Политико-правовые взгляды В. И. Ленина. Марксизм-ленинизм
Ленин В. И. (1870—1924) — основатель и руководитель партии большевиков, советского государства, признанный вождь мирового коммунистического движения. В. И. Ульянов (Ленин) оставил теоретическое наследие — марксизм-ленинизм, значение которого трудно переоценить. Полное собрание сочинений Ленина насчитывает 55 томов. Во многих его работах сформулированы глубоко научные теории, а также выражена четкая позиция о текущих политических событиях.
В советской историографии ленинизм был изучен достаточно глубоко, в нем выделяют два периода: развитие Лениным марксистской политической мысли до и после октября 1917 г.
В первый период основной политико-правовой тематикой работ Ленина были: обоснование тактики и стратегии партии нового типа, теория перерастании буржуазной революции в социалистическую, учение о диктатуре пролетариата и теория государства.
В работах Ленина "Что делать?", "Шаг вперед, два шага назад" показано значение партии как высшей формы классовой организации пролетариата (по сравнению с профсоюзами или иными организациями). В учении о партии Ленин доказывает, что только организованный пролетариат способен достичь поставленных целей. Однако исполнить роль передового бойца может только партия, руководимая передовой теорией, используя как легальные, так и нелегальные методы борьбы.
Теория перерастания буржуазной революции в социалистическую сформулирована в книге "Две тактики социал-демократии в демократической революции".
В условиях русской революции буржуазия будет добиваться частичных уступок от монархии: политических (конституция) и экономических. В этих условиях основной социальной силой буржуазия попытается сделать крестьянство. Поэтому необходимо не дать крестьянству обмануться. Вместо кадетской теории "двух лагерей" — монархического и сторонников конституции — Ленин исходил из наличия в революции трех лагерей: правительственного, либерального и демократического. Во главе демократического лагеря должен стать революционный пролетариат, союзником которого будет крестьянство. Такой союз должен привести к победе революции.
Следующим этапом перманентной революции в учении Ленина была диктатура пролетариата и крестьянства. Ленин дал характеристику диктатуры пролетариата как "опирающуюся на силу, а не на закон власть". В работе "Две тактики социал-демократии в демократической революции" диктатура пролетариата характеризуется как демократическая, поскольку заключается в широких демократических преобразованиях. Вместе с тем Ленин обосновал и революционный, репрессивный характер диктатуры пролетариата по отношению к помещикам и капиталистам, поскольку сопротивление бывших эксплуататоров неизбежно. Победа революционной диктатуры отождествлена с уничтожением основ буржуазного общества.
Национально-государственный вопрос в учении Ленина рассматривается как часть проблемы всемирного освободительного движения и в тесной взаимосвязи с учением о революции. В ленинской концепции нация формируется в период развития капиталистических отношений. Этнос, существующий в добуржуазные эпохи, в период капитализма становится новой исторической категорией. Нация, кроме общности языка, культурных традиций и единства территории, характеризуется также экономическим единством. Таким образом, нация рассматривается как категория — следствие социально-экономического развития. С появлением наций, в условиях этически неоднородных государств, классовая и национально-освободительная борьба неотделимы. Следовательно, в национальном вопросе проявляются две тенденции: стремление к созданию суверенных государств и стремление к установлению между государствами прочных экономических связей.
Учение о диктатуре пролетариата, задачах социал-демократии в революциях получило развитие в работах 1917 г. "Апрельские тезисы", "Марксизм и государство". Основные положения этих работ были обобщены в теоретическом труде "Государство и революция". В этом труде (ПСС. Т. 33) Ленин исходил из марксистской трактовки, что государство есть основной институт политической системы классового общества, осуществляющий управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры. В классовом обществе, согласно ленинскому учению, государство служит для подавления своих социальных противников, государственная власть находится в руках экономически господствующего класса.
Ленин развил это марксистское определение государства, он выделил основные идеи государства как продукта и проявления непримиримости классовых противоречий, как органа классового господства. Без революции невозможно уничтожение эксплуататорской сущности государства, следовательно, учение о государстве тесно взаимосвязано с революционным учением. В результате победой революции был обоснован период диктатуры пролетариата, призванный уничтожить старый государственный аппарат, подавить сопротивление помещиков и буржуазии, утвердить власть рабочих и крестьян. Переход от диктатуры пролетариата к коммунизму, по ленинскому учению, "не может не дать громадного изобилия и разнообразия политических форм" при сохранении неизбежной сущности —диктатуры пролетариата. Далее Ленин обосновывает задачу пролетариата по созданию собственного государственного аппарата. Однако служащие социалистического госаппарата, по мысли Ленина, не должны превратиться в чиновников, бюрократов. Для этого он считал необходимым утвердить принцип выборности, сменяемости государственных служащих, запрета каких-либо социальных привилегий служащим, укрепления законодательной пролетарской власти.
