Понятие договора розничной купли-продажи и его специфика
Наиболее распространенной разновидностью анализируемого договора является розничная купля-продажа[1]. По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (ст. 492 ГК РФ). Из определения можно выделить некоторые особенности данного вида договора.
Во-первых, его цель заключается в приобретении товара специфического назначения: личное, семейное, домашнее или иное использование для конечного потребления, поэтому приобретаемый товар не может использоваться в процессе ведения предпринимательской деятельности в целях извлечения прибыли.
Во-вторых, круг субъектов в данном договоре ограничен. В роли продавца могут выступать исключительно юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу. Такая продажа товаров может выполняться на рынках или через магазины, киоски, посредством сети "Интернет". На сегодняшний день специального законодательства, регулирующего ее, нет, хотя в Государственной Думе разработан и обсуждается проект федерального закона № 494404-4 "О розничной торговле".
В свою очередь, покупателями, как правило, выступают физические лица — потребители. Их правовой статус дополнительно определяется Законом РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей".
В-третьих, договор розничной купли-продажи является публичным договором. Следовательно, при наличии возможности предоставить погреби гелю соответствующие товары продавец обязан заключить договор и осуществить продажу товаров в отношении каждого покупателя, который к нему обратится. При этом он не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, если иное не предусмотрено законом и иными правовыми актами (ст. 426 ГК РФ).
Особо законом урегулирован порядок направления публичной оферты. Так, предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой, если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи. В связи с этим следует отметить, что кроме общих для всех видов договоров купли-продажи условий о предмете договора, включая наименование и количество товара, в данной разновидности к существенным условиям относится цена товара. В п. 1 ст. 500 ГК РФ предусмотрено, что покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной ему продавцом в момент заключения указанного договора.
В-четвертых, законодатель довольно четко регламентирует порядок продажи отдельных видов товаров путем издания законов и подзаконных актов. Кроме вышеупомянутого Закона РФ "О защите прав потребителей" в данной сфере действует ряд постановлений Правительства РФ, в том числе постановление от 19 января 1998 г. № 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров", от 10 ноября 2011 г. № 924 "Об утверждении перечня технически сложных товаров" и т.д. Нарушение указанных в них требований может стать основанием привлечения виновных к административной ответственности (в постановлении ФАС Уральского округа от 14 ноября 2006 г. № Ф09-10043/06-С1, отказывая в признании незаконным и отмене постановления о привлечении индивидуального предпринимателя к ответственности, суд правомерно исходил из того, что предпринимателем был нарушен режим работы магазина, чем нарушены правила продажи отдельных видов товаров).
Необходимо отмстить, что в настоящее время активно развивается дистанционный способ продажи товаров, в том числе электронная коммерция. Как отмечает И. В. Костюк, основная специфика электрон мой купли-продажи состоит в том, что процесс заключения, исполнения сделки и совершение иных юридически значимых действий осуществляется в условиях удаленного доступа контрагентов и при помощи специального механизма (электронного обмена данными, электронного обмена сообщениями и т.п.)[2].
В-пятых, анализ нормативной базы, действующей в сфере защиты прав потребителей, позволяет сделать вывод о протекционистской позиции законодателя по отношению к гражданам-покупателям: гражданское законодательство направлено на установление повышенных гарантий для потребителей, которые обеспечиваются широким кругом прав, предусмотренных Законом РФ "О защите прав потребителей", а с другой стороны, установлением ответственности продавца за их нарушение. Этот вывод подтверждается ОГЛАВЛЕНИЕм ст. 495 ГК РФ, которая сводится к обязанности продавца предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре и широкому кругу прав покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества.
Определенные механизмы обеспечения права на информацию закреплены в законодательстве о защите прав потребителей. Например, ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" устанавливает, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ. Абзац 3 п. 2 ст. 10 Закона определяет требование об обязательном содержании информации об основных потребительских свойствах в отношении продуктов питания, в том числе информации о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов, в случае если ОГЛАВЛЕНИЕ указанных организмов в таком компоненте составляет более 0,9%.
Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре, то он вправе потребовать от продавца возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора. Если же договор уже заключен, то покупатель может отказаться от его исполнения (в разумный срок) и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. Продавец, не предоставивший покупателю возможность получить соответствующую информацию о товаре, несет ответственность и за недостатки товара, возникшие после его передачи покупателю, в отношении которых покупатель докажет, что они возникли в связи с отсутствием у него такой информации (п. 4 ст. 495 ГК РФ).
Статья 502 ГК РФ наделяет гражданина правом обмена товара в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом. При этом покупатель не обязан обосновывать причину обмена, и его право ограничивается только тремя случаями: если необходимого для обмена товара у продавца нет в наличии (в этом случае покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму); если товар был в употреблении, утеряны его потребительские свойства и отсутствуют доказательства приобретения его у данного продавца; если товар входит в перечень товаров, которые не подлежат обмену или возврату. Данный перечень конкретизирован в постановлении Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации".
Потребители также наделены широким кругом прав в случае, если им продан товар ненадлежащего качества. В соответствии со ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель имеет право: потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); потребовать замены па такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цепы; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. При этом также ограничивается срок устранения недостатков, которые стороны могут определить самостоятельно в письменной форме: он не может превышать 45 дней.
Предусмотрена возможность замены товара ненадлежащего качества (если для замены требуется более семи дней) по требованию потребителя. В этом случае продавец (изготовитель либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель) обязан предоставить потребителю на период замены товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами (абз. 4 п. 1 ст. 21 Закона)[3]. Учитывая разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, право выбора одной из мер при продаже потребителю товара ненадлежащего качества, предусмотренных ст. 503 ГК РФ и ст. 18 Закона "О защите прав потребителей", закреплено именно за потребителем, а не за продавцом. Положения Закона относительно того, что считать существенным недостатком товара, дополнительно разъяснены Пленумом Верховного Суда РФ. В круг существенных недостатков попадают неустранимые недостатки товара, т.е. недостатки, которые не могут быть устранены посредством проведения мероприятий по его устранению с целью приведения товара (работы, услуги) в соответствие с обязательными требованиями, предусмотренными законом или в установленном им порядке, или условиями договора (при их отсутствии или неполноте условий — обычно предъявляемыми требованиями), приводящий к невозможности или недопустимости использования данного товара (работы, услуги) в целях, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцом и (или) описанием при продаже товара по образцу и (или) по описанию; а также недостатки товара (работы, услуги), которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов, т.е. недостатки, расходы на устранение которых приближены к стоимости или превышают стоимость самого товара (работы, услуги) либо выгоду, которая могла бы быть получена потребителем от его использования (см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей").
Форма договора розничной купли-продажи. В ст. 493 ГК РФ упоминается возможность заключения договора розничной купли-продажи в форме, которая принята для данного вида договоров (формуляры или иные стандартные формы). Специфичной чертой договора розничной купли-продажи является то, что он считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.
При этом отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться па свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий.