Положительные эмоции, вызванные СМК
Проанализируем процесс возникновения положительных эмоций, вызванных СМК. Как мы говорили, большинство людей используют СМК именно с целью получения удовольствия – и вероятно, они этой цели достигают. Однако этот факт мог бы привести к выводу, что в СМК доминируют лишь комедии и развлекательные передачи – но это не так. Почему же многие люди с целью "развлечения" выбирают далеко не самые веселые и позитивные продукты массовых коммуникаций?
Одна из теорий, пытающихся объяснить этот факт, заключается в том, что люди с помощью продукции СМК регулируют свое эмоциональное состояние (теория эмоционального баланса). Они стремятся достичь некоего эмоционального баланса: при излишнем возбуждении они пытаются снизить его с помощью спокойных, расслабляющих передач, а при недостатке эмоциональной стимуляции – напротив, повысить эмоциональный тонус с помощью динамичных программ (табл. 3.1).
Таблица 3.1
Регуляция эмоционального состояния с помощью СМК
Эмоциональное состояние |
Выбор развлекательной передачи |
Напряжение, возбуждение |
Спокойные, расслабляющие программы |
Скука, грусть, плохое настроение, недостаток активации |
Динамичные программы, комедии |
Исследования показали, что люди часто используют комедии для поднятия настроения. Если же настроение хорошее, им не нужны такие передачи. Недостаток эмоциональной стимуляции в реальной жизни – скучная, бессобытийная рутина – способствует тому, что люди выбирают более динамичные передачи и фильмы, полные событий и приключений. Возможно, это объясняет привязанность домохозяек и пенсионеров к телесериалам – они наполняют их жизнь событиями и эмоциями, а также темами для обсуждения. Если же жизнь человека насыщена событиями и эмоциями (например, во время заграничной поездки), то он вообще перестает пользоваться продукцией СМИ, даже при наличии в номере кабельного телевидения с множеством каналов.
Однако, не все люди любят смотреть комедии. Некоторые комедии могут включать компонент уничижения героя (особенно такие, в которых высмеиваются физические недостатки героя, его неловкость, герой оказывается в неловких ситуациях или его высмеивают). Поэтому люди, которых часто дразнили или над которыми подшучивали сверстники, не любят смотреть такие фильмы.
В некоторых случаях, напротив, люди выбирают продукцию СМК, созвучную их настроению: грустный человек включает грустную музыку, а рассерженные мужчины выбирают фильмы со сценами жестокости, т.е. люди в таких ситуациях выбирают медиапроизведения, подпитывающие их эмоции (теория эмоциональной подпитки). Возможно, такой выбор опосредован когнитивными факторами: в некоторых случаях человек считает, что поддержание данной эмоции будет для него по каким-либо причинам полезно, например, чтобы отомстить обидчику.
Развлечения в СМК
Развлекательные медиапроизведения рассматриваются как сообщения, направленные на получение удовольствия. В основе развлекательного медиа- произведения лежит действо – одно из древнейших способов ритуализации и структурирования жизни человека. В древности театрализованные действа обеспечивали человеку отдых и веселье, заполняя свободное от работы время. Ритуальные действа помогали поддерживать человеческую общность и примириться с неизбежной смертью. Появление и развитие средств массовых коммуникаций позволило значительно расширить возможности использования действа в жизни человека. Однако остается дискуссионной проблема нравственной ценности медиаразвлечений. В Средние века развлечения считались греховными и наказывались. В настоящее время периодически возникают скандалы вокруг содержания тех или иных медиапроизведений, которые подвергаются осуждению общественности или отдельных социальных групп, и даже запретам. Например, фильм "Лолита" (США – Франция, 1997 г), показывающий эротические сцены с несовершеннолетней, был запрещен в некоторых штатах США, фильм "Прирожденные убийцы" (США, 1994) с шокирующими кадрами жестокости и ругани был запрещен в Великобритании. Чаще всего запрещаются или осуждаются медиапроизведения, содержащие сцены эротики или насилия, а также ранящие религиозные чувства верующих.