Логическим завершением государства Ленин назвал коммунизм: "Мы вправе говорить лишь о неизбежном отмирании государства, подчеркивая длительность этого процесса, его независимость от быстроты развития высшей фазы коммунизма и оставляя совершенно открытым вопрос о сроках или о конкретных формах отмирания, ибо материала для решения таких вопросов нет". Как видно, процесс перехода от диктатуры пролетариата к коммунизму Ленин оставил открытым для дальнейшего теоретического обоснования.
В период после октября 1917 г. перед Лениным как перед руководителем Советского государства встали практические задачи претворения в жизнь политической программы большевиков. Поэтому учение о государстве и праве приобретав не только теоретический характер. В это время Ленин уделял внимание развитию учения о национально-государственном строительстве, взаимосвязи диктатуры пролетариата и революционной законности уже в условиях Советского государства,
В лекции "О государстве", в сочинениях "Пролетарская революция и ренегат Каутский", "Детская болезнь "левизны' в коммунизме" и ряде других работ буржуазное (даже демократическое) государство противопоставляется диктатуре пролетариата. В связи с этим Ленин определил пролетарскую диктатуру как своеобразную школу, в которой пролетариат осваивает навыки управления государством и обучает этому всех трудящихся. Следовательно, "высшим принципом" диктатуры пролетариата Ленин назвал союз пролетариата с крестьянством. В период Гражданской войны Ленин обосновал диктатуру как террор по отношению к сопротивлявшимся эксплуататорским классам. Он писал, что диктатура означает не окончание классовой борьбы, а только ее продолжение на новом историческом этапе.
Наилучшей формой диктатуры пролетариата Ленин назвал Республику Советов. Советская власть в учении Ленина этого времени занимает одно из центральных мест. Советы кап "школа коммунизма" в работах Ленина показаны гораздо более демократическими органами власти, чем буржуазное Учредительное собрание. Новая форма демократии — социалистические Советы противопоставляются Лениным старому буржуазному демократизму. Социалистический характер советской власти объясняется системой этой власти кап в центре, так и на местах. Так, вышестоящие Советы сосредотачивают в своих руках высшую законодательную власть, контроль над исполнением законов, а местные Советы являются более действенными органами, обладающими большими возможностями, чем буржуазные органы самоуправления. Кроме того, Советы "путем систематического привлечения все большего числа граждан к непосредственному управлению государством" служат реальным рычагом в борьбе с местничеством, бюрократизмом и буржуазными пережитками.
Создание Советского государства подразумевало осуществление им внутренних и внешних функций. В первых Декретах советской власти, разработанных Лениным, уже сформулированы ориентиры внутренней и внешней политики государства рабочих и крестьян. После победы Октябрьской революции 1917 г. Ленин как председатель СНК непосредственно столкнулся с необходимостью осуществления экономических, политических и других функций, направленных на организацию нового социалистического общества. Главными (взаимосвязанными) задачами в это время Ленин считал организацию подавления буржуазии, а также "учет и контроль" при обобществлении производства. Тесная взаимосвязь экономики и политики проявилась и при обосновании Лениным "военного коммунизма" и нэпа.
Внешнеполитические функции Ленин сформулировал как принцип мирного сосуществования. В отличие от "левых" коммунистов с их теорией перманентной мировой революции, в Декрете о мире и в работах послеоктябрьского периода он воздерживался от теории мировой революции. Напротив, Ленин стал сторонником теории построения социализма в одной России. Лозунг "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" Ленин, конечно, не отвергал. Он оставался сторонником революционного преобразования мира и победы коммунизма на всей планете, но считал, что причины революции лежат в плоскости внутриполитического развития, а не в экспорте революции извне.
В "Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа" Ленин сформулировал концепцию национально-государственного строительства, федеративного устройства России при добровольном вхождении в РСФСР национальных автономий. При этом Ленин подчеркивал, что автономии и федерацию отнюдь не ущемляет принцип демократического централизма, а, напротив, позволит исключить в будущем государстве национальную рознь.
Ленинская концепция государственного устройства получила развитие в процессе образования СССР. В это время предлагались проекты создания федерации с последующей эволюцией в сторону унитарного государства. Ленин не был согласен с такой концепцией, он предложил идею создания союзного государства, заложенную в основе СССР. Новая концепция двойного государственного суверенитета предполагала, что суверенитет принадлежит как союзному государству так и союзным республикам. Конституция СССР 1924 г. (ст. 3) закрепила ленинскую концепцию, отраженную и в последующих Конституциях Советского Союза.
Взаимосвязь диктатуры пролетариата с революционной законностью основана на теории насилия. Ленин откровение говорил, что власть, завоеванная и поддерживаемая насилием пролетариата над буржуазией, есть "власть, не связанная никакими законами". Под словом "никакими" здесь надо понимать буржуазные законы, которые полностью отвергались. Наивно полагать, что Ленин, будучи ученым-теоретиком, юристом по образованию, отвергал юридические законы, исповедовал правовой нигилизм. Концепция Ленина заключалась в том, что диктатура пролетариата отвергает старые общественные отношения, сформулированные в буржуазных законах. Однако по мере формирования новых общественных отношений пролетарское государство закрепляет последние в обязательных для всех правовых актах. Одновременно с установлением новых законов Ленин пропагандировал чрезвычайные меры в виде политики "красного террора".
Справедливо отметить, что "тьма беззакония", правовой хаос революционных лет оказались опаснее, чем предполагал лидер большевиков, поэтому он требовал ускорить процесс формирования нового, советского права. Это отчетливо видно в позиции Ленина во время разработки и принятия Конституции 1918 г. и вообще в законотворческой работе руководителя Советского государства. Например, Ленин обосновывал необходимость перехода от политики "военного коммунизма" к "новой экономической политике" как соответствующей сути общественных отношений в конкретных исторических реалиях. Нэп, провозглашенный Лениным "всерьез и надолго", требовал кодификации советского законодательства. Следовательно, Ленин подчеркивал важность принятия первых советских кодексов (гражданского, трудового, уголовного) и законов о судоустройстве. При этом он выделил главные позитивные моменты становления советского права: охран) завоеваний пролетариата и наведение строгого революционного порядка в различных сферах общественной жизни.
Необходимо напомнить, что Ленин всегда исходил из трактовки права как возведенной в закон воли господствующего класса, ОГЛАВЛЕНИЕ которой определяется классовыми материальными условиями и интересами, оформленными в виде системы норм, правил, установленных или санкционированных государственной властью. Исходя из марксистско-ленинского определения права в условиях диктатуры пролетариата должно было применять к правоотношениям революционное правосознание, а не старые буржуазные понятия. Сообразно новому теоретическому положению последние ленинские работы дают представление об основах советского отраслевого права.
В гражданском праве Ленин обосновал отрицание частного права и признание только права публичного, отказ от частной собственности, разрешение только общественной собственности, жесткое государственное регулирование капиталистических элементов экономики.
Трудовое право, впервые выделявшееся в самостоятельную отрасль, исходило из того, что Октябрьская революция уничтожила строй эксплуатации и трудящиеся получили возможность работать как на себя, так и на общество. То, что было верно по отношению к пролетариату, по-иному рассматривалось в отношении бывшего эксплуататора. Согласно новому, революционному принципу: "Кто не работает, тот не ест!" по отношению к буржуазии, помещикам и уклоняющимся от общественного труда при "военном коммунизме" санкционировались репрессивные меры.
Семейное право, также выделившееся в самостоятельную отрасль, исходило из коммунистического учения об отмирании правовых отношений по мере утраты социальной необходимости в них, уменьшения значения хозяйственно-потребительских отношений. Вместо них на первый план выдвигались нравственные, эстетические и психологические отношения, которые согласно этому учению совершенствуются с гармоническим развитием личности и по мере приближения к коммунизму. Сообразно этому теоретическому обоснованию семья как важный вид социальной общности, построенная на супружеском союзе и родственных связях, должна была претерпеть существенную эволюцию. Революционные изменения в семье проявились уже в первых мерах советской власти по отделению церкви от государства, в поиске новых типов и форм семьи.
В уголовном праве Лениным обосновывалось усиление репрессивной, тоталитарной сущности пролетарского государства в отношении не только классовых врагов, но и бывших союзников по революционной борьбе — социал-демократов. Последние также были причислены к политическим врагам советской власти, против них Ленин призывал к усилению репрессий, "вплоть до высшей меры наказания".
Концепция исторического развития общества и государства, сформулированная Лениным, была основана на марксистском учении об общественно-экономических формациях.