Полномочия в сфере физической культуры и спорта
Физическая культура и спорт – одно из основных средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания работоспособности человека, воспитания патриотизма граждан, профилактики распространения наркомании среди детей и подростков.
Обеспечение условий для развития физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий – вопрос местного значения, общий для всех муниципальных образований. Полномочия органов местного самоуправления по его решению раскрываются в Федеральном законе от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".
Согласно Закону под спортом понимается сфера социальнокультурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним. Массовый спорт – часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическое развитие граждан посредством проведения организованных и (или) самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях. В свою очередь, физическая культура – это часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.
Законодательство о физической культуре и спорте основывается на следующих принципах:
1) обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения;
2) единство нормативной правовой базы в области физической культуры и спорта на всей территории РФ;
3) сочетание государственного регулирования отношений в области физической культуры и спорта с саморегулированием таких отношений субъектами физической культуры и спорта;
4) установление государственных гарантий прав граждан в области физической культуры и спорта;
5) запрет на дискриминацию и насилие в области физической культуры и спорта;
6) обеспечение безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом, а также участников и зрителей физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
7) соблюдение международных договоров РФ в области физической культуры и спорта;
8) содействие развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и других групп населения, нуждающихся в повышенной социальной защите;
9) взаимодействие федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления со спортивными федерациями;
10) непрерывность и преемственность физического воспитания граждан, относящихся к различным возрастным группам;
11) содействие развитию всех видов и составных частей спорта с учетом уникальности спорта, его социальной и образовательной функций, а также специфики его структуры, основанной на добровольной деятельности его субъектов.
В целях решения вопросов местного значения но обеспечению условий для развития на территориях муниципальных образований физической культуры и массового спорта, организации проведения официальных физкультурных мероприятий, физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований к полномочиям органов местного самоуправления относятся:
1) определение основных задач и направлений развития физической культуры и спорта с учетом местных условий и возможностей, принятие и реализация местных программ развития физической культуры и спорта;
2) популяризация физической культуры и спорта среди различных групп населения;
3) организация проведения муниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, а также организация физкультурно-спортивной работы по месту жительства граждан;
4) утверждение и реализация календарных планов физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований;
5) организация медицинского обеспечения официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований;
6) содействие обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении на территориях муниципальных образований официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
7) осуществление иных установленных в соответствии с законодательством РФ и уставами муниципальных образований полномочий.
Вместе с тем органы местного самоуправления в порядке решения вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, имеют право утверждать порядок формирования спортивных сборных команд муниципальных районов и городских округов, осуществлять их обеспечение; участвовать в организации и проведении межмуниципальных, региональных, межрегиональных, всероссийских и международных спортивных соревнований и учебно-тренировочных мероприятий спортивных сборных команд РФ и спортивных сборных команд соответствующего субъекта РФ, проводимых на территориях муниципальных образований; оказывать содействие субъектам физической культуры и спорта, осуществляющим свою деятельность на территориях муниципальных образований.
В некоторых муниципальных образованиях создаются специальные структурные подразделения органов местного самоуправления, отвечающие за развитие на подведомственной территории физкультуры и спорта. Так, например, в администрации города Калининграда создана межведомственная комиссия по развитию массовой физической культуры и спорта, являющаяся постоянно действующим коллегиальным совещательным органом. Она формируется из представителей администрации города и окружного Совета депутатов. В состав комиссии могут включаться также представители других органов, организаций, предприятий, учреждений и общественных объединений по согласованию с их руководителями. Основной целью деятельности комиссии является создание условий для укрепления здоровья населения города путем развития инфраструктуры спорта, популяризации массового и профессионального спорта и приобщения различных слоев населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Комиссия готовит рекомендации по разработке программы развития массовой физической культуры и спорта; по обеспечению условий для развития на территории города физической культуры и спорта; по организации проведения на территории города официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий; по созданию условий для формирования и реализации потребностей в здоровом образе жизни населения города; по привлечению широких масс населения, прежде всего детей и подростков, к систематическим занятиям физической культурой и спортом; по формированию, содержанию и эффективному использованию муниципальной спортивной базы, развитию инфраструктуры для занятий массовым спортом как в образовательных учреждениях, так и по месту жительства. В Новосибирске аналогичные задачи решает координационный Совет по развитию физической культуры и спорта, а в Екатеринбурге – Управление по развитию физической культуры, спорта и туризма Администрации города Екатеринбурга.