Понятие команды, факторы и этапы превращения группы в команду
На основе изучения многочисленных определений понятия "команда", считаем наиболее адекватным следующее:
команда – это группа в организации, достигшая высокого уровня развития и продуктивности, действующая как новая система, единая общность, в которой сочетаются преимущества формальных и неформальных групп при отсутствии их недостатков, обеспечивается наиболее эффективное и экономичное достижение результатов организации и удовлетворение личных и социальных потребностей членов команды. Деятельность команды сопровождает почти постоянное проявление синергетического эффекта.
Такое определение, конечно, больше соответствует понятию "команда мечты", но именно к формированию такого уровня команды должен и обычно стремится любой лидер. В "команде мечты" практически полностью реализуется групповой потенциал, а ее деятельность как единства, как правило, намного более продуктивна, чем у "просто команды", при этом успехи и достижения имеют постоянный характер, а "срывы" случайны.
Признаки команды связаны со стадией развития группы- команды, т.е. на каждом этапе развития они разные.
Предлагаем на рис. 5.1 трактовку стадий развития и особенностей группы на каждой стадии, базирующуюся на концепции Б. В. Такмана (В. W. Tuckman).
Рис. 5.1. Схема развития команды по Такману
Вертикальная пунктирная линия обозначает момент превращения группы в команду, основной признак которого – появление синергетического эффекта. Точка Б – точка бифуркации, когда в силу внешних или внутренних причин команда может утратить продуктивность (ее могут распустить в связи с завершением работы либо она может развалиться в связи с негативными внутренними процессами). При поддержке и грамотном руководстве команда может сохранять высокую продуктивность достаточно длительное время.
Приведем в табл. 5.1 некоторые характеристики группы на разных этапах ее развития[1].
Таблица 5.1
Характеристика этапов существования группы (команды) по Такману и основные формирующие задачи лидера
Стадия существования |
Задачи и проблемы членов группы |
Поведение членов группы |
Социальные контакты |
Задачи лидера и конечные результаты их решения |
Формирование |
Понять основания для совместной работы. Устранить сомнения, опасности |
Вежливое ожидание, независимость |
Пары, тройки |
Завоевание доверия, прояснение событий, внесение ясности (миссия, видение будущего, цели, проблема их разделения всеми членами группы, правила поведения) |
Бурление |
Самоопределение, установление статуса и роли, достижение и демонстрация индивидуальных результатов, получение первых оценок |
Межличностные конфликты по поводу прав и ответственности, статуса и роли |
Конфликты между подгруппами, межличностные, с лидером |
Сглаживание конфликтов, обучение, борьба против клик, цельность и открытость дискуссиям, меры для усиления сплоченности (своевременная диагностика конфликтов, развитие взаимопонимания и диалога, установление статусов и ролей, индивидуальный подход) |
Упорядочивание |
Обмен информацией, формирование норм, правил поведения |
Признание других, начало сотрудничества, разделения ответственности, получение удовольствия от совместной работы |
Групповая работа, борьба с лидером за независимость и свои групповые нормы и правила (в отличие от организационных и личностных) |
Поощрение формирования новых стандартов поведения в разумных пределах |
Продуктивность |
Решение задач, высшая производительность |
Стремление к улучшениям, положительная оценка деятельности и самооценка |
Всеобщие, ответственность за поведение, собственные согласованные роли |
Собственная согласованная с командой роль лидера (учет возможностей субститутов лидерства, лидерство по ситуации) |
Роспуск |
Завершение и фиксация выполнения задач, в случае необходимости дальнейшего существования группы – изменение задач, возможный возврат на предыдущие стадии |
В случае продолжения работы группы изменение состава, задания |
Воспоминания о прошлом, планы на будущее. Новички: новые идеи и правила |
Понять свою роль и способствовать либо сохранению, либо минимально болезненному роспуску команды |
Обращаем особое внимание на стадию бурления как наиболее опасную для будущего группы: группа занимается разбором конфликтов, определением статусов ее членов, социально-психологический климат может расцениваться как отрицательный, не соответствующий духу настоящей команды, в связи с чем снижается продуктивность. Возможен крах группы или принятие радикальных мер организационного характера, вплоть до трансформации состава группы (во время знаменитого Хоторнского эксперимента двух строптивых и амбициозных работниц экспериментальной бригады руководители эксперимента не смогли увлечь общими целями, уволили и заменили двумя покладистыми).
Общая задача руководства на этой стадии – минимизация или избегание этапа бурления, ускорение перехода к высокой продуктивности. Компетентное руководство способно существенно сгладить негативные последствия этапа бурления. Руководитель должен заниматься диагностикой и профилактикой негативных форм поведения команды, таких, как переориентация команды на собственные цели, замена организационных целей групповыми, различного рода иные девиации.
Как мы видим, поведение лидера должно быть гибким и соответствовать актуальным потребностям возглавляемой им команды. Роль лидера в команде может не принадлежать кому-то на постоянной основе, а передаваться самому компетентному участнику на данном этапе работ. Так, команда строителей здания может передавать бразды правления на разных этапах реализации проекта наиболее компетентным работникам по исполнению текущего этапа: выем грунта, фундаментные работы, возведение стен, кровельные работы, отделочные, монтаж оборудования.