Лекция 1. Понятие и источники таможенного права

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

– причины возникновения таможенного права;

– предмет, метод таможенного права;

– особенности таможенных правоотношений;

– иерархию источников таможенного права;

– правила вступления в силу норм таможенного права;

уметь выбирать из многочисленных источников таможенного права правовые акты, в которых содержатся необходимые для решения конкретных вопросов нормы;

владеть базовыми понятиями таможенного права.

Таможенное право и его предмет

С доисторических времен на Земле существует множество государств, одним из основных признаков которых является определенная территория. Географическое положение, наличие полезных ископаемых и природных ресурсов на этих территориях определили различную специализацию деятельности людей, населяющих эти страны и в конечном счете привели к необходимости осуществления взаимовыгодного обмена продуктами своего труда. Зародились международные торговые отношения, а вместе с ними возникла необходимость постоянного государственного регулирования этих отношений.

Спектр вопросов, связанных с перемещением товаров через границы стран, постоянно расширялся. Государство в целях выполнения одной из своих основных функций – обеспечения безопасности и благосостояния своих граждан[1] вынуждено следить за разумным балансом объемов ввозимых и вывозимых товаров, качеством этих товаров, своевременным и полным взиманием с участников международной торговли причитающихся к уплате платежей, должно уделять внимание подготовке соответствующей инфраструктуры, квалифицированных специалистов и применять должные меры принуждения в отношении лиц, игнорирующих установленные правила.

Необходимость решения всего комплекса перечисленных проблем явилась основой для возникновения административных правоотношений особого рода между государством и лицами, участвующими в перемещении через его границы товаров. В настоящее время эти правоотношения называются таможенными и регулируются таможенным правом.

Предметом таможенного права являются общественные отношения, основанием возникновения которых является перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу. При этом перемещение товаров может осуществляться при ввозе товаров на таможенную территорию государства, а также и при вывозе товаров с данной таможенной территории.

В законодательстве имеется немало положений, характеризующих термин "таможенная граница", обобщив и упростив которые можно вывести следующее определение: таможенная границавоображаемая линия, для и (или) при пересечении которой у лица, перемещающего через нее товары и (ши) транспортные средства, возникают обязанности по их таможенному оформлению в соответствии с правшами, установленными законодательством страны, на территорию которой данные товары ввозятся либо с территории которой они вывозятся.

Следует отметить, что в настоящее время законодатель отказался от использованного на протяжении 20 лет и привычного понятия "таможенное оформление". В положениях ТК Таможенного союза и в Законе о таможенном регулировании оно частично заменено на словосочетание "осуществление таможенных операций". Однако в настоящем учебнике автор отдает предпочтение первому термину, поскольку, как показывает практика, студентами оно воспринимается и понимается лучше.

В ходе таможенного оформления в зависимости от цели перемещения товаров и их характеристик (стоимости, объемов, наименования, предназначения, качества и т.д.) должностными лицами таможенных органов принимается решение о возможности и порядке ввоза или вывоза данных товаров и транспортных средств, а также о подлежащих уплате суммах таможенных платежей.

Общественные отношения, являющиеся предметом таможенного права, возникают в таможенном деле – реализации всей совокупности средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, применяемых государством в целях регулирования ВЭД.

Все страны заинтересованы в усовершенствовании и оптимизации методов, средств и инструментов организации таможенного дела, поскольку именно в этой сфере только взвешенный и грамотный государственный подход обеспечивает государственной казне стабильные доходы. Так, Византия достигла своего богатства и расцвета во многом за счет ведения правильной таможенной политики. В начале прошлого века Ш. Диль в своей книге, посвященной изучению истории Византийской империи, писал: "Подсчитано, что в одной только столице сборы с торговли и таможни ежегодно приносили в казну 7300 тыс. иперперов, более 500 миллионов франков на нынешние деньги"[2].

В настоящее время в целях обеспечения стабильности и динамики товарооборота последовательно осуществляются шаги по интеграции экономик нескольких стран – бывших республик СССР.

В начале июля 2010 г. в Казахстане состоялись заседания Межгосударственного Совета ЕврАзЭС и Высшего органа Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России. Важным итогом встречи в Астане стало подписание пакета документов, в числе которых Совместное заявление президентов Беларуси, Казахстана и России о вступлении в силу Договора о ТК Таможенного союза для трех стран с 6 июля 2010 г. (к отношениям Российской Федерации и Республики Казахстан ТК Таможенного союза применялся с 1 июля)[3]. ТК Таможенного союза был разработан для обеспечения динамики товарооборота на единой таможенной территории, объединившей территории перечисленных суверенных государств в Таможенный союз и обозначив их единой таможенной границей. ТК Таможенного союза содержит основные нормы, требования, условия, относящиеся к таможенному регулированию. Этот документ направлен на унификацию требований к участникам ВЭД и создание для них равных условий при проведении таможенного оформления и контроля на всем едином таможенном пространстве. Основная задача этой интеграции – создать максимально унифицированные и благоприятные условия для работы участников ВЭД. В октябре 2011 г. Межгосударственным Советом ЕврАзЭС было принято решение о присоединении к таможенному союзу Кыргызской Республики и создании Рабочей группы под руководством Ответственного секретаря Комиссии Таможенного союза С. Ю. Глазьева, которая подготовит план соответствующих мероприятий[4]. Основные базовые положения по вопросам таможенного регулирования вошли непосредственно в ТК Таможенного союза. Однако в силу различных норм гражданского, налогового законодательств, банковского дела в государствах – членах Таможенного союза и других объективных причин, сложившихся за годы развития самостоятельных экономик, в ТК Таможенного союза предусмотрены отсылки на национальное законодательство, которые в России отражены в Законе о таможенном регулировании.

