Понятие интеллектуального потенциала
Понятие "интеллектуальный потенциал" неотделимо от новой экономики. При этом определение интеллектуального потенциала носит достаточно общий характер. Часто интеллектуальный потенциал рассматривают как сумму знаний всех работников компании, которая обеспечивает ее конкурентоспособность. Это знания, навыки и производственный опыт конкретных людей и нематериальные активы, включающие патенты, базы данных, программное обеспечение, товарные знаки и др., которые производительно используются в целях максимизации прибыли и других экономических и технических результатов. Основная функция интеллектуального потенциала – получение разного рода технологических и организационных преимуществ над конкурентами.
Важно иметь в виду, что эффективность и ценность интеллектуального потенциала определяются и самовозрастают только в контексте конкретной стратегии развития компании. При иной стратегии имеющиеся интеллектуальные ресурсы могут быть малопригодны.
Наиболее успешно интеллектуальный потенциал может развиваться в русле целенаправленной деятельности по созданию повой продукции и организационно-структурных мероприятий для освоения новых ниш на товарных рынках. Развитие зависит от того, насколько масштабно компания может для этого организовать исследования и разработки, сконцентрировать необходимые интеллектуальные, материальные и финансовые ресурсы. Причем интеллектуальные ресурсы нуждаются в долговременности и системности своего структурного построения. Эпизодические усилия типа мозговой атаки приглашенных специалистов не увеличивают интеллектуальный потенциал компании. А нетворческий и неквалифицированный труд собственных сотрудников компании в принципе не способен создавать или использовать интеллектуальный потенциал.
Главным носителем интеллектуального потенциала является специально подобранный и подготовленный персонал компании. Вещественных измерителей творческого потенциала компании, величины ее интеллектуального ресурса по аналогии с другими ресурсами, необходимыми для производства любого продукта, такими как основные и оборотные средства, деньги, труд и т.п., не существует. Сложно найти надежные способы измерения коллективных знаний сотрудников компании, их опыта и интуиции, интеллектуальной собственности, усвоенной ими информации. Тем не менее именно они, соответствующим образом отобранные, организованные, сконцентрированные и нацеленные на определенную сферу деятельности, – в совокупности позволяют компании создавать новую продукцию.
Многими исследователями интеллектуального потенциала констатируются слабые возможности строго формального и адекватного описания и измерения интеллектуальных ресурсов, в частности процессов научных исследований и разработок, имеющих высокую степень неопределенности результатов, а также сложность определения нормативов творческого труда и их надежности, самой сущности творчества (все более вытесняющего рутинную работу в интеллектуальных компаниях). Все это не только затрудняет, но и ставит под сомнение корректность постановки самой задачи нормирования интеллектуальных процессов и творческих видов деятельности. Но зато в условиях рыночного ценообразования это достояние компании можно оценивать или соотносить со стоимостными категориями.
Эволюция и типология интеллектуального потенциала
Способность использовать интеллектуальные ресурсы и создавать новые решения для удовлетворения человеческих потребностей начинает занимать центральное место в экономике, основанной на знаниях. Человеческое знание и возможности всегда были в ядре создания стоимости. Это стало более очевидно в век информации, где умственный компонент работы все более и более важен. Традиционно при анализе индивидуального и общественного производства не уделялось особого внимания интеллектуальному потенциалу (ИП), рассматривались более осязаемые материальные активы, и компонент знания в цепочке создания экономической выгоды был затенен тенденцией определения бизнеса как преимущественно материальной деятельности. Однако потенциальные преимущества, выражающиеся в том, что ИП формирует больший доход (в частности, посредством использования лицензионных технологий), со временем изменили этот подход.
Интеллектуальные активы существуют в различных формах, и их эффект ограничен только способностями людей использовать его. Возможности управления человеческим интеллектом и конвертации его в полезные товары и услуги становятся критической компетенцией в современном бизнесе. Применение знаний для обеспечения конкурентоспособности стало все более и более важным в организационных стратегиях. Возрастает интерес к интеллектуальному и творческому потенциалу, инновациям, образованию методологическому (а не фактологическому), к организационному обучению.
Новые информационные технологии являются не просто инструментом в процессе их применения, они развиваются при их использовании, в силу чего в какой-то мере исчезает различие между их пользователями и создателями. Отсюда следует новое соотношение между социальными процессами создания и обработки символов (культурой общества) и способностью производить и распределять товары и услуги (производительными силами).
Вопросы практики
Так, появление Интернета обеспечило формирование и развитие электронного бизнеса, что коренным образом изменило экономику, рынки, промышленные структуры, характер продуктов и их потоки, рабочие места и рынки рабочей силы. Трансформировались не виды деятельности человечества, а технологическая способность использовать в качестве прямой производительной силы то, что отличает человека от других биологических созданий, а именно способность обрабатывать и понимать символы.
