Понятие будущего

Что такое будущее? Каким видится это будущее сегодня? Мы задаем этот вопрос из настоящего, которое занимает как бы срединное, промежуточное положение между прошлым и будущим, и, значит, содержит в себе элементы того и другого. Следовательно, в нашем настоящем можно зафиксировать те явления и процессы, которые направлены в будущее. В самом общем плане, эскизно, это выглядит следующим образом.

На уровне макропроцессов – это глобализация с ее проблемами и обретениям, сложной диалектикой взаимодействия глобального и локального, мультикультурализмом, увеличением разрыва между богатыми и бедными странами и неожиданными эффектами разнообразных культурных интервенций, связанных, в частности, с перемещением огромных масс людей из стран, где они родились, в иные культурные ареалы. На уровне современных обществ – модернизация, знаменующая переход от традиционного типа общества к современному. Наконец, на уровне личности (если иметь в виду ее экзистенциальный аспект) будущее определяется соотношением веры, надежды и тревоги, которой пронизана наша эпоха.

Нет числа написанным в XX и начале XXI в. работам, посвященным проблеме кризисности, конфликтности, отчуждения. Человечество ощущает себя на пороге завораживающего неизвестного. Вчерашний мир, каким бы он ни был – прекрасным, благополучным или трагичным, агрессивным, – это все же мир, который мы знаем, и уже поэтому ему доверяем. Но этого мира люди больше не хотят, а того, которого хотят, – другого, нового – боятся.

Как приходит будущее? Оно наступает само? Как природное явление? Человек не может на него влиять? Если на все эти вопросы ответить "да", то индивид и общество освобождаются от чувства ответственности: мы не свободны, не вольны, все предопределено. Тогда возможно лишь предугадывать, но не прогнозировать. Если же мы говорим о будущем не как о чем-то уже решенном и постепенно раскрывающем нам себя, а как о том, что должно быть создано, то такие понятия, как риск, ответственный выбор, ценностные приоритеты должны стать естественной составляющей наших размышлений о нем и войти в структуру любой деятельности, в том числе профессиональной. Если же деятельность выходит за пределы этих категорий, то она может стать источником угроз и проблем, хаоса и непредсказуемости в социальных и культурных изменениях. "Все то, что сегодня и каждую минуту совершают люди, как они мыслят и чего ждут, является предначертанием будущего, его истоками, которые зависят от людей"[1].

...Оставшиеся собирались вместе и проектировали мелом на доске устройство будущего света. Душин предлагал создать социализм на простой силе рек и ветра, из которых будет добываться электричество для освещения и отопления жилищ и движения машин, а материнское девственное вещество земли нужно не разрушать и не трогать – оно должно впоследствии послужить науке для суждения о неясной судьбе вселенной и ответить на вопрос жизни – правильно ли действует частный разум людей и их небольшое чувство в сердце, когда человечество желает отрегулировать течение мира, – или человек лишь мнимое существо и ярость его действий есть бой невесомого, а стихия всемирного вещества исчезает мимо в неизвестном гремящем направлении к своему торжественному концу.

Душин хотел, чтобы земля пролежала нетленным гробом, в котором сохранилась бы живая причина действительности, чтоб социалистическая наука могла вскрыть гроб мира и спросить сокровенное внутри его: в чем дело? – и слух точной науки тогда услышит, быть может, тихий, жалобный ответ.

Платонов А. П. Технический роман.