Понятие команды, факторы и этапы превращения группы в команду

На основе изучения многочисленных определений понятия "команда", считаем наиболее адекватным следующее:

команда – это группа в организации, достигшая высокого уровня развития и продуктивности, действующая как новая система, единая общность, в которой сочетаются преимущества формальных и неформальных групп при отсутствии их недостатков, обеспечивается наиболее эффективное и экономичное достижение результатов организации и удовлетворение личных и социальных потребностей членов команды. Деятельность команды сопровождает почти постоянное проявление синергетического эффекта.

Такое определение, конечно, больше соответствует понятию "команда мечты", но именно к формированию такого уровня команды должен и обычно стремится любой лидер. В "команде мечты" практически полностью реализуется групповой потенциал, а ее деятельность как единства, как правило, намного более продуктивна, чем у "просто команды", при этом успехи и достижения имеют постоянный характер, а "срывы" случайны.

Признаки команды связаны со стадией развития группы- команды, т.е. на каждом этапе развития они разные.

Предлагаем на рис. 5.1 трактовку стадий развития и особенностей группы на каждой стадии, базирующуюся на концепции Б. В. Такмана (В. W. Tuckman).

Рис. 5.1. Схема развития команды по Такману

Вертикальная пунктирная линия обозначает момент превращения группы в команду, основной признак которого – появление синергетического эффекта. Точка Б – точка бифуркации, когда в силу внешних или внутренних причин команда может утратить продуктивность (ее могут распустить в связи с завершением работы либо она может развалиться в связи с негативными внутренними процессами). При поддержке и грамотном руководстве команда может сохранять высокую продуктивность достаточно длительное время.

Приведем в табл. 5.1 некоторые характеристики группы на разных этапах ее развития[1].

Таблица 5.1

Характеристика этапов существования группы (команды) по Такману и основные формирующие задачи лидера

Стадия существования

Задачи и проблемы членов группы

Поведение членов группы

Социальные контакты

Задачи лидера и конечные результаты их решения

Формирование

Понять основания для совместной работы. Устранить сомнения, опасности

Вежливое ожидание, независимость

Пары, тройки

Завоевание доверия, прояснение событий, внесение ясности (миссия, видение будущего, цели, проблема их разделения всеми членами группы, правила поведения)

Бурление

Самоопределение, установление статуса и роли, достижение и демонстрация индивидуальных результатов, получение первых оценок

Межличностные конфликты по поводу прав и ответственности, статуса и роли

Конфликты между подгруппами, межличностные, с лидером

Сглаживание конфликтов, обучение, борьба против клик, цельность и открытость дискуссиям, меры для усиления сплоченности (своевременная диагностика конфликтов, развитие взаимопонимания и диалога, установление статусов и ролей, индивидуальный подход)

Упорядочивание

Обмен информацией, формирование норм, правил поведения

Признание других, начало сотрудничества, разделения ответственности, получение удовольствия от совместной работы

Групповая работа, борьба с лидером за независимость и свои групповые нормы и правила (в отличие от организационных и личностных)

Поощрение формирования новых стандартов поведения в разумных пределах

Продуктивность

Решение задач, высшая производительность

Стремление к улучшениям, положительная оценка деятельности и самооценка

Всеобщие, ответственность за поведение, собственные согласованные роли

Собственная согласованная с командой роль лидера (учет возможностей субститутов лидерства, лидерство по ситуации)

Роспуск

Завершение и фиксация выполнения задач, в случае необходимости дальнейшего существования группы – изменение задач, возможный возврат на предыдущие стадии

В случае продолжения работы группы изменение состава, задания

Воспоминания о прошлом, планы на будущее. Новички: новые идеи и правила

Понять свою роль и способствовать либо сохранению, либо минимально болезненному роспуску команды

Обращаем особое внимание на стадию бурления как наиболее опасную для будущего группы: группа занимается разбором конфликтов, определением статусов ее членов, социально-психологический климат может расцениваться как отрицательный, не соответствующий духу настоящей команды, в связи с чем снижается продуктивность. Возможен крах группы или принятие радикальных мер организационного характера, вплоть до трансформации состава группы (во время знаменитого Хоторнского эксперимента двух строптивых и амбициозных работниц экспериментальной бригады руководители эксперимента не смогли увлечь общими целями, уволили и заменили двумя покладистыми).

Общая задача руководства на этой стадии – минимизация или избегание этапа бурления, ускорение перехода к высокой продуктивности. Компетентное руководство способно существенно сгладить негативные последствия этапа бурления. Руководитель должен заниматься диагностикой и профилактикой негативных форм поведения команды, таких, как переориентация команды на собственные цели, замена организационных целей групповыми, различного рода иные девиации.

Как мы видим, поведение лидера должно быть гибким и соответствовать актуальным потребностям возглавляемой им команды. Роль лидера в команде может не принадлежать кому-то на постоянной основе, а передаваться самому компетентному участнику на данном этапе работ. Так, команда строителей здания может передавать бразды правления на разных этапах реализации проекта наиболее компетентным работникам по исполнению текущего этапа: выем грунта, фундаментные работы, возведение стен, кровельные работы, отделочные, монтаж оборудования.