В соответствии со ст. 2 ТК Таможенного союза в настоящее время единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также исключительные экономические зоны и континентальные шельфы государств – членов Таможенного союза, искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства – члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.

Пределы таможенной территории Таможенного союза, включая пределы находящихся в исключительных экономических зонах и на континентальных шельфах государств – членов Таможенного союза искусственных островов, установок, сооружений и иных объектов, в отношении которых государства – члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией, являются таможенной границей Таможенного союза.

На территории Таможенного союза, в том числе Российской Федерации, могут находиться создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории Таможенного союза. Товары, помещенные на территории особых экономических зон, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории РФ для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. То есть свободные экономические зоны отличаются от остальной таможенной территории Таможенного союза тем, что ввозимые в них иностранные товары могут использоваться заинтересованными лицами на территории этих зон без уплаты таможенных платежей.

Пределы таможенной территории Таможенного союза, а также пределы особых экономических зон являются таможенной границей.

Таким образом, таможенная граница совпадает с внешней государственной границей стран, объединенных Союзом, а также включает в себя пределы находящихся на территории Таможенного союза особых экономических зон.

Весь комплекс таможенных правоотношений можно разделить на два основных блока.

1. Отношения, возникающие в процессе исполнения требований, утвержденных действующими нормативными документами, которыми регулируются вопросы, связанные с обеспечением законности при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза.

Данные требования содержатся в нормативных актах различного уровня (международных договорах, федеральных законах, а также иных нормативных актах РФ), а надзор за их исполнением на территории РФ осуществляют таможенные органы РФ.

В рамках проводимой административной реформы Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" были внесены значительные изменения в структуру органов исполнительной власти РФ, в том числе была образована ФТС России, осуществляющая в настоящее время надзор в области таможенного дела на территории РФ.

2. Отношения, обусловленные негативной реакцией государства на неисполнение требований, утвержденных действующими нормативными документами, регулирующими вопросы, связанные с обеспечением законности при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза. То есть отношения, возникающие при пресечении противоправных действий в области таможенного дела, а также при вынесении уполномоченными органами или судами наказаний за совершение указанных действий.

В ТК РФ 1993 г. содержались положения, направленные на регулирование этих общественных отношений. В дальнейшем в связи с проводимой в Российской Федерации административной реформой в таможенное законодательство РФ были внесены значительные изменения.

Так, составы правонарушений, связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ были удалены из ТК РФ 2003 г. и выделены в отдельную главу КоАП РФ – гл. 16. Таким образом, меры государственного принуждения и наказания, применяемые к нарушителям таможенных правил, были отнесены к сфере административного права РФ.

Федеральным законом от 06.12.2011 № 409-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" понятийный аппарат гл. 16 КоАП РФ был приведен в полное соответствие ТК Таможенного союза.

После вступления в силу ТК Таможенного союза в соответствии с его ст. 7 таможенные органы государств – членов Таможенного союза являются органами дознания по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей и иных преступлениях, производство по которым в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза отнесено к ведению таможенных органов.

Таможенные органы государств – членов Таможенного союза осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое законодательством этих государств преступлением, производство по которому отнесено к ведению таможенных органов, исполнения запросов международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами.

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется таможенными органами государств – членов Таможенного союза в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза об оперативно-розыскной деятельности.

Таможенные органы государств – членов Таможенного союза ведут административный процесс (осуществляют производство) по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза.

То есть после вступления в силу ТК Таможенного союза квалификация преступлений и правонарушений в таможенном деле, порядок применения мер государственного принуждения в отношении совершивших их лиц в Российской Федерации производятся в соответствии с российскими законами.

В соответствии с п. 2 ст. 2 ТК Таможенного союза система таможенных органов, их права, обязанности и ответственность, условия прохождения службы в таможенных органах также определяются законодательством государств – членов Таможенного союза.

Статус должностных лиц и таможенных органов РФ характеризуют следующие нормативные акты.

Во исполнение положений Федерального закона от 30.06.2002 № 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплат этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия работы" произошло внутреннее разделение в структуре таможенных органов – в отдельный блок были выделены отделы, осуществляющие правоохранительные и охранные функции.

Думается, кроме введения изменений в структуру таможенных органов РФ, властные органы РФ приняли решение сменить и их "правоохранительный имидж". В подтверждение этому приведем следующие факты.

В ст. 8 ТК РФ 1993 г., а также в ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" было прямо указано, что таможенные органы РФ являются правоохранительными органами, однако положениями ТК РФ 2003 г. данное утверждение уже не было закреплено. Закон о таможенном регулировании также не наделяет данным статусом таможенные органы РФ.

В результате проведенных в 2003–2004 гг. преобразований работники большинства подразделений таможенных органов РФ больше не имеют специальных званий, наличие которых считается одним из признаков правоохранительной службы. В соответствии с п. 6 постановления Правительства РФ от 21.08.2004 № 429 "Вопросы Федеральной таможенной службы"[5] специальные звания носят только 30% от общего числа работников региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов, организаций, находящихся в ведении ФТС России.

С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что из 16 функций таможенных органов, перечисленных в ст. 12 Закона о таможенном регулировании, к правоохранительным относятся только две, можно сказать, что изменилась не только структура таможенных органов, но и приоритеты их деятельности. В настоящее время подавляющее большинство сотрудников таможенных органов РФ являются государственными гражданскими служащими. Выполнение правоохранительных функций возложено на специализированные таможенные органы или специализированные подразделения таможенных органов, о которых повествует последняя глава настоящего учебника.

То есть в настоящее время деятельность таможенных органов главным образом ориентирована на выполнение фискальной функции, которая, помимо прочего, выполняется путем обеспечения оптимального для России внешнеторгового товарооборота.