социального конфликта связана с именем К. Маркса. По его мнению, классовая структура, социально-политическая система, культура, идеология, религиозные догмы, философские идеи и другие элементы общественного сознания являются отражением экономического базиса и воспроизводят в специфической форме свойственные ему противоречия, они пронизаны социальными конфликтами.
Таким образом, в марксистском понимании социальный конфликт, во-первых, всегда связан с противоположностью интересов, которыми руководствуются противоборствующие социальные субъекты (буржуазия и пролетариат). Во-вторых, он является наиболее резкой и открытой формой проявления социального противоречия.
Одновременно с марксистской теорией конфликтов возникали и развивались различные, подчас весьма интересные и во многом продуктивные конфликтологические концепции.
Автором одной из таких концепций был известный английский социолог Г. Спенсер. Он рассматривал общество как единый организм, целостную систему, каждая часть которой выполняет свойственные ей специфические функции. Опираясь на принцип борьбы за существование, Г. Спенсер считал противоборство и конфликты универсальными состояниями, усматривал в них всеобщий закон общественного развития, который обеспечивает равновесие не только в пределах отдельного общества, но и между всем социумом и его природным окружением. Он разработал методологический подход к анализу общественных явлений, который в социологии известен как функционализм. Суть его заключается в следующем:
- каждый элемент общественной системы может существовать только в рамках целостности, выполняя строго определенные функции;
- функции частей единого социального организма предполагают удовлетворение какой-либо общественной потребности и вместе направлены на поддержание устойчивости общества, его стабильности;
- сбой в деятельности той или иной части общественной системы создает ситуацию трудновосполнимого нарушения каких-то жизненно необходимых функций;
- сохранение целостности и стабильности, а следовательно, и преодоление конфликтов возможны, они обеспечиваются социальным контролем, согласием большинства с принятой в обществе системой ценностей.
Таким образом, конфликты, будучи неизбежными, заметно стимулируют общественное развитие.
Существенный вклад в создание основ социологии конфликтов внес немецкий философ и социолог Г. Зиммель, который ввел термин "социальный конфликт". С его точки зрения, социальные конфликты в обществе неизбежны и неотвратимы. В своем фундаментальном труде "Социальная дифференциация" Г. Зиммель обстоятельно проанализировал "чистые формы" социализации, весь процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей. По мнению философа, социальное - это прежде всего межличностные отношения, где конфликт хотя и является одной из форм разногласия, но в то же время выступает интегрирующей силой, которая объединяет противостоящих, способствует стабилизации общества.
Значительный вклад в развитие теории конфликтов внес выдающийся французский социолог и философ Э. Дюркгейм. С его точки зрения, ведущая роль принадлежит социальному факту. "Эти специфические факты, - пишет Э. Дюркгейм, - выступают как внешние по отношению к индивидам, поскольку заключаются в том самом обществе, которое их создает, а не в его частях, т. е. в его членах". Поэтому социальные факты - объективная реальность, не зависящая от индивида. Эти социальные факты "составляют способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются", оказывая на него "внешнее принуждение". По Э. Дюркгейму, это формирует социальный конфликт.
Развитие общества осуществляется через формирование социальных групп и возникающую внутри них общественную солидарность, которая "является единственным арбитром для разрешения конфликтующих интересов в определении каждому соответствующих границ". Солидарность не позволяет индивидам уничтожать друг друга в ожесточенной борьбе.
В начале XX в. внимание к развитию конфликтологии усилилось. Американский социолог Р. Парк при разработке концепции развития социальной системы пришел к мысли, что в основе социальной динамики лежат взаимодействующие между собой четыре важнейших процесса: конкуренция, конфликт, приспособление и ассимиляция.
