Полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия
Полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия могут быть рассмотрены в зависимости от того, в какой стадии досудебного производства – возбуждения уголовного дела или предварительного расследования – они реализуются.
В стадии возбуждения уголовного дела прокурор уполномочен проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК). Статьей 140 УПК установлено, что сообщение о преступлении как повод к возбуждению уголовного дела может быть выражено в форме заявления, явки с повинной, в форме рапорта об обнаружении преступления, а также постановления прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.
Пунктом 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ предусмотрено полномочие прокурора выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства. Если в результате проверки сообщения о преступлении было принято решение о возбуждении уголовного дела, то в соответствии с ч. 4 ст. 146 УИК копия постановления следователя, руководителя следственного органа о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору.
Далее в ч. 4 ст. 146 УПК РФ указано, что "в случае, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление". Необходимо отметить, что прокурор имеет право отменять постановление о возбуждении уголовного дела, вынесенное как дознавателем, так и следователем, и руководителем следственного органа. Кроме того, в ч. 4 ст. 146 УПК РФ указано, что прокурор вправе отменить постановление о возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента получения материалов (а не копии постановления о возбуждении уголовного дела). Это означает, что прокурор вправе требовать представления ему для проверки материалы, на основании которых было принято процессуальное решение о возбуждении уголовного дела.
В соответствии с изменениями, внесенными в УПК Федеральным законом от 05.06.2007 № 87-ФЗ, сам прокурор не возбуждает уголовное дело. Это, но мнению законодателя, было вызвано необходимостью отделения надзора за исполнением законов при расследовании преступлений от самого расследования. Однако согласно п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК, как отмечалось выше, прокурор вправе выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства. Этим полномочием прокурор пользуется как при выявлении признаков преступления в ходе общенадзорных проверок, так и при проверке законности рассмотрения органами дознания и органами предварительного следствия сообщений о преступлениях. По материалам, поступившим с постановлением прокурора, следователь или дознаватель принимают решение в порядке ст. 145 УПК, а прокурор осуществляет надзор за законностью этого решения.
Полномочия прокурора по надзору за законностью и обоснованностью отказа в возбуждении уголовного дела следователем или руководителем следственного органа определяет ст. 148 УПК. Закон устанавливает, что копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела должна быть направлена прокурору в течение 24 часов с момента его вынесения. Это означает, что прокурор также незамедлительно должен проверить законность и обоснованность отказа в возбуждении уголовного дела.
Для этого прокурор вправе не только ознакомиться с копией постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, но и изучить материал проверки следователем сообщения о преступлении. Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор в течение пяти суток с момента получения материалов проверки сообщения о преступлении отменяет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительной проверке, которое вместе с указанными материалами направляет руководителю следственного органа.
Полномочия прокурора в стадии предварительного расследования по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия отличаются от полномочий по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания. Во втором случае полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания, как это видно из содержания предыдущего параграфа, носят ярко выраженный властно-распорядительный характер. По отношению же к органам предварительного следствия эти полномочия установлены законодателем с учетом необходимости соблюдения процессуальной самостоятельности следователя и расширения полномочий руководителя следственного органа по руководству следствием. Однако и в этом случае полномочия прокурора не утрачивают властный характер.
Так, прокурор вправе требовать от следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия (п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК). При несогласии следователя с требованиями прокурора руководитель следственного органа предоставляет прокурору об этом информацию. Прокурор имеет право рассматривать эту информацию и принимать по ней решение, в том числе о направлении через вышестоящего прокурора требования об устранении нарушений федерального законодательства вышестоящему руководителю следственного органа (и. 7 ч. 2 ст. 37 УПК). При несогласии последнего с требованиями прокурора заместитель Генпрокурора РФ вправе направить требование об устранении нарушений федерального законодательства Председателю Следственного комитета РФ или руководителю следственного органа федерального органа исполнительной власти (МВД России, ФСБ России, ФСКН России). Если же и ими будет отклонено требование прокурора, окончательное решение будет приниматься Генпрокурором РФ.
Властно-распорядительный характер носят и такие полномочия прокурора, как право:
• изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи (п. 11 ч. 2 ст. 37 УПК);
• передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК;
• изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета РФ с обязательным указанием оснований такой передачи (п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК).
Эти властно-распорядительные полномочия сохраняют роль прокурора как должностного лица, действующего с позиции закона, независимо от ведомственных различий.
