Половое воспитание

Под половым воспитанием подразумевается процесс формирования у родителей и детей правильного отношения к вопросам пола с использованием разнообразных медико-психологических средств. Его сущность – половая идентификация, т.е. формирование человека мужского пола – по мужскому типу, женского пола – по женскому типу. Половое воспитание должно помочь человеку находить и реализовывать свою индивидуальность в возвышенном, благородном, гуманном, но не в вульгарном, низменном и своевольном. Важным аспектом полового воспитания является воспитание чувства любви. Человек, который не научился любить родителей, Родину, свой народ, эгоистичен и, как правило, легко меняет свои привязанности, непостоянен в половых отношениях. А. С. Макаренко в свое время писал: "Любовь неполовая – дружба, опыт этой любви-дружбы, переживаемый в детстве, опыт длительных привязанностей к отдельным людям... все это самый лучший метод воспитания высоко общественного отношения к женщине-другу. А без такого отношения дисциплинировать и обуздать половую сферу вообще очень трудно". И далее: "...чем шире область этой неполовой любви, тем благороднее будет и любовь половая"[1]. В самом деле, если мальчик не умеет дружить с мальчиком – строить отношения на равных, идти на компромисс, проявлять заботу и внимание – он скорее всего не найдет языка и с девочкой.

Половое воспитание призвано содействовать выработке таких установок личности, которые обеспечивали бы, во-первых, сохранение личного здоровья в широком понимании; во-вторых, создание полноценной здоровой семьи; в-третьих, способность учитывать и уважать специфические половые особенности партнера.

Половое воспитание начинается сразу после рождения и продолжается в течение всей жизни, в старших возрастах переходя преимущественно на самовоспитание, в основе которого лежит стремление ребенка быть более взрослым. Формирование правильного понимания своей половой принадлежности должно наполняться социально ценным ОГЛАВЛЕНИЕм. Иначе говоря, начиная с детских лет ребенок должен получать четкие представления о том, какими должны быть настоящий мужчина и настоящая женщина. В. А. Сухомлинский в этой связи подчеркивал: "Воспитание настоящих мужчин и настоящих женщин начинается с формирования гражданского ядра личности"[2]. В частности, он называл три вещи, которые необходимо утверждать в мальчиках и юношах: долг мужчины, ответственность мужчины, достоинство мужчины. В процессе воспитания молодым людям должны прививаться навыки общения, уважение к представителям противоположного пола, так как именно неумение общаться с представителями другого пола ведет порой к хулиганству, употреблению спиртного ("для храбрости"), насилию. Немаловажное значение в половом воспитании имеет раскрытие связи и преемственности поколений, формирование понятия хорошей полноценной семьи.

В литературе до сих нор продолжаются споры на тему, следует ли объяснять вопросы пола детям. Большинство медиков, психологов и педагогов соглашаются с тем, что такие разъяснения необходимы. Задача сообщения знаний по вопросам пола состоит в том, чтобы дать им необходимую информацию по вопросам половой жизни, ее гигиеническим и медицинским аспектам, вопросам деторождения, не вызывая в то же время преждевременного возбуждения полового влечения. Польский сексолог Казимир Имелинский в 1960-х гг. сформулировал принципы полового просвещения детей и полового воспитания молодежи в период полового созревания.

Принципы полового просвещения детей. Говоря о разъяснении вопросов пола детям, Имелинский выделяет четыре основных принципа.

1. Продолжительность: разъяснения нельзя ограничить одной беседой, они должны начинаться, когда ребенок сам станет задавать вопросы, касающиеся половой жизни (3–4 года). Обычно эти вопросы связаны с тем, откуда он появился. Еще до наступления половой зрелости (12–14 лет) дети должны получить необходимую информацию.

2. Правдивость: разъяснение должно быть правдивым, лживые ответы приводят к разжиганию еще большего интереса к вопросам пола, а заодно недоверию детей к другой информации, получаемой от взрослых.

