Политико-правовые учения в Англии (Т. Гоббс, Д. Локк)
Как уже говорилось выше, эстафету Нидерландской революции приняла Английская. Ее процессы получили свое отражение прежде всего в трудах Т. Гоббса и Д. Локка.
Томас Гоббс (1588—1679) родился в семье сельского священника на юге Англии. В 1608 г. он окончил Оксфорд, получив степень бакалавра.
Имея возможность остаться преподавать в университете, он предпочел место гувернера в семействе лорда Кавендиша, герцога Девонширского. Несколько лет Гоббс проработал секретарем у Френсиса Бэкона.
В период между 1610 и 1636 гг. Гоббс совершил три длительных поездки по континентальной Европе. Многие годы он провел в Париже, откуда наблюдал за событиями Английской революции и где некоторое время обучал наследника английского престола — будущего короля Карла II Стюарта. Карл не забыл своего учителя и, когда вернулся на отцовский престол, назначил Гоббсу пенсию, обеспечившую философу безбедную жизнь.
Правда, при Якове II он испытал гонения: Гоббса обвиняли в ереси и атеизме. К счастью, все обошлось, и Томас Гоббс дожил до глубокой старости, скончавшись на 92-м году жизни. Однако его сочинения в Англии были запрещены, а главный труд публично сожжен.
Этим произведением является "Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского" (1651). В нем Гоббс попытался учение о государстве и праве превратить в столь же точную науку, как геометрия, фигуры и линии которой никто не оспаривает.
Этот труд, хотя и имеет внушительный объем, хорошо написан и легко читается. Он состоит из четырех частей, резке отличающихся одна от другой: "О человеке", "О государстве", "О христианском государстве", "Царство тьмы".
Уже в первой части "Левиафана" философ рассматривав вопросы о естественном состоянии, законах природы, общественных соглашениях и договоре, логически переходя к тематике части второй.
Т. Гоббс считал, что, "в естественном состоянии люди ведут постоянную войну всех против всех. В этом состоянии каждый человек имеет право на все, даже на жизнь всякого другого человека..." Благоприятное время для заключения соглашения и общественного договора наступает, когда этого требует разум, и все люди стремятся к миру, и это продолжается до тех пор, пока есть надежда достичь мира. И тогда "...в случае согласия на то других, человек должен согласиться отказаться от права на все вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты, и довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, которую он допустил бы у других людей по отношению к себе".
Гоббс анализирует все аспекты договора о взаимном перенесении прав. Исключительно важно "выполнять соглашения после их достижения", поскольку в противном случае люди опять скатятся до естественного состояния, которое философ выражает формулой "Человек человеку — волк".
В результате общественного договора образуется государство, т.е. организованная общественная жизнь. Государству посвящена вся вторая часть "Левиафана".
Согласно Гоббсу "государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты".
При этом автор считает наиболее мудрой формой правления абсолютную монархию. "Общие интересы поэтому больше всего выигрывают там, где они более тесно совпадают с частными интересами. Именно такое совпадение имеется в монархии. Богатство, могущество и слава монарха обусловлены богатством, силой и репутацией его подданных".
Общественный договор — это акт, каждый из участников которого заявляет: "Я наделяю властью этого человека или это собрание людей и передаю ему право управлять собой". Наделить кого-либо властью — значит сделать его своим представителем. Суверен, таким образом, является высшим представителем всех своих подданных. Ему не должен противостоять никакой "представительный орган". И ни один подданный не имеет права оспаривать решение суверена, ведь он уже заранее одобрил его. Он признал это решение как свое собственное еще до того, как оно было вынесено. Высшим выражением этого предварительного признания является абсолютизм: суверен обладает, следовательно, огромными правами, единственное, что может избавить подданного от обязанности ему повиноваться, — непосредственная угроза, нависшая над его жизнью.
В третьей части "Левиафана" говорится о том, что церковная власть должна подчиняться власти политической. Основываясь на текстах Ветхого и Нового Заветов, Гоббс показывает, что даже Иисус не пытался создать Царство Божье, которое противостояло бы земной власти. Царство Божье расположено в ином мире.
