Помощь государствам-членам, пострадавшим от террористических актов и катастроф

Развитие солидарности государств-членов, являющееся одной из главных целей ЕС (ст. 3 ДЕС), предполагает оказание ими помощи друг другу не только в случае вооруженной агрессии со стороны третьих стран (принцип коллективной самообороны в рамках общей политики безопасности и обороны ЕС – см. 3.5.2), но и аналогичную поддержку в случае других чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных террористическими актами.

Условие взаимопомощи государств-членов в подобных ситуациях была названа в Лиссабонском договоре условием солидарности (англ. solidarity clause; франц. clause de solidarite). После вступления Лиссабонского договора в силу 1 декабря 2009 г. это условие стало предметом заключительного раздела части пятой ДФЕС, посвященной внешнеполитической деятельности Союза (раздел VII "Условие солидарности" части пятой "Внешнеполитическая деятельность Союза").

В качестве юридически обязательной нормы права ЕС условие солидарности распространяется на все государства-члены. Оно порождает также соответствующие обязанности и права для институтов ЕС, в том числе с целью мобилизации ресурсов и координации действий в пользу пострадавшего государства:

"1. Союз и его государства-члены действуют совместно в духе солидарности, если одно из государств-членов подвергается террористической атаке либо становится жертвой катастрофы, вызванной природными факторами или человеком. Союз мобилизует все имеющиеся у него инструменты, в том числе предоставленные в его распоряжение государствами-членами поенные средства, с целью:

a) - предотвратить террористическую угрозу на территории государств-членов;

– защитить демократические институты и гражданское население от возможной террористической атаки;

– оказать содействие государству-члену на его территории по просьбе его политических органов в случае террористической атаке;

b) оказать содействие государству-члену на его территории по просьбе его политических органов в случае катастрофы, вызванной природными факторами или человеком.

2. Если одно из государств-членов подвергается террористической атаке либо становится жертвой катастрофы, вызванной природными факторами или человеком, то другие государства-члены оказывают ему содействие по просьбе его политических органов. С этой целью государства-члены координируют свои шаги в рамках Совета" (§ 1–2 ст. 222 ДФЕС).

Хотя мероприятия ЕС, вытекающие из условия солидарности, закреплены учредительными документами в контексте его внешней (внешнеполитической) компетенции, помощь пострадавшим государствам-членам должна оказываться и в том случае, если чрезвычайные ситуации возникают вследствие внутренних причин и никак не связаны с действиями третьих стран или их граждан (например, наводнения или другие стихийные бедствия). Указанные мероприятия тесно связаны с такой сферой внутренней политики и деятельности ЕС, как гражданская оборона (см. 3.4). По своему характеру они также имеют сходства с мероприятиями Союза по оказанию гуманитарной помощи населению третьих стран, пострадавшему от катастроф, вызванных природными факторами или человеком.

С целью более четко установить права и обязанности ЕС по оказанию и координации помощи Совет ЕС уполномочен принимать специальное решение, которое определяет "порядок реализации Союзом настоящего условия солидарности" (§ 3 ст. 222 ДФЕС). В целях более оперативной реакции на чрезвычайные ситуации высший институт политической координации Союза на уровне руководителей государств-членов и высших должностных лиц ЕС (Европейский совет) "проводит регулярную оценку угроз, с которыми сталкивается Союз" (§ 4 ст. 222 ДФЕС).