Важнейшим является право (и обязанность) прокурора рассматривать жалобы на действия (бездействие) и процессуальные решения следователя и руководителя следственного органа в соответствии со ст. 124 УПК. Право рассматривать жалобы на действия (бездействие) и процессуальные решения следователя в соответствии с изменениями, внесенными в УПК, получил и руководитель следственного органа. Однако право решать, куда направлять жалобу, принадлежит заявителю. Поэтому, если жалоба поступила в прокуратуру, прокурор не вправе пересылать ее руководителю следственного органа, а должен разрешить ее по существу. Признав жалобу подлежащей удовлетворению, прокурор выносит постановление об удовлетворении жалобы и направляет требование об устранении нарушений федерального законодательства руководителю следственного органа либо отменяет постановление руководителя следственного органа, следователя о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, о приостановлении либо прекращении уголовного дела.
Законодатель установил право прокурора участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения иод стражу, залога, домашнего ареста, о продлении срока содержания иод стражей либо домашнего ареста, при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, а также при рассмотрении жалоб в порядке, установленном ст. 125 УПК (п. 8 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).
Необходимо отметить, что участие прокурора в рассмотрении судом ходатайств следователя обязательно в любом случае. Прокурор, участвующий в судебном заседании, не связан позицией следователя и его руководителя и обязан излагать суду свое мнение, руководствуясь лишь требованиями закона.
Изменения, внесенные в УПК Федеральным законом от 28.12.2010 № 404-ФЗ, предоставили прокурору право отменять постановления руководителей следственных органов и следователей о приостановлении и прекращении производства по уголовному делу. Так, в соответствии с ч. 1.1 ст. 211 УПК, признав постановление руководителя следственного органа или следователя о приостановлении производства по уголовному делу незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее 14 суток с момента получения материалов уголовного дела отменяет его, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительному расследованию, которое вместе с материалами уголовного дела незамедлительно направляет руководителю следственного органа.
Признав постановление руководителя следственного органа или следователя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным, прокурор в соответствии с ч. 1 ст. 214 УПК в срок не позднее 14 суток с момента получения материалов уголовного дела отменяет его, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительному расследованию, которое также вместе с материалами уголовного дела незамедлительно направляет руководителю следственного органа. Если постановление руководителя следственного органа или следователя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования вынесено по делу частного обвинения, прокурор вправе его отменить лишь при наличии жалобы заинтересованного лица.
Особо могут быть выделены полномочия прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением.
В соответствии со ст. 221 УПК прокурор или его заместитель обязаны рассмотреть поступившее от следователя уголовное дело в срок не более 10 суток. Этот срок может быть продлен вышестоящим прокурором в случае сложности или большого объема дела до 30 суток.
Статья 221 УПК установила три возможных варианта решения прокурора по делу, поступившему с обвинительным заключением. Признав, что имеются основания для направления дела в суд, прокурор утверждает своей резолюцией обвинительное заключение. В ином случае прокурор праве возвратить уголовное дело следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями. Постановление прокурора о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия может быть обжаловано последним с согласия руководителя следственного органа вышестоящему прокурору, а при несогласии с его решением – Генпрокурору РФ с согласия Председателя Следственного комитета РФ либо руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти). Вышестоящий прокурор в течение 72 часов с момента поступления соответствующих материалов выносит одно из следующих постановлений:
1) об отказе в удовлетворении ходатайства следователя;
2) об отмене постановления нижестоящего прокурора. В этом случае вышестоящий прокурор утверждает обвинительное заключение и направляет уголовное дело в суд.
Таким образом, хотя следователь и руководитель следственного органа вправе не согласиться с постановлением прокурора, возвратившего уголовное дело для производства дополнительного следствия, окончательное решение при обжаловании постановления прокурора будет принимать вышестоящий прокурор вплоть до Генпрокурора РФ. Необходимо также иметь в виду, что обжалование следователем постановления прокурора о возвращении уголовного дела для производства дополнительного следствия не приостанавливает течения сроков содержания обвиняемого под стражей, которые должны быть продлены в порядке ст. 109 УПК.
Если поступившее с обвинительным заключением уголовное дело подсудно вышестоящему суду, прокурор своим по становлением направляет дело вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения (п. 3 ч. 1 ст. 221 УПК). При утверждении обвинительного заключения и направлении уголовного дела в суд прокурор в соответствии с ч. 2.1 ст. 221 УПК вправе возбудить ходатайство перед судом о продлении срока домашнего ареста или содержания обвиняемого под стражей, если этот срок оказывается недостаточным для решения судом вопроса о мере пресечения в отношении обвиняемого на период рассмотрения уголовного дела судом.