3. Индивидуальность разъяснений: это не означает, что ребенка надо отвести в сторону и с глазу на глаз беседовать с ним. В этом случае может возникнуть впечатление, что затронутая тема "постыдна", "щекотлива" и т.д. Стало быть, другие дети могут тоже присутствовать, однако не следует специально организовывать групповые беседы, особенно с младшими детьми.

Если ребенок случайно оказался среди взрослых, обсуждающих половые вопросы, не следует его удалять и прерывать беседу, ее нужно приспособить к уровню развития ребенка и какое-то время продолжать, чтобы избежать подозрений ребенка, который угадывает "щекотливость" половых проблем, их "неестественность", и отвести от них внимание.

4. Соответствие разъяснений уровню физического и психического развития ребенка: отвечать на "детские" вопросы надо сразу, как только вопрос задан, главное – не выходить за рамки заданного вопроса.

Швейцарский психоаналитик К. Г. Юнг[3] пришел к выводу, что более раннее, чем обычно, откровенное объяснение разгружает фантазию и тем самым препятствует развитию. Вообще Юнг не был приверженцем полового просвещения, тем не менее, анализируя поведение наблюдаемых им детей, отмечал, что половое просвещение детям не повредило, они развивались здоровыми и нормальными. Разумеется, Юнг не советует родителям давать ложные объяснения, но и навязывание гипотезы, дающей верную трактовку, также кажется ему малополезным, поскольку это подавляло бы свободу в развитии мышления[4]. Вывод Юнга еще раз убеждает в том, что в воспитании нет автономных сфер. В частности, промахи в половом просвещении (поспешность и однозначность конкретности) негативно влияют на развитие мышления, тормозят его.

Принципы полового воспитания молодежи в период полового созревания, по К. Имелинскому, следующие[5].

1. Принцип невозбуждения полового влечения. В основе этого принципа лежит тезис, согласно которому половую жизнь не следует начинать до полного физического созревания. Чтобы этот принцип реализовать, необходимо избегать соблазнов сексуального характера, способствовать тому, чтобы дети и подростки много двигались, "разряжались" в играх, развлечениях и различных видах спорта. В одиночестве, когда активность юного человека не направлена на конкретное дело, она часто находит выход в действии сексуального характера. Однако "отсрочка" имеет свои границы. Рано или поздно половое влечение достигнет полной силы, и удержать или затормозить его с помощью воспитания будет невозможно и не нужно.

2. Необходимость известной сдержанности в половой жизни. Половой инстинкт обладает большой силой, поглощая любые излишки энергии организма, не использованные другими путями, поэтому его необходимо ограничивать, чтобы обозначить соответствующее место полового влечения в развитии личности.

Отметим, что К. Г. Юнг считал половой инстинкт лишь одним из нескольких инстинктов человека, тогда как

З. Фрейд[6] придавал ему ведущее, всеобъемлющее значение. Стало быть, можно и нужно поставить половое влечение в зависимость от интеллекта: человек именно этим отличается от животных, у которых половое влечение регулируется исключительно инстинктами.

3. Сублимация полового влечения. Сублимация (термин 3. Фрейда) означает переключение половой энергии в другую полезную деятельность, имеющую практическую ценность: спорт, творчество и т.п. Надо только, чтобы эта деятельность захватывала человека целиком и полностью, а нс являлась эпизодической.

4. Воспитание методом совместного обучения. В школах совместного обучения эротические интересы начинают проявляться годом или двумя позднее, чем в женских и мужских учебных заведениях, да и выражены они не так сильно, если налажено нормальное, полноценное товарищеское взаимодействие мальчиков и девочек.

Однако половое воспитание недостаточно ограничивать сферой интимных отношений, оно неразрывно связано со всеми другими направлениями воспитательной работы. Поэтому справедливо рассматривать его в более широком контексте, как это делал, в частности, выдающийся педагог и психолог Π. П. Блонский[7], который еще в 1920 г. писал, что творческий, здоровый труд, юношеский идеализм и деловое уважение к человеку – лучшие средства полового воспитания.