Положения об установлении мер по недопущению возникновения конфликта интересов
Практика показывает, что конфликт интересов проявляется по-разному в зависимости от сферы деятельности. Правительство РФ приняло постановления по урегулированию конфликта интересов, для начала, в сфере накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, а также в отношении должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, вовлеченных в процесс регулирования, контроля и надзора в сфере обязательного пенсионного страхования, должностных лиц Пенсионного фонда РФ и членов Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений.
В дополнение к Федеральному закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в этих постановлениях введен ряд основополагающих положений, позволяющих более обстоятельно охарактеризовать данный закон. В частности, здесь даны очень важные, с точки зрения конфликтологии, категории "материальная выгода", "личная выгода" и "предконфликтная ситуация". Поскольку эти два документа имеют идентичный характер, то вполне возможен анализ лишь одного из них.
Так, в положении о жилищном обеспечении военнослужащих говорится, что материальная выгода - это экономическая выгода в денежной или натуральной форме, которую можно оценить и определить в качестве дохода в соответствии с налоговым законодательством РФ. В отличие от нее, личная выгода, не являющаяся материальной выгодой, выражается в достижении лицом очевидных личных целей, даже если такая выгода не привела к получению материальной выгоды. При этом следует сказать, что не являются личной выгодой повышение по службе и объявление благодарности.
Предконфликтная ситуация складывается тогда, когда у должностных лиц и членов Совета по инвестированию накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих при осуществлении ими своей профессиональной деятельности возникает конфликт интересов. Подобное положение возможно в тех случаях, когда указанные лица или их близкие родственники:
а) в течение последних 12 месяцев состояли в трудовых или гражданско-правовых отношениях с юридическими лицами, принимающими участие в конкурсе по отбору специализированного депозитария и управляющих компанией для заключения с ними уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих;
б) владеют долями в капитале, паями, акциями, облигациями и иными ценными бумагами, эмитентами которых являются юридические лица, принимающие участие в конкурсе и (или) являющиеся субъектами отношений по формированию, инвестированию и использованию накоплений в соответствии с законодательством РФ и их аффилированные (приближенные) лица. Из этого правила, естественно, выпадают государственные гражданские служащие - собственники ценных бумаг, передавшие их в доверительное управление в соответствии с законодательством РФ о государственной гражданской службе;
в) получили в течение последних 12 месяцев вознаграждения (денежную плату, призы, подарки, скидки, безвозмездные услуги и т.п.) и (или) иную выгоду от юридических лиц, принимающих участие в конкурсе и (или) являющихся субъектами отношений по формированию, инвестированию и использованию накоплений в соответствии с законодательством РФ, и их аффилированных лиц;
г) имеют обязательства имущественного характера в отношении юридических лиц, принимающих участие в конкурсе и (или) являющихся субъектами отношений по формированию, инвестированию и использованию накоплений в соответствии с законодательством РФ, и их аффилированных лиц.
По последним двум случаям ("в" и "г") исключение составляют уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, а также федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Должностные /ища и члены Совета обязаны ежегодно информировать (в письменной форме) о наличии или отсутствии предконфликтной ситуации с их участием соответственно руководителя уполномоченного федерального органа исполнительной власти или председателя Совета в срок, установленный для представления государственными гражданскими служащими сведений о доходах, а новые члены Совета -при их включении в состав Совета. Указанные лица обязаны сообщать о возникновении предконфликтной ситуации с их участием в 10-дневный срок с даты ее возникновения.
Если должностное лицо сообщило о возникновении предконфликтной ситуации, руководитель соответствующего уполномочено федерального органа исполнительной власти принимает меры по недопущению возникновения конфликта интересов, связанного с осуществлением должностным лицом соответствующих полномочий. Им принимаются меры, во-первых, по усилению контроля за исполнением должностным лицом его профессиональной деятельности, в ходе которого может быть урегулирован конфликт интересов, а, во-вторых, по исключению возможности принятия должностным лицом единоличных решений по вопросам, с которыми связан конфликт интересов.