Четвертая часть, пожалуй, самая короткая во всей книге. Это яростная атака на католическую церковь, которая в лице римского папы присвоила себе право вмешиваться в дела земных государств.
В 1651 г., когда "Левиафан" вышел в свет, философское учение Гоббса уже практически сформировалось, и по замыслу автора это сочинение должно было стать своего рода синтезом, обобщением, а также научным обоснованием тех рабочих гипотез, которые он высказывал в предыдущих своих трудах.
Сочинение Гоббса претендует на то, чтобы быть по-настоящему научным. Книга отличается строгим дедуктивным подходом к антропологии. К примеру, в первой части Гоббс рассматривает религию с точки зрения антропологии веры.
В "Левиафане" выдвинута новая теория личности и общественного представительства. Последнее рассматривается как юридическое отношение между инициатором действия (т.е. тем, кто "наделяет властью") и его исполнителем.
В "Левиафане" разработана сложная и подробная теория государства. В этом труде впервые выдвинута институциональная логическая схема, которая в определенной степени актуальна и поныне. Общество получило теорию, допускающую развитие форм государственности. Логика общественных институтов сглаживает недостатки управления суверена. В тс же время она определяет права и обязанности гражданина.
В 1688 г. в Англии окончательно победила буржуазная революция и была установлена конституционная монархия. Эта "славная революция", как ее прозвали, заключалась в установлении компромисса между дворянством и буржуазией. Идеологом революции выступил Джон Локк (1632—1704).
Д. Локк родился в семье адвоката в городе Рингтон Отев его, пуританин, сражался на стороне парламента. Джон закончил Оксфорд, занимался медициной и философией. С 1672 г. Локк — домашний врач, воспитатель детей, секретарь и просто близкий друг лидера партии вигов лорда Эшли Купера, графа Шефтсбери. Вместе с ним Локк эмигрировал в Нидерланды, спасаясь от преследований королевской власти. Возвращается он в Англию сразу после победы "славной революции".
Вскоре одна за другой выходят его книги: труд "Опись о человеческом разумении", посвященный вопросам гносеологии; "Два трактата о правлении" — главное политическое произведение философа; "Послание о веротерпимости". "Мысли о воспитании". Локк был очарован свободой, царившей в Нидерландах — центре политической и религиозной эмиграции всей Европы. В результате он становится одним из основоположников теории классического политического либерализма. Особую роль сыграли "Два трактата о правлении", работа над которыми заняла у Локка 10 лет. Поводом для их написания послужило опубликование в 1680 г. сочинения уже скончавшегося к этому времени известного роялиста и сторонника абсолютной монархической власти Роберта Филмера. Сочинение называлось "Патриарх: защита естественной власти королей против неестественной власти народа". В первом трактате Локка "ложные принципы и основания сэра Роберта Филмера и его последователей исследуются и опровергаются", а второй трактат представляет собой "опыт об истинном происхождении, области действия и цели гражданского правления" и собственно является изложением политической философии Локка.
Джон Локк занял позицию тех кругов буржуазии, которые добились наконец гарантированного участия в руководстве обществом. Он решительно отклонил концепции абсолютной, неограниченной власти государства и выступил продолжателем идей Джона Лильберна, вождя левого крыла Английской революции.
В своих "Двух трактатах о правлении" Д. Локк прославляет революцию 1688 г. Начинает он с концепции "естественного права". Локк не представляет, что люди когда-либо могли жить без порядка и закона, ибо "в естественном (первичном) обществе все подчинено закону природы, и этот закон учит, что все равны и независимы", никто не смеет лишать другого жизни, здоровья, свободы или имущества. Закон природы посредством разума определяет, что хорошо, что плохо; если закон нарушается, виновника может наказать каждый. По этому закону обиженный — сам судья в своем деле и сам исполняет приговор.
В "естественном праве" есть три важных недостатка. Во-первых, оно не вполне ясно. Руководствуясь только разумным, все бы люди придерживались одного закона. Однако у каждого — свои интересы, и каждому кажется, что они обязательны для прочих. Во-вторых, нет третейского, беспристрастного судьи, а если человек — сам судья в своем деле, страсть и жажда мести могут завести далеко. В-третьих, пострадавший нередко не в силах исполнить справедливый приговор.