Пример из практики. В 2012 г. вспыхнул скандал в отношении фильма, произведенного в США о жизни пророка Мухаммеда "Невинность мусульман". Этот фильм вызвал войны протеста в мусульманских странах: Египте, Ливии, Судане, Пакистане, Афганистане. В других странах произошли массовые беспорядки в связи с демонстрацией этого фильма. В России фильм был запрещен к демонстрации.
Газета "Аргументы и факты" (18.09.2012) писала:
"Мусульман в картине возмутил образ пророка Мухаммеда, который показан грубым и жестоким убийцей и гомосексуалистом. Такими же показаны и его последователи. В ленте также говорится, что автором Корана был вовсе не пророк, а одна из его жен – Хадиджа.
Позднее актеры и режиссер фильма Алан Робертс в специальном обращении заявили, что работали над малобюджетной исторической картиной “Воин пустыни”, где о пророке Мухаммеде не было никаких упоминаний. По их словам, продюсер Сэм Бэссил перемонтировал и переозвучил исходный материал, создав “Невинность мусульман”. После этого власти США установили настоящее имя продюсера, им оказался ранее судимый за мошенничество предприниматель Накула Бэссли Накула.
Отметим, что Генпрокуратура приняла решение о запрете фильма через несколько часов после того, как к этому ее призвал сенатор Руслан Гаттаров. Он потре6овал проверить фильм на наличие признаков экстремизма. В профильном комитете Госдумы парламентарии также призвали правительство не допустить показа на территории РФ антиисламского фильма. По этому поводу в комитете решили обратиться в Министерство культуры".
Что двигало предприимчивым продюсером? Очевидно, желание привлечь внимание к своему малобюджетному продукту, вызвать резонанс. Журналисты и кинопродюсеры хорошо знают, что секс, насилие и нарушение моральных и религиозных норм – основные "крючки" привлечения внимания зрителей. Однако где та граница, которая отделяет нашумевшее произведение, признаваемое шедевром, от порнографического или экстремистского продукта, вызывающего возмущение масс?
Несмотря на дискуссии вокруг развлекательной продукции СМК, она остается наиболее востребованной зрительской аудиторией. Попробуем разобраться в причинах и механизмах привлекательности таких продуктов СМК.
Восприятие юмора. Особая тема для исследований – восприятие юмористических передач. Почему определенные слова или сюжеты вызывают у людей смех? Почему для одних людей одна и та же шутка кажется смешной, а другая – нет? Создатели юмористических передач и комедий много работают над этой проблемой.
Одну из первых теорий юмора предложил 3. Фрейд. В его интерпретации юмор возникает в результате конфликта сознательного и бессознательного и является способом сублимации сексуальной энергии.
Для того чтобы фраза была воспринята как шутка, в ней должна быть некая несуразность, противоречие, основанное или па игре слов, или на контексте. Без понимания ситуативного контекста шутка не будет понята. Понимание, осознание этого противоречия рождает катарсическое освобождение от напряжения – и, как следствие, смех.
Пример из практики. Значение контекста хорошо видно при использовании некогда популярного теста ТЮФ (теста юмористических фраз). Например, такая фраза как "“Не хлебом единым жив человек!” – кричали возбужденные покупатели в очереди за мясом" сейчас воспринимается совсем не так, как в 1980–1990-е гг. тотального дефицита, а молодым людям и вообще не очень понятно, в чем здесь юмор. В то же время, шутки на "вечные" темы типа "Без женщин жить нельзя на свете – тем более в темноте" воспринимаются одинаково во все времена.