Попытки анализа феномена знания в бизнесе прослеживаются на всех этапах его развития. Ф. У. Тейлор в своей школе "научного управления" начал формализовывать опыт и навыки рабочих в объективное и научное знание. С. Барнард изучал значение "поведенческого знания" в процессах управления. П. Друкер, вводя термин "рабочие знания" (knowledge worker), позже утверждал, что в "обществе знания" (knowledge society) базисным экономическим ресурсом уже являются знания, а не потенциал, природные ресурсы или рабочая сила. В дальнейшем он отмечал, что "знание стало ключевым экономическим ресурсом и доминантой – и возможно даже единственным источником конкурентного преимущества" [1]. Это следует из его утверждения, что увеличение производительности на основе знания представляет важную задачу менеджмента XX в., наравне с инновациями и увеличением производительности при сплошной индустриализации процессов ручного труда [2]. Знанию отдает приоритет и А. Маршалл, утверждая, что потенциал составляют в большей части знания и организация и знание является самым мощным двигателем производства.
В работах отечественных авторов и переводах зарубежных публикаций совокупность объектов, включаемых в состав ИП, называют активами, так же как в структуре материальных и финансовых ресурсов в бухгалтерском балансе. Вместе с тем за термином "актив" закреплены определенные экономические и правовые атрибуты, какими не обладает доминирующий ресурс ИП – знания. Для того чтобы обеспечить семантическую тождественность исследуемых объектов ИП, необходимо использовать более широкое понятие – авуары, с выделением в их структуре активов – объектов, соответствующих этому понятию.
Авуары – материальные и нематериальные ресурсы производства, не обязательно обладающие ликвидностью или являющиеся объектами собственности, в том числе активы, представляющие одну из сторон бухгалтерского баланса, отражающую в денежном выражении все принадлежащие фирме материальные и нематериальные ценности. В этом случае ИП фирмы включает и материальные авуары, и активы типа патентов, торговых марок, операционных технологий и компьютерных программ, и неосязаемые авуары – знания, технические навыки, компетентность и деловые возможности сотрудников. Ресурсы ИП объединены в три группы: человеческие авуары, рыночные и структурные авуары и активы.
Структурные активы и авуары обеспечивают успешное функционирование основного производства.
Рыночные активы и авуары связаны непосредственно с операциями на рынке и обеспечением конкурентных преимуществ фирмы.
Человеческие авуары включают совокупность индивидуальных и коллективных знаний персонала фирмы, компетенцию – знание и опыт в конкретной области, творческие способности, технологические и управленческие навыки и т.п. Остановимся подробнее на этом виде ресурсов интеллектуального потенциала.
Структура интеллектуального потенциала
Следует отметить, что помимо работников компании носителями корпоративного интеллектуального ресурса являются также ее структуры и клиенты. Соответственно, интеллектуальный потенциал подразделяют на три части: "человеческий потенциал", "структурный потенциал" и "потребительский потенциал". Такое деление оказалось на практике удобным тем, что каждый из этих элементов может быть измерен и приспособлен для инвестиций.
1. Человеческий потенциал – это способность предлагать неочевидные решения, он источник обновления и прогресса. Главное предназначение человеческого потенциала – создание и распространение инноваций (продукта, технологии, системы или структуры управления). Человеческий потенциал образуется и проявляет себя в ситуациях, когда бо́льшая часть времени и способностей работников уходит на достижение новизны. Человеческий потенциал прирастает двумя способами: 1) компания использует максимальный объем знаний своих сотрудников; 2) максимальное число сотрудников владеет знаниями, способными принести пользу компании. Одним из показателей человеческого потенциала компании, ее способности к новшествам является удельный вес новой продукции в общем объеме продаж.
Следует иметь в виду, что при квалифицированном менеджменте максимальная сумма прибыли от инвестиций в человеческий потенциал почти втрое превышает прибыль от инвестиций в технику.
По данным исследований зависимости производительности труда от образования, при десятипроцентном повышении уровня образования производительность возрастает на 8,6%. При таком же увеличении акционерного капитала производительность возрастает на 3–4%
2. Структурный потенциал. Для того чтобы человеческий потенциал заработал, необходимо не только движение знаний, но и управление ими, нужна коллективная работа и, следовательно, соответствующая организация, структура которой включала бы исследовательские лаборатории, базы знаний и базы данных, маркетинг и товаропроводящие сети, центры доведения исследований и разработок до конкретных ноу-хау широкого применения. Структурный потенциал, подобно человеческому потенциалу, эффективен только в контексте стратегических целей компании. Самоценность структурного потенциала, как и потенциала вообще, определяется не его наличием, а эффективностью использования. Таким образом, можно утверждать, что структурный потенциал является проявлением организационных способностей компании отвечать требованиям рынка, возможности их использования вновь и вновь для создания новых ценностей.
3. Потребительский потенциал компании (его еще называют потенциалом отношений) – это отношения компании с потребителями ее продукции. Характеризуется глубиной (степенью) проникновения, шириной (распространением), постоянством, уверенностью в том, что потребители и впредь будут отдавать предпочтение данной компании. Потребительский потенциал компании распространяется и на ее поставщиков. Он гораздо легче поддается учету. Верность торговой марке, например, представляет собой форму потребительского потенциала, для которой существует четкая методика оценки. Это делается путем подсчета надбавки, которую покупатели согласны платить за фирменный продукт, предпочитая его другим. Репутация торговой марки стоит дорого: у Coca-Cola она самая высокая в мире – около 40 млрд долл.