Политико-правовая идеология исторической школы права

Реакцией на Просвещение с его рационалистическими и формально-логическими методами, которым подчинили не только науку, но и интеллектуальную жизнь, был романтизм – движение, представители которого приписывали чувствам, фантазии и