По-видимому, восприятие юмора обусловлено рядом переменных, например, особенностями культуры или реакцией других людей (рис. 3.7). Так, в одних культурах шутки па тему физиологических отправлений воспринимаются как смешные, в других – как неприличные. Смех окружающих людей как реакция на шутку способствует тому, что шутка кажется смешнее. Знания также обусловливают восприятие юмора. Многие респонденты не понимают фразу из того же теста ТЮФ: "Стояла тихая Варфоломеевская ночь" из-за незнания истории. Потребности и мотивы также обуславливают восприятие юмора: человек, пришедший в кинотеатр на комедийный фильм, настроен на то, чтобы повеселиться, и ему, скорее всего, действительно будет смешно. Часто неосознаваемые и вытесняемые мотивы находят свою разрядку через юмор, согласно теории Фрейда – именно поэтому шутки на тему секса популярны во все времена и у всех народов.
Рис. 3.7. Модель восприятия юмора
Процесс восприятия юмора можно рассматривать с точки зрения механизма восприятия драмы. Наличие противоречия между элементами фразы или рассказа (фильма), особенно в случае так называемых "злых шуток", когда герой в отместку подшутил над обидчиком, приводит к переживанию катарсиса в результате развязки – разрешения противоречия, в результате чего зритель чувствует облегчение и смеется. Так как юмор снимает напряжение и привлекает внимание, он часто используется и в неюмористических передачах с целью убеждения или поддержания внимания слушателей. Люди обычно получают удовольствие от восприятия юмора и более позитивно относятся к коммуникатору, использующему юмор.
Спортивные передачи как развлечение. Спортивные передачи используются множеством людей как развлечение. Но почему наблюдение за спортивными соревнованиями вызывает такие сильные чувства у людей?
Для объяснения эмоционального воздействия спортивных передач используются следующие теории:
• теория катарсиса (сублимации) агрессии: согласно психоаналитической модели, спорт – это способ сублимации агрессии, соответственно просмотр спортивных передач, особенно командных (таких как футбол, хоккей) способствует катарсическому освобождению от агрессивных импульсов у зрителей. Вот почему спортивные передачи больше любят мужчины, уровень агрессивности у которых выше благодаря тестостерону. На эмпирическом уровне, однако, теорию катарсиса пока не удалось подтвердить;
• "диспозиционная теория спортивного фанатизма" предложена Д. Зиллманном и коллегами[1]: та же диспозиционная модель драмы, которая была рассмотрена ранее, может быть использована для объяснения воздействия спортивных передач: при выигрыше "своей" команды болельщик испытывает позитивные эмоции, при проигрыше – негативные, и наоборот: при выигрыше "вражеской" команды эмоции будут негативные, при проигрыше – позитивные. В исследованиях была также отмечена связь восприятия спортивной передачи с динамикой самооценки болельщика: если любимая команда выигрывала, самооценка болельщика повышалась, если проигрывала – самооценка понижалась. Это говорит о наличии идентификации болельщика с любимой командой. Чем больше человек знает о команде и чем больше он заинтересован в ее победе, тем более сильные он испытывает чувства при ее победе или проигрыше.
Факторы, обусловливающие степень эмоциональной реакции на спортивную передачу:
1) степень неизвестности исхода борьбы (матча): чем выше неизвестность, тем сильнее напряжение, и поВперед разрядка приносит больше удовольствия;
2) степень риска, на который идут спортсмены: экстремальные виды спорта вызывают сильные эмоции даже у зрителей, которые случайно оказались перед телевизором – по-видимому, включаются идентификация и эмпатия, а также страх за жизнь спортсмена;
3) степень воспринимаемого конфликта: более сильные эмоции вызывают такие соревнования, в которых счет почти равный и победитель до конца неизвестен;
4) гендерные различия: женщины получают большее удовольствие от эстетических видов спорта с низкой степенью агрессии (фигурное катание, художественная гимнастика), тогда как мужчины предпочитают именно напряженные виды спорта с высокой степенью агрессии и риска (бокс, футбол).