Полномочия квалификационных коллегий судей субъектов РФ
Квалификационные коллегии судей субъектов РФ:
1) рассматривают заявления лиц, претендующих на соответствующую должность судьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена дают заключения о рекомендации данных лиц на должность судьи либо об отказе в такой рекомендации;
2) рассматривают представления председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов об утверждении судей этих судов членами президиумов указанных судов и представляют Председателю Верховного Суда РФ свои заключения. Состав президиума суда утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ и при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей;
3) рассматривают представления председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов об утверждении председателей судебных коллегий по гражданским делам, по уголовным делам, иных судебных коллегий и представляют свои заключения Председателю Верховного Суда РФ, который утверждает председателей указанных коллегий;
4) проводит в обязательном порядке проверки опубликованных в средствах массовой информации сведений о поведении судьи, не соответствующем требованиям, предъявляемым кодексом судейской этики, и подрывающем авторитет судебной власти, если заключение о рекомендации на должность судьи давалось этой коллегией;
5) утверждают состав экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена у кандидатов на должность судьи соответствующего суда;
6) объявляют в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей председателей, заместителей председателей районных судов, а также судей соответствующих федеральных судов с указанием времени и места приема и рассмотрения документов;
7) организуют проверку достоверности биографических и иных сведений, представленных кандидатами на вакантные должности, при необходимости запрашивают по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством РФ, у органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и других государственных органов данные, необходимые для принятия решения по заявлению о рекомендации на вакантную должность судьи;
8) приостанавливают, возобновляют либо прекращают полномочия (за исключением прекращения полномочий судей, достигших предельного возраста пребывания в должности судьи), а также приостанавливают, возобновляют либо прекращают отставку судей соответствующих федеральных судов (за исключением лиц, указанных в подп. 4 п. 2 ст. 17 Закона об органах судейского сообщества), председателей и заместителей председателей районных судов, членов соответствующих советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов РФ;
9) осуществляют квалификационную аттестацию судей соответствующих судов, а также мировых судей, председателей и заместителей председателей районных судов; присваивают судьям соответствующих судов, а также мировым судьям, председателям и заместителям председателей районных судов квалификационные классы (за исключением первого и высшего);
10) дают заключения о возможности привлечения судей, пребывающих в отставке, к исполнению обязанностей судей соответствующих федеральных судов, а также председателей и заместителей председателей районных судов;
11) налагают дисциплинарные взыскания на судей соответствующих судов (в том числе на председателей и заместителей председателей районных судов) за совершение ими дисциплинарного проступка;
12) осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Квалификационные коллегии судей субъектов РФ могут осуществлять свои полномочия, если их составы сформированы не менее чем на 2/3.
Назначение на должность судьи производится Президентом РФ только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей, полномочия которой установлены Законом об органах судейского сообщества.
Квалификационные коллегии судей в числе других органов судейского сообщества призваны оказывать содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства, защищать права и законные интересы судей, принимать участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности, утверждать авторитет судебной власти, обеспечивать выполнение судьями требований, предъявляемых Кодексом судейской этики. Свою деятельность они осуществляют коллегиально, гласно, при неукоснительном соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность. При этом квалификационные коллегии судей не подотчетны органам, их избравшим, за принятые ими решения.
Квалификационная коллегия судей является органом судейского сообщества, наделенным государственно-властными полномочиями в целях выполнения задач, установленных федеральными конституционными законами и федеральными законами. Наделяя квалификационные коллегии судей публично-правовыми полномочиями, осуществляя которые они участвуют в формировании судейского корпуса, федеральный законодатель преследовал цель обеспечения конституционно-правового статуса судей и выполнения задач, стоящих перед судебной властью.
Тем самым предполагается, что квалификационные коллегии сулей должны принимать законные, обоснованные и справедливые решения, которые соответствуют публичным интересам формирования судейского корпуса, отвечающего высоким профессиональным и нравственным требованиям, и что их неподотчетность в связи с принимаемыми решениями, включая заключения относительно рекомендации на должность судьи, не означает, что эти решения могут быть произвольными.
Основанием для рекомендации или для отказа в рекомендации на должность судьи без ограничения срока полномочий фактически является оценка профессиональных и нравственных качеств претендента.
По результатам рассмотрения представленных материалов квалификационная коллегия судей в процедуре голосования принимает мотивированные решения о рекомендации или об отказе в рекомендации на должность судьи без ограничения срока полномочий.
При этом квалификационная коллегия не вправе руководствоваться предположительной, непроверенной или недостоверной информацией.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ отказ в представлении для назначения судьи на должность без ограничения срока полномочий должен мотивироваться объективными обстоятельствами, которые препятствуют такому назначению, а значит, отрицательное заключение квалификационной коллегии судей не может быть произвольным и необоснованным, т.е. в нем должны быть указаны причины и основания, которые могут быть в дальнейшем проверены судом по существу (Постановление Конституционного Суда РФ от 28 февраля 2008 г. № 3-П и др.). Голосование членов квалификационной коллегии судей, будучи процедурной формой принятия решения относительно рекомендации на должность судьи без ограничения срока полномочий, вместе с тем не может не основываться на всесторонней оценке профессиональных и нравственных качеств кандидата и, следовательно, не может быть немотивированным.
В решении квалификационной коллегии судей должны найти отражение не только результаты голосования членов коллегии, но и причины, препятствующие назначению судьи на должность.
В соответствии с и. 2 ст. 16 Закона о статусе судей, раскрывающим одну из сторон принципа неприкосновенности, судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта.
Квалификационные коллегии судей не вправе привлечь судью к дисциплинарной ответственности за нарушение требований закона при рассмотрении дел, если соответствующие судебные постановления не проверялись вышестоящей судебной инстанцией. Квалификационные коллегии не могут основывать выводы о незаконности судебных актов и допущенных судьями процессуальных нарушениях на материалах проверки, приложенных к представлеиию председателя суда. Квалификационные коллегии судей не могут быть признаны компетентным органом для оценки законности судебного акта, включающей в себя как правильное применение материального закона, так и соблюдение процессуальных правил. В ином случае коллегии принимают на себя функцию осуществления правосудия, проверка законности и обоснованности судебных актов может осуществляться лишь в специальных, установленных процессуальным законом, процедурах – посредством рассмотрения дела судами апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 28 февраля 2008 г. № 3-П было признано необходимым законодательно закрепленное требование о проведении тайного голосования членов квалификационной коллегии судей и составлении по существу рассматриваемого вопроса мотивированного решения с тем, чтобы в случае обжалования этого решения была обеспечена возможность надлежащего судебного контроля.
Решением Высшей квалификационной коллегии судей РФ от 12 февраля 2010 г. утверждены протокол результатов голосования членов квалификационной коллегии судей и бюллетень для голосования по вопросу о досрочном прекращении полномочий судьи.
"Тайное голосование" применительно к голосованию членов квалификационной коллегии судей при решении вопроса о досрочном прекращении полномочий судьи заключается в том, что в этих случаях не только исключается присутствие председателя соответствующего суда и любых иных лиц, не входящих в состав квалификационной коллегии судей, при голосовании и принятии решения, по и не допускается разглашение сведений о ходе обсуждения и о позициях членов квалификационной коллегии судей.