Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, не связанные с изоляцией осужденного от общества

Специфика рассматриваемой сферы прокурорского надзора не предполагает использование прокурорами в полном объеме полномочий, о которых говорилось в параграфах 11.3 и 11.6 настоящей главы. Говоря о полномочиях, по выявлению нарушений законов, следует отметить, что посещение большинства поднадзорных прокурору органов и учреждений в нерабочее время невозможно в силу особенностей функционирования таких структур. Исключение составляет исполнение наказания в виде обязательных работ, которое может осуществляться как после окончания основного рабочего времени, так и в выходные дни. Безусловно, прокуроры вправе опрашивать как осужденных, так и должностных лиц поднадзорных органов и учреждений, а также знакомиться с документами, на основании которых осужденные отбывают соответствующий вид наказания, а равно с документами, отражающими характер контроля за осужденными со стороны УИИ, включая приказы, распоряжения и постановления. Важное значение имеет работа с поступающими в органы прокуратуры жалобами осужденных, обращениями иных лиц по поводу нарушений закона, а также прав и свобод осужденных и иных субъектов.

В случае выявления нарушений законов прокуроры применяют традиционные средства реагирования – протест на незаконный правовой акт, который по правилам п. 1 ст. 33 Закона о прокуратуре приостанавливает действие оспоренного прокурором правового документа до его рассмотрения, представление об устранении нарушений законов, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении (ст. 28.4 КоАП РФ), постановление о направлении материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по факту выявленного нарушения уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК). В силу ст. 34 Закона о прокуратуре требования прокурора, адресованные администрациям органов, исполняющих наказания, не связанные с лишением свободы, подлежат обязательному исполнению.

Прокурор при наличии оснований может реагировать посредством направления в суд заявлений и исков.

Полномочий, связанных с согласованием прокурором действий и решений поднадзорных органов, в рассматриваемой сфере не имеется.

Сущность, предмет, пределы прокурорского надзора за исполнением законов администрациями учреждений, исполняющих назначаемые судом принудительные меры медицинского характера

В названии рассматриваемой отрасли прокурорского надзора в качестве поднадзорных объектов фигурируют администрации учреждений, исполняющих назначаемые судом меры принудительного характера. Статьей 97 УК предусмотрено, что принудительные меры медицинского характера (далее – ПММХ) могут быть назначены судом лицам: а) совершившим деяния, предусмотренные статьями Особой части УК, в состоянии невменяемости; б) у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания; в) совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости; г) совершившим в возрасте старше 18 лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего 14-летнего возраста, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости.

Непосредственно к ПММХ относятся: 1) принудительное наблюдение и лечение у врача-психиатра в амбулаторных условиях; 2) принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, общего типа; 3) принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, специализированного типа; 4) принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, специализированного типа с интенсивным наблюдением.

Статьей 104 УК предусмотрено, что в отношении лиц, осужденных за преступления, совершенные в состоянии вменяемости, но нуждающихся в лечении психических расстройств, не исключающих вменяемости, а также лиц, страдающих педофилией, ПММХ исполняются по месту лишения свободы, а в отношении осужденных к иным видам наказаний – в медицинских организациях государственной системы здравоохранения, оказывающих психиатрическую помощь в амбулаторных условиях.

В ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 02.07.1992 № 3185–1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" отражено, что ПММХ применяются в медицинских организациях государственной системы здравоохранения, оказывающих психиатрическую помощь.

Вместе с тем следует отметить, что согласно ч. 2 ст. 18 УИК если во время отбывания наказания в виде лишения свободы будет установлено, что осужденный страдает психическим расстройством, не исключающим вменяемости, которое связано с опасностью для себя или других лиц, администрация учреждения, исполняющего указанный вид наказания, вправе направить в суд представление о применении к такому осужденному ПММХ. То есть речь может идти не о решении суда, изложенном в приговоре, а о последующем решении в процессе отбывания уголовного наказания, инициированном администрацией.

Кроме того, необходимо подчеркнуть, что основанием применения ПММХ являются не только психические расстройства лица, совершившего преступное деяние. Так, в ч. 3 ст. 18 УИК закреплено, что к осужденным к наказанию в виде лишения свободы, больным алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, ВИЧ-инфицированным лицам, а также осужденным, больным открытой формой туберкулеза или не прошедшим полного курса лечения венерического заболевания, учреждением, исполняющим наказание, по решению медицинской комиссии применяется обязательное лечение. В свою очередь п. 3 ст. 54 Федерального закона от 08.01.1998 № З-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" предусмотрено, что на больных наркоманией, находящихся под диспансерным наблюдением и продолжающих потреблять наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо уклоняющихся от лечения, а также на лиц, привлеченных к административной ответственности или осужденных за совершение преступлений к наказанию в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ или ограничения свободы и нуждающихся в лечении от наркомании, по решению суда может быть возложена обязанность пройти лечение от наркомании и могут быть назначены иные меры, предусмотренные законодательством РФ. То есть речь идет о специализированных медицинских организациях, оказывающих помощь больным наркоманией.

Статья 102 УК предусматривает возможность участия У ИИ в продлении, изменении и прекращении применения ПММХ путем обращения с представлением по этому поводу в суд. Частью 13 ст. 16 УИК установлено, что УИИ осуществляют контроль за применением ПММХ в отношении осужденных, страдающих педофилией.

Таким образом, обозначен круг поднадзорных прокурору объектов, где могут осуществляться мероприятия по надзору за исполнением законов в рассматриваемой сфере.

Говоря о предмете надзора, следует прежде всего сослаться на ст. 32 Закона о прокуратуре, согласно которой в сферу внимания прокуроров входят:

– законность нахождения лиц в учреждениях, исполняющих ПММХ. Здесь необходимо подчеркнуть, что в случае с исполнением наказания в виде лишения свободы первичен вопрос о законности нахождения осужденного в соответствующем исправительном учреждении, о чем подробнее изложено в параграфе 11.1 настоящей главы;

– соблюдение установленных законом прав и обязанностей лиц, в отношении которых применяются ПММХ.

Правомерно в контексте предмета надзора упомянуть ч. 3 ст. 45 Закона РФ от 02.07.1992 № 3185–1, определяющую, что надзор за соблюдением законности при оказании психиатрической помощи осуществляется Генпрокурором РФ, прокурорами субъектов РФ и подчиненными им прокурорами, а также ст. 60 Федерального закона от 08.01.1998 № З-ФЗ, установившую, что надзор за исполнением данного законодательного акта осуществляют Генпрокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

Таким образом, по общим правилам пределы надзора в рассматриваемой сфере ограничиваются возможностью прокурора проводить проверки исполнения только законов, которые могут быть реализованы как в плановом, так и во внеплановом порядке в связи с поступившими в орган прокуратуры обращениями о фактах нарушения закона, требующих прокурорского вмешательства. Статья 37 Закона РФ от 02.07.1992 № 3185–1 предусмотрено, что все пациенты, находящиеся на лечении или обследовании в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, вправе подавать без цензуры жалобы и заявления в прокуратуру. Аналогичные обращения вправе согласно ст. 38 данного Закона направлять в прокуратуру представители независимой службы защиты прав пациентов. В свою очередь ст. 48 Закона предусматривает обязательное участие прокурора в рассмотрении судом жалобы заинтересованных лиц на действия персонала медицинских организаций, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях, а также иных уполномоченных лиц (специалистов, членов врачебных комиссий и др.).