Понятие измерения

Эта тема имеет специальный характер. Изложение теоретических рассуждений на этот счет мы даем по книге крупнейшего российского социолога-методолога В. А. Ядова[1].

Так как социолог имеет дело с массовыми процессами, он вынужден оперировать числовыми показателями, выражающими частоты различных социальных характеристик и количественную связь между ними. Измерение – это процедура, с помощью которой измеряемый объект сопоставляется с некоторым измерительным эталоном и получает определенное числовое выражение. Ядов подчеркивает, что проблема измерения – лишь частично математическая. Чтобы приписать числа свойствам социального объекта, надо уяснить их содержательную структуру и найти соответствие между нею и инструментом измерения. Это уже задачи качественного порядка.

Для количественных свойств (возраст в числе исполнившихся лет, заработок в денежных единицах и т.п.) есть общепринятые эталоны измерения: один год для возраста или образовательной подготовки, один рубль для исчисления заработка. Качественные характеристики (социальная принадлежность, мнения людей и т.п.) нс имеют установленных эталонов измерения. Их приходится конструировать. Поэтому измерительные процедуры качественных характеристик – изобретения самих социологов, которые осуществляются типовыми способами.

Ядов делит способы измерений в социологии на две категории. Первую составляют приемы, с помощью которых измеряются количественные признаки объектов с точки зрения их физического пребывания в пространстве и времени, где пригодны естественные эталоны измерения. Вторая категория измерений относится к объектам, для которых не существует общепринятых шкал. Но даже самые сложные социальные явления могут быть квалифицированы со стороны их протяженности, интенсивности, частоты повторяемости. В этом процессе важен поиск эталона измерения. Ядов выделяет четыре стадии.

Первая стадия – качественная классификация объектов. Измеряя структуру ценностных ориентаций личности, можно положить в основу классификации иерархию потребностей или интересов, сфер деятельности, социальные функции ориентации, социальные ситуации, которые бы различались по степени свободы выбора целей и средств деятельности, и т.д.

Вторая стадия – поиск протяженности выделенных в качественном анализе свойств. Ядов рассматривает с этой точки зрения ценностную ориентацию (на материальный достаток, культурные ценности, творчество и др.). Ее можно вытянуть в несколько континуумов. Один континуум составят: сильная – средняя – слабая ориентация; другой: устойчивая – малоустойчивая – неустойчивая и т.д.

Третья стадия – установление эмпирических индикаторов тех свойств объекта, которые поддаются расположению в континуум. Например, высота ртутного столбика термометра – индикатор температуры. Простейший индикатор – порядковое место, отмечаемое опрашиваемым в заданном списке, или индикатор для протяженности по критерию: сильные, средние, слабые ориентации.

Четвертая стадия заключается в том, чтобы уяснить, все ли единицы, составляющие измеряемый объект, укладываются в ранжируемый ряд, все ли они обладают свойством занимать определенное место в континууме отношений по принятым индикаторам?

Так устанавливается шкала измерения. Отношения между пунктами шкалы должны отображать отношение свойств объекта в понятиях "равно", "больше", "меньше".

Традиционно на практике применяются следующие шкалы.

1. Номинальные шкалы:

• номинальная шкала;

• частично упорядоченная номинальная шкала;

• порядковая шкала, или полностью упорядоченная ординарная шкала, или ранговая.

2. Метрические шкалы:

• интервальная шкала (шкала равных интервалов);

• идеальная, или абсолютная, шкала (шкала пропорциональных оценок).

3. Упорядоченные номинальные шкалы дают возможность измерять интенсивность оценок свойств, суждений, событий, степени согласия или несогласия с предложенными утверждениями типа: вполне согласен; пожалуй, согласен; затрудняюсь ответить; пожалуй, не согласен; совершенно не согласен и т.п. Весьма часто употребляемая разновидность шкал этого типа – ранговые. Они предполагают упорядочение каких-то объектов от наиболее к наименее важному, значимому, предпочитаемому: можно ранжировать важность тех или иных методов решения проблемы, предпочтения занятий в свободное время, ценностные суждения.

4. Метрическая шкала равных интервалов. Класс метрических шкал позволяет фиксировать величину интервала. Главная трудность – обоснование равенства или разности дистанций между пунктами.

5. Шкала пропорциональных оценок. Здесь мы имеем дело с абсолютной метрической шкалой, напоминающей шкалу равных интервалов, отсчет в этой шкале начинается не с произвольной точки, а с экспериментально установленного нулевого пункта.

Мы взяли из книги Ядова лишь те куски, которые можно отнести к арифметике проблемы измерения. Далее начинается высшая математика и сфера деятельности узких профессионалов.