В случае, если принимаемые меры не позволяют предотвратить конфликт интересов, руководителем уполномоченного федерального органа исполнительной власти или представителем указанного руководителя или лицом, выполняющим полномочия нанимателя, принимается решение об отстранении должностного лица от исполнения должностных обязанностей, в ходе которых может быть реализован конфликт интересов.
Если руководитель уполномоченного федерального органа исполнительной власти не принял меры по недопущению возникновения конфликта интересов, к нему применяется дисциплинарное взыскание в соответствии с законодательством РФ. Когда стороной конфликта интересов является либо может явиться сам руководитель уполномоченного федерального органа исполнительной власти, в отношении его принимаются меры в соответствии с законодательством РФ.
При обнаружении предконфликтной ситуации, о которой должностное лицо знало, но не сообщило руководителю соответствующего уполномоченного федерального органа исполнительной власти, к этому должностному лицу применяется дисциплинарное взыскание в соответствии с законодательством РФ.
Выявление и урегулирование конфликта интересов в отношении должностных лиц осуществляются комиссией по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, образуемой в соответствии с Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти. Что касается должностных лиц, являющихся военнослужащими, то подобные операции осуществляются на основании соответствующих федеральных законов о государственной службе.
Если член Совета сообщил о возникновении предконфликтной ситуации, Советом принимаются меры по недопущению возникновения конфликта интересов на ближайшем заседании. Каждый член Совета до начала рассмотрения вопросов, включенных в повестку дня, обязан заявить об отсутствии возможности возникновения конфликта интересов с его участием при принятии решений по вопросам повестки дня. Заявления членов Совета заносятся в протокол заседания Совета.
В случае, если в Совет поступила информация о наличии или возникновении предконфликтной ситуации в отношении члена Совета (заявления других членов Совета, информация третьих лиц или материалы, опубликованные в средствах массовой информации), председатель Совета выносит решение о проведении проверки такой информации.
Член Совета, в отношении которого поступила указанная информация, по решению Совета может быть отстранен от участия в рассмотрении вопросов и принятии решений, в которых может быть реализован конфликт интересов, до принятия решения по результатам проверки. В случае, если такая информация поступила в отношении председателя Совета, члены Совета ставят на голосование предложения о проведении проверки поступившей информации и о временном ore гранении председателя Совета от исполнения его обязанностей до принятия решения по результатам проверки.
Обеспечение сбора материалов, подтверждающих либо опровергающих информацию о наличии или возникновении предконфликтной ситуации, возлагается на председателя Совета, а в случае поступления указанной информации в отношении председателя Совета - на его заместителя. Член Совета вправе дать объяснения по фактам, изложенным в заявлении других членов Совета, информации третьих лиц либо в материале, опубликованном в средствах массовой информации. Объяснения члена Совета представляются в письменной форме.
Совет рассматривает на заседании материалы, подтверждающие либо опровергающие информацию о наличии или возникновении предконфликтной ситуации, и принимает одно из следующих решений: 1) в рассматриваемом случае отсутствует возможность реализации конфликта интересов, 2) в рассматриваемом случае содержится возможность реализации конфликта интересов, 3) конфликт интересов уже реализован.
В случае, если информация о наличии или возникновении предконфликтной ситуации будет признана достоверной, а также, если член Совета сообщил о наличии предконфликтной ситуации, Совет принимает решение, прежде всего, рекомендовать указанному члену Совета воздержаться от рассмотрения вопросов и (или) участия в голосовании тогда, когда он может явиться стороной в конфликте интересов, или внести в Правительство РФ предложение об изменении состава Совета в связи с исключением указанного члена Совета из состава Совета, если предконфликтная ситуация носит длительный характер, либо конфликт интересов уже реализован. Длительной признается предконфликтная ситуация, при которой указанному члену Совета было рекомендовано не менее двух раз в течение 12 месяцев воздержаться от рассмотрения вопросов и (или) участие в голосовании в случае, когда он может явиться стороной в конфликте интересов. Если член Совета (председатель Совета) не воздержится от участия в голосовании, его голос не засчитывается.
Информация о результатах проверки, проведенной в отношении члена Совета (председателя Совета), и о принятых мерах публикуется в средствах массовой информации.