Полупериферийный бум и переход от экономического кризиса к революционному
Понятием Юг России в XIX в. объединяли области в составе Российской империи от Бессарабии до Нижнего Поволжья, включая Левобережную Украину, Новороссию, Крым, Северный Кавказ. Долгое время этот регион развивался на основе зональных естественных богатств. Новое значение южнорусские губернии получили с освоением Донецкого угольного и Криворожского железорудного бассейнов. Хотя зачинателем южнорусской металлургии был Дж. Юз из Уэльса, ее дальнейший подъем, оставивший далеко позади промышленность седого Урала, был связан с приливом французских и бельгийских (часто переплетающиеся) капиталов. При участии первооткрывателя железных руд мирового судьи А. Н. Поля на французские капиталы было основано закрытое АО "Железные руды Кривого Рога", а бельгийской фирмой "Джон Коккериль и Ко" – Южно-Русское Днепровское металлургическое общество, построившее сталелитейный завод в Екатеринославе, в первый же год выплавки получивший медаль на Всемирной выставке в Париже (1889 г.). Оборудование одного из старых заводов "Джон Коккериль и Ко" было демонтировано и перевезено для основания металлургического завода в Таганроге (1897 г.).
Владельцы заводов в Донецком и Криворожском бассейнах первыми из российских промышленных предпринимателей сформировали регионально-отраслевую представительную организацию – Съезд горнопромышленников Юга России (1874 г.). Их примеру в 1880–1890-е гг. последовали горнопромышленники Царства Польского (владельцы заводов в угольно-металлургическом Домбровском районе Привислинского края) и Урала, а Контора железозаводчиков в Петербурге стала постоянной совещательной организацией хозяев из всех региональных центров черной металлургии в стране.
Промышленный подъем Юга России обусловил возникновение в регионе электропромышленности на германские капиталы – компания Сименсов открыла свои представительства в Одессе, Екатеринославе, Харькове, Ростове-на-Дону. Горнопромышленники Юга способствовали также организации в Петербурге Общества горных инженеров (1886 г.).
К началу денежной реформы Витте горнозаводской Юг России почти догнал, а после нее, благодаря притоку иностранных инвестиций, – стремительно перегнал Урал по выплавке чугуна (в 1899 г. – 82,6 млн пудов против 45 млн; в 1904 г. – 110,6 млн против 40 млн), превратившись в новый центр тяжелой промышленности Российской империи. Благодаря южнороссийским заводам, выплавка чугуна в России к 1900 г. превзошла показатели Франции (отставала в четыре раза в 1880 г.) и вдвое – в Австро- Венгрии (хотя в ней добывалось в 2,5 раза больше угля).
Российский нефтяной бум
Понятие "Юг России" иногда расширяли включением Закавказья. Восточная часть этого региона к 1900 г. превратилась в центр самой динамичной отрасли российской промышленности – нефтяной. Московский инженер В. Рагозин организовал в Нижегородской губернии заводы для переработки бакинской нефти в смазочные масла, снискавшие экспортный успех. Но вскоре "Товарищество БраНобель", которому содействовали не только шведский капитал, но и германские банки, внедрило форсунки, позволявшие быстро и в больших количествах получать керосин, а остатки переработки (мазут) использовать как топливо. Нобели внедрили и первое в мире нефтеналивное судно "Зороастр" (1878 г.). Главными конкурентами Нобелей в бакинской нефтедобыче стали парижские Ротшильды, уполномочившие одессита М. Эфруси представлять их интересы в "Каспийско-Черноморском нефтяном товариществе". Оно внедрило вагоны-цистерны для провоза нефтепродуктов по новой железной дороге Баку – Битум (1883 г.). Позже рядом с ней по проекту великого русского инженера В. Г. Шухова был проложен керосинопровод Баку – Батум (1907 г.). Нефтеносные скважины и массовый спрос на керосин обогатили также представителей армянской торговой диаспоры во главе с А. Манташевым (председателем правления Тифлисского коммерческого банка), азербайджанских татар М. Нагиева и Г. Тагиева, купца из московских старообрядцев С. Шибаева. Еще более пестрым был состав рабочих на нефтепромыслах – свыше 20 национальностей; Баку стал самым "космополитичным" городом в Российской империи.
Нефтепромышленники Бакинского района, как и горнопромышленники Юга России, также стали проводить свои съезды, подготовившие образование Союза бакинских керосинозаводчиков (1894 г.). По существу Союз представлял собой картель, распределивший сферы сбыта между тремя крупнейшими производителями нефтепродуктов: "Бранобель" и "товарищество" Ротшильдов поделили рынки России и Европы, а группе Манташева достались восточные рынки.