Понятие клиента кредитной организации

Понятие клиента кредитной организации достаточно часто используется в банковском законодательстве. Однако нормативного определения этого понятия нет. Поэтому уяснить его ОГЛАВЛЕНИЕ можно только через системное толкование тех положений законодательства, в которых оно упоминается.

Например, в части второй ГК РФ понятие клиента кредитной организации употребляется применительно к отношениям по договору финансирования под уступку денежного требования (гл. 43), по договору банковского счета (гл. 45), к расчетным отношениям (гл. 46), а также применительно к хранению ценностей в индивидуальном банковском сейфе (ст. 922).

При этом в ст. 846 ГК РФ это понятие употребляется применительно к случаям, когда речь идет еще только о заключении договоров банковского счета. Поэтому привязывать данное понятие к наличию счета или договорных отношений неправильно.

В Законе о банках и банковской деятельности понятие клиента кредитной организации употребляется применительно к счетам и вкладам (ч. 1 ст. 26), банковским операциям (ч. 1 ст. 29).

При этом по смыслу ст. 26 Закона о банках и банковской деятельности закрытие клиентом счета, вклада или иное прекращение договорных отношений с кредитной организацией не означают прекращения обязанности кредитной организации по предоставлению в уполномоченные органы сведений, составляющих банковскую тайну, об этом клиенте, его счетах, вкладах и операциях.

Исходя из этого можно сделать вывод, что применительно к осуществлению банковских операций и сделок любое лицо рассматривается как клиент кредитной организации с момента выражения им намерения заключить договор (совершить операцию) и до прекращения договорных отношений (совершения операции), а применительно к банковской тайне – до окончания срока получения таких сведений (там где он установлен) или истечения срока хранения документов об операциях клиента. Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее – Закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем) такие документы должны храниться не менее пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом.

Банковская система Российской Федерации

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о банках и банковской деятельности банковская система РФ включает в себя Банк России, кредитные организации, а также представительства иностранных банков.

Исходя из указанного определения банковской системы, можно сделать следующие выводы.

Вопреки распространенному мнению, банковская система – это не просто совокупность организаций, имеющих право осуществлять банковские операции (представительства иностранных банков их осуществлять не могут).

Банковская система необходима для проведения единой государственной денежно-кредитной политики (гл. VII Закона о Центральном банке РФ) и соответственно состоит из тех организаций, которые вырабатывают и осуществляют эту политику в банковской сфере (Банк России), и тех, через которые она проводится (кредитные организации). Это, в свою очередь, подразумевает непосредственное подчинение кредитных организаций, через которые осуществляется денежно-кредитная политика, Банку России, поскольку осуществлять управление банковской системой без этого невозможно.

Исходя из этого, в банковскую систему не включаются указанные выше организации, осуществляющие без лицензии Банка России отдельные банковские операции, а также организации, осуществляющие вспомогательную деятельность (банковские ассоциации, бюро кредитных историй).

В банковскую систему не входят также организации, обладающие отдельными контрольными полномочиями в отношении кредитных организаций. К ним можно отнести: государственную корпорацию "Агентство по страхованию вкладов" в части контроля за формированием фонда страхования вкладов физических лиц, Федеральную службу по финансовым рынкам (до ее упразднения указом Президента РФ от 25.07.2013 № 645) в части лицензирования профессиональной деятельности кредитных организаций на рынке ценных бумаг[1], Федеральную антимонопольную службу в части антимонопольного контроля и контроля за рекламой кредитных организаций и т.д.

То же касается и государственных органов, осуществляющих определенные виды контроля, под который попадают кредитные организации (налоговых органов, таможенных органов, органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и т.д.).

Данный подход к определению банковской системы можно назвать специально-юридическим.

Помимо этого, можно выделить функциональный подход. Согласно этому подходу в банковскую систему дополнительно включаются организации, обеспечивающие ее функционирование: государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов"; организации, осуществляющие без лицензии Банка России отдельные банковские операции; банковские ассоциации; бюро кредитных историй.

Банковская система России является двухуровневой. Первый уровень составляет Банк России, второй – все кредитные организации. Юридического деления банков на федеральные и местные (региональные, муниципальные) в Российской Федерации нет.

Банковская система РФ относится к централизованным, поскольку все основные функции банковского регулирования и надзора сосредоточены у единого органа – Банка России (ст. 56 Закона о Центральном банке РФ). Такой вид банковских систем характерен для стран континентальной Европы. В отличие от этого есть децентрализованные банковские системы, основанные на разделении банковского регулирования и банковского надзора (например, банковская система США).