Помощь бедным странам как форма международного движения капитала
Трансформация политики помощи после распада СССР и мирового социализма.
1990-е гг. привнесли в традиционную схему помощи развивающимся странам целый ряд новых явлений, сильно осложнивших общую финансово-экономическую ситуацию в них. Рассмотрим эти явления.
Первое. Интенсивная помощь в разнообразных формах (финансовая, промышленно-экономическая, военная, научно-техническая, в области культуры и образования), которую оказывали СССР и некоторые другие социалистические страны (ГДР, Чехословакия, Польша, Югославия) была полностью прекращена. А между тем, отметим, эта помощь PC была очень крупной и вполне сопоставимой с той, которую оказывал этим странам Запад. Так, ее общий объем в середине 1980-х гг. составил свыше 120 млн долл.[1]
Второе. Полное прекращение этой помощи не сопровождалось ее ростом со стороны Запада (стран ОЭСР — основных доноров PC). Более того, она также значительно сократилась. В результате общие объемы помощи, оказанной наиболее бедным PC в 1991—1994 гг., сократились с более чем 230 млрд долл. до менее 100 млрд долл. Это обстоятельство показывает, что в основе помощи находятся не только и не столько гуманистические мотивы или цели развития, сколько интересы государств, оказывающих помощь, хотя и здесь бывают исключения (например, это не относится к помощи, оказываемой Швецией, Финляндией и другими небольшими странами). В рассматриваемой нами ситуации исчезла конкуренция между Западом и Востоком (Европой и США — с одной стороны, СССР и восточноевропейскими соцстранами — с другой) по доминированию над миром развивающихся стран. При этом ужесточились требования к странам-получателям помощи (у последних уже не было политического выбора, как в 1960—1980-х гг.).
Третье. Распад мировой социалистической системы и неудачное осуществление экономической реформы привели к деиндустриализации восточноевропейских стран (особенно России), поставили многие из них в один ряд с бедными развивающимися странами, в том числе и в качестве получателей помощи со стороны развитых государств. Одновременно Запад резко уменьшил помощь PC — это момент глобального соревнования за доминирование в PC.
Четвертое. Эти последние обстоятельства привели к тому, что помощь, оказываемая развитыми странами по предыдущим "схемам", стала размываться, не достигала целей, так как распределялась ранее и распределяется ныне в системе административно-бюрократических и политических структур, способствуя росту задолженности развивающихся стран[2].
Пятое. В итоге уже в первое десятилетие XXI в. было серьезно нарушено мировое экономическое равновесие: индустриальный центр экономической цивилизации, несмотря на усиление действия процессов транснационализации и глобализации, оказался бессильным повысить уровень технологической зрелости огромной периферии, т.е. развивающихся стран. Более того, бывшие социалистические страны, имевшие уровень среднеразвитых обществ, оказались на одной позиции с развивающимися странами, подвергшись процессам деиндустриализации. Неравновесность мировой экономической системы приобрела устойчивый характер, а глобализация придала ей особую нестабильность долговременного характера.