Конкуренция, утверждал он, отражает не только борьбу за существование, но и экономическое соперничество. Грань же между конкуренцией и высшими формами интеграции является по существу границей между коммуникацией и осознанием ими социального контакта. При переходе этой грани конкуренция становится конфликтом, а борющиеся между собой индивиды или группы превращаются в соперников или врагов. Объект, из-за которого ведется борьба, также меняется. "Конкуренция, - пишет Р. Парк, - определяет позицию личности в территориальной общности, конфликт же обозначает ее место в обществе. Пространственное положение, позиция экономической взаимозависимости - таковы черты территориальной общности. Статус, субординация и суперординация - таковы черты, характеризующие общество".
Таким образом, конфликт, по мнению Р. Парка, является наиболее общим процессом социального взаимодействия. Именно благодаря возникновению конфликтов, их разрешению, а затем и возникновению новых конфликтов, требующих новых подходов к их устранению, "территориальная общность преобразуется в общество". Конфликт приобретает в этой концепции значение важнейшей детерминанты социально-политического развития, уступая свою роль в экономической сфере общества процессу конкуренции.
В отличие от социологов и философов психологи, объясняя конфликтное поведение человека, ставили его в зависимость от психологических факторов, что сделало конфликтологию в конце XIX - первой половине XX в. специфической интегративной отраслью знания.
В рамках психоаналитической концепции, разработанной 3. Фрейдом, его учениками и последователями К. Юнгом, А. Адлером и К. Хорни, основным объектом теоретического анализа и клинической деятельности в психологии и психиатрии стали внутриличностные конфликты.
Основатель психоанализа 3. Фрейд отмечал: "Человек страдает от конфликта между требованиями влечений и сопротивлением, которое поднимается в нем против них, и мы ни на миг не забывали об этой сопротивляющейся, отклоняющей, вытесняющей инстанции, которая обладает своими особыми силами, стремлениями. Основой внутриличностного конфликта, по его мнению, является рассогласование функций трех основных составляющих психологической структуры личности. В их числе:
1) Оно (Ид) - локализовано в бессознательном (исходные инстинкты и влечения - питание, сексуальность, избегание опасности и смерти); стремится к немедленному удовлетворению желаний независимо от отношения субъекта к объективной реальности и является абсолютно алогичным и аморальным;
2) Я (Эго) - сознание и самосознание личности как функции восприятия, оценки и понимания внешнего мира и приспособления к нему в соответствии с принципами реальности и рациональности;
3) Сверх-Я (Суперэго) - высшая инстанция в структуре личности, которая формируется в процессе усвоения норм и ценностей культуры, выполняет роль внутреннего цензора и руководствуется принципами совести и долга, требованиями морали.
В случае, когда между любыми из этих трех компонентов личности возникают противоречия, развивается внутриличностный конфликт, приводящий к различным неврозам, к разладу как с внешним миром, так и с самим собой.
Ученик 3. Фрейда австрийский психолог А. Адлер в отличие от своего учителя отвергал его идею о биосексуальности. В центре его внимания были межличностные отношения. В человеческих отношениях А. Адлер считал главным социальный фактор. Он утверждал, что личность нельзя рассматривать в отрыве от общества, так как человек прежде всего существо социальное.
Выдающийся швейцарский психиатр и психолог К.Г. Юнг развил идеи 3. Фрейда и придал им более широкое, не только психоаналитическое, но и социальное ОГЛАВЛЕНИЕ. Он подчеркивал, что "человек, наделенный инстинктом самосохранения, с самого начала своего существования находится в борьбе с собственной душой и ее демонизмом".
К.Г. Юнг утверждал, что внутриличностный конфликт реализуется через взаимодействие противоположно направленных тенденций: внешней экстраверсии (преимущественная обращенность личности на объекты окружающего мира), подразумевающей скрываемую интроверсию (преимущественное сосредоточение интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира), видимых проявлений господства мышления и разума - внутреннего преобладания чувств. Непереносимость такого рода конфликтов способна привести сначала к нездоровой сентиментальности, а потом к обострению моральных конфликтов, что логически приводит к ницшеанскому "по ту сторону добра и зла".
Итак, какую бы сферу жизнедеятельности человека в обществе мы ни взяли, везде конфликт имеет собственную автономную динамику, которая обеспечивает развитие и функционирование социальной системы.