"Общественный договор" призван организовать закон и порядок, заменить неопределенность естественного права ясностью законов и беспристрастных учреждений.
После того как заключен общественный договор, учреждается государство — нечто вроде опеки над народом. Высшая власть в нем принадлежит закону, которому подчиняется исполнительная власть, но народ — выше закона. Обычно в опеке участвуют трое: учредитель опеки, опекун, осуществляющий опеку, и подопечный, в чьих интересах и учреждается опека. У Локка только два участника: закон (опекун) и народ (одновременно и учредитель, и подопечный). У опекуна в первую очередь есть обязанности, а не права. Опека устанавливается в интересах подопечного, а не по воле опекуна. Опекун, в сущности, слуга подопечного и учредителя, и учредитель может его отозвать в случае нарушения долга. "Поэтом) народ вправе отменить или изменить законы, если найдет, что они противоречат порученному им делу, ибо вся власть, данная опекуну — закону, ограничена интересами народа, и если этими интересами пренебрегают, опеку необходимо отобрать и вернуть тому, кто дал ее и может вручить другим", более достойным доверия, по его мнению.
Здесь Локк шел дальше творцов "славной революции", обвинявших Якова II в нарушении "договора короля с народом". Концепция договора с монархом была мощным ударом по теории "божественного права королей". В доктрине "договора" король и народ уравнивались в правах. Но для Локка права есть только у народа, "учредителя и подопечного", а у правительства, "опекуна" — одни обязанности. Итак, по "божественному праву" права только у короля "милостью Божьей", по теории "договора" — и у короля, и у народа, по теории Локка — только у народа. Горячо веря в "естественное право", Локк предписывает правительству не изобретать законы, а находить их. Закон предшествует государству, а не наоборот.
Среди этих "предшествующих" законов Локк особо подчеркивал закон собственности. Главная причина, по которой люди организуют общество, — это "взаимная охрана своей жизни, свободы и имущества, т.е. собственности". Под собственностью Локк понимает не только чисто экономические нужды, но и "жизнь, свободу и стремление к счастью".
Начинается теория Локка с вопроса: оправдана ли частная собственность? Поскольку каждый владеет собственностью в виде самого себя, то плоды труда его рук можно счесть его собственностью. Труд создает собственность. Таким образом, Локк оправдывает собственность не потому, что ее защищает закон, установленный людьми, а потому, что она соответствует высшему закону — "естественному праву". Труд не только создает собственность, но и определяет ее цену.
Определяя собственность как результат индивидуальных усилий и инициативы, Локк защищал производительные возможности новой системы торгового и промышленного предпринимательства от традиционных государственных пут. Он не уточнил, как велика может быть частная собственность. "Человек должен иметь столько, сколько может потребить, прежде чем оно испортится; то, что сверх того, принадлежит другим; Бог не создал для человека ничего, что следовало бы уничтожить или испортить". Однако изобретение денег сделала "возможным большие владения и право на них", поскольку деньги не портятся от хранения, и человек, хранящий у себя золото, "всю свою жизнь не нарушает прав других".
Поскольку собственность предшествует государству и является главной целью, ради которой оно образуется, государство "не может никого лишить собственности без его согласия". Даже свободно избранное правительство не вправе "насильственно распоряжаться имуществом граждан".
Локк не доверял исполнительной власти, больше надеясь на законодательную, представительную волю народа или по крайней мере большинства избирателей. Однако законодательная власть — верховная, но не абсолютная, и в интересах народа ее следует ограничивать. Локк перечисляет четыре главных условия, ограничивающих законодательную власть:
— закон должен быть равным для всех, для богатых и для бедных;
— закон создается не для подавления людей, а для их блага;
— без согласия народа нельзя увеличивать налоги;
— законодатели никому не могут передоверять свои функции.
Локк резко разграничивал государство и общество, создав одну из исходных доктрин либерализма.
Общество гораздо важнее государства и переживает его. Распад государства не влечет за собой распада общества; обычно государство гибнет от рук завоевателей. Однако если оно рухнет от внутренних причин, предав доверие народа, Локк не предвидит хаоса, он верит, что общество создаст новое государство. Если же исчезнет общество, никакому государству не устоять.