Понятие антропологии образования
Становление антропологического подхода в гуманитарных науках требует новых категориальных средств, особых технологий построения инновационного образования именно как специфической антропопрактики - практики культивирования базовых, родовых способностей человека, особой работы в пространстве субъективной реальности человека. Внутри гуманитарных наук, ориентированных на образование, прежде всего в психолого-педагогических науках, происходит своеобразный парадигмалъный сдвиг. В психолого-педагогических науках складывается антропологическая парадигма как новый тип научности и рационального знания. Оформляется особый комплекс знаний об образовании - антропология образования.
Отличие антропологии образования от специальных антропологии в том, что она изначально строится как синтезированная система разнотипологических знаний о практике становления человека в образовании. Антропология образования - это одновременно мировоззренческие (ценностно-смысловые) и теоретико-методологические (инструментальные) основания построения практики развивающего образования.
Антропология образования включает в себя знания о практике: ее истоках, истории, субъектах, основаниях и т.п., и знания самой практики, т.е. путей и средств (технологии) ее выращивания. Подчеркнем, в антропологии образования речь идет не о региональных антропологиях (философской, психологической, педагогической), а о принципиально новом - образовательном знании. В самом общем, содержательном смысле образовательное знание - это синтезированная совокупность религиозно-философских принципов, гуманитарных знаний, педагогического опыта, призванных преодолеть рассогласование и разнородность двух типов производств: "производства" культурного человека в образовании и "производства" знания о строении и базовых процессах самого этого образования.
Образовательное знание - это новый тип рационального знания, синтезированного и целостного, предметной областью которого выступает образование во всех его фундаментальных интерпретациях. Образовательное знание представляет собой целостную систему знаний о человеке образующемся. Становление такой системы предполагает соотнесение и синтез многих знаний и ценностей различного статуса и модальности - научных и жизненно-практических, духовных и политических, этических и эстетических. Однако синтез подобного комплекса в образовательную или исследовательскую программу осуществляется именно в рамках антропологии образования.
Антропология образования ставит и обсуждает вопросы о направленном вмешательстве в сферу образования на основе глубоких комплексных исследований и научно-практических разработок, о поиске особых способов работы не только в образовании, но и с самим образованием: его институтами, процессами и участниками. Антропология образования преодолевает реальное, жизненное противоречие, связанное с инновациями в образовании: с одной стороны, свободы изобретательства и реформ в этой важнейшей сфере общественной жизни, с другой - ответственности за их последствия.
Антропология образования исходит из положения, что развитой, культурной формой инновационной деятельности в образовании, способом его действительного развития является проектирование. Складывающаяся проектная парадигма в комплексе психолого-педагогических наук - как основание и рамка инновационной культуры в образовании - в настоящее время имеет исключительное значение как на общетеоретическом уровне, так и на уровне самой образовательной практики (Н. Г. Алексеев, Ю. В. Громыко. В. В. Рубцов, В. И. Слободчиков и др.).
Антропология образования констатирует, что прецеденты проектно-исследовательских работ в образовании уже имеются. Самое главное в таких инновационных разработках - это создание возрастно-нормативных моделей развития детей и возрастно-ориентированных образовательных программ для каждой ступени образования. В разделе III представим первые результаты разработок таких программ и моделей.