Лекция 2. ПОНЯТИЕ ОБ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯХ
Развиваемые компетенции:
знать
• историю развития работ по разработке автоматизированных информационных систем, включая системы обработки данных, фактографические, документальные и документально-фактографические информационные системы;
• роль информации и информационных ресурсов в системе управления предприятиями и организациями;
• виды информационного обеспечения управления предприятиями (организациями);
• обобщенную классификацию и примеры классификаций информационных систем по различным признакам;
уметь
• различать виды информационных систем;
• формировать структуру информационного обеспечения конкретного предприятия (организации);
владеть
• навыками формирования структуры информационного обеспечения конкретного предприятия (организации).
В настоящее время подготовка специалистов по информационным системам ведется в вузах технического и экономического профиля. Выпускникам присваиваются различные квалификации – инженер, информатик, экономист. В то же время нет единой трактовки понятия "информационная система" (ИС), устоявшейся классификации ИС, общепринятого представления о ее структуре. Это связано с тем, что работы по созданию информационных систем проводились параллельно по нескольким направлениям – системы обработки данных, автоматизированные системы управления (АСУ), автоматизированные системы научно-технической информации (АСНТИ), системы нормативно-методического обеспечения управления (СНМОУ), справочно-правовые системы (СПС), информационные системы специального назначения: бухгалтерские, банковские, маркетинговые и т.д.
В данной главе поставлена задача рассмотреть краткую историю развития работ по созданию информационных систем (параграф 2.1), роль информации как важнейшего ресурса современного предприятия (организации), виды информационного обеспечения организаций (параграф 2.2), классификации информационных систем (параграф 2.3).
Из истории разработки информационных систем
В середине XX в., когда появилась возможность обработки информации с помощью электронно-вычислительных машин (ЭВМ), был распространен термин системы обработки данных – СОД (термин был введен в системах радиоуправления ракетами). По мере увеличения памяти ЭВМ основное внимание стали уделять проблемам создания баз данных (БД). В последующем появились термины автоматизированные информационные системы (АИС), информационно-поисковые системы (ИПС), а в затем и другие термины.
Начиная с 1960-х гг. в истории развития информационных систем нашей страны относительно независимо сформировались два направления:
• разработка автоматизированных информационных систем как первой очереди автоматизированных систем управления (АСУ);
• разработка автоматизированных систем научно-технической информации – ЛСНТИ.
Работы по их созданию начались практически одновременно.
Первое направление – разработка АИС и АСУ было инициировано научно-техническим прогрессом и возникшими в связи с этим проблемами организационного управления.
Зарубежная практика шла по пути разработки отдельных программных процедур для бухгалтерии, учета материальных ценностей и т.п., и основные работы проводились в направлении исследования и совершенствования возможностей вычислительной техники, разработки средств, обеспечивающих наиболее рациональную организацию информационных массивов, удобный для пользователя интерфейс, наращивание памяти компьютера и повышение скорости обработки информации.
В нашей стране задача обеспечения информацией управленческих работников с самого начала поставлена системно. Была разработана классификация АСУ, ориентированная на разные уровни управления предприятиями, включая их структурные подразделения, отраслями и государством в целом. Разрабатываемые отраслевые АСУ (ОАСУ), региональные или территориальные АСУ (РАСУ, ТАСУ) и АСУ предприятий (АСУП) предполагалось объединить в Общегосударственную автоматизированную систему (ОГАС) для сбора, хранения и поиска информации.
Для управления разработками автоматизированных систем были подготовлены и изданы соответствующие руководящие методические материалы [1], в которых отражались теория и основная терминология, обязательная для использования при представлении отчетных материалов по разработке и внедрению АИС и АСУ.
Следует отметить, что АИС создавались как фактографические информационные системы с представлением информации пользователям в виде регламентированных форм, в которых конкретные факты, характеризующие состояние производства и организационного управления, были сгруппированы в соответствии с алгоритмами решаемых на ее основе прикладных задач управления.
Второе направление – разработка АСНТИ – инициировалось научной общественностью как объективная необходимость возрастания роли информации во всех сферах деятельности и прежде всего в науке и технике.
Зарубежные работы в этой области первоначально проводились в форме создания разрозненных локальных центров сбора и анализа информации, но в последующем стала наблюдаться тенденция к их объединению, по крайней мере, в рамках одной сферы деятельности.
В нашей стране задача обеспечения научно-исследовательской и управленческой деятельности научно-технической информацией сразу, так же, как и при создании АСУ, была поставлена системно. Были подготовлены и утверждены Техническое задание [2] и Единый порядок [3] разработки общегосударственной Автоматизированной системы научно-технической информации – АСНТИ, в дальнейшем – Государственной автоматизированной системы научно-технической информации (ГАСНТИ) [14, 26], в структуре которой предусмотрены общегосударственные, отраслевые и региональные органы НТИ, отделы или бюро научно-технической информации (ОНТИ, БТИ) на предприятиях, в научно-исследовательских институтах и других организациях.
Для исследования проблем создания систем НТИ, семантического анализа текста, реферирования и перевода с одного языка на другой развивалась теория научно-технической информации, базирующаяся на применении математической лингвистики и семиотики. Был введен ряд понятий – информационно-поисковая система (ИПС) и ее структура, информационно-поисковый язык (ИПЯ), дескриптор, тезаурус, грамматика, семантика, понятия релевантности и пертинентности информационного поиска как характеристики ИПС, на основе которых их можно сравнивать и выбирать, и другие понятия, которые играют важную роль в развитии теории и практики информационного обеспечения предприятий и организаций (см. гл. 5).
Благодаря возросшим возможностям вычислительной техники, и особенно в результате появления персональных ЭВМ, рассмотренные направления сближаются. По мере роста объемов и усложнения структуры информационных массивов АИС возникает необходимость в заимствовании понятий теории информационного поиска, разработанной ранее для систем НТИ. В свою очередь, в решении проблемы разработки документальных АС НТИ полезны понятия функциональной части (ФЧ) и обеспечивающей части (ОЧ), введенные в нормативных документах по разработке АИС и АСУ. Кроме того, для управления современными предприятиями и организациями необходим спектр информации разного вида и назначения: от фактографической до документальной.
Работы по созданию централизованных АСУ и АСНТИ были приостановлены в связи с политическими и экономическими преобразованиями 1990–1991 гг. В течение этого периода вплоть до 1999 г. в основном развивались отечественные или приобретались зарубежные локальные информационные системы и базы данных на предприятиях и в различных фирмах, создавались отдельные страницы документальной и фактографической информации в сети Интернет.
Но затем происходит постепенная адаптация к новым экономическим условиям, и в частности, информационные ресурсы и некоторые принципы организации ГАСНТИ сохранились в системе, которую в настоящее время условно называют Российской ГСНТИ (РГСНТИ). Структура этой системы приведена в параграфах 6.1 и 8.5.
При введении принципов самоокупаемости и самофинансирования в период косыгинских реформ возросла роль еще одного важного вида информации – нормативно-методической, регламентирующей деятельность предприятий, для чего стали разрабатывать системы нормативно-методического обеспечения управления (СНМОУ) и их автоматизированные варианты – АСНМОУ. Системы АСНМОУ занимают промежуточное место между фактографическими и документальными информационными системами, поскольку законодательные нормативно-методические документы (законы, постановления, уставы, стандарты, инструкции и т.п.), тексты которых достаточно хорошо структурированы, что облегчает извлечение из них фактографической информации – правовых норм, статей, функций управления и т.п. Поэтому СНМОУ разрабатываются как документально-фактографические информационные системы.
С возрастанием роли нормативно-правовой информации при внедрении рыночных принципов управления экономикой создаются автоматизированные системы нормативноправовой документации (АС НПД) разного рода и назначения (системы "КонсультантПлюс", "Кодекс", "Гарант" и др.), которые чаще называют справочно-правовыми системами (СПС).
На новой технической базе с использованием современных технологий развиваются информационные системы государственного управления на федеральном и муниципальном уровнях, в частности ИС государственной статистики, ИС природных ресурсов, государственные системы экономической, финансовой и научно-технической информации, внешнеэкономической деятельности, ИС библиотечной сети ФР и другие ИС специального назначения (см. примеры таких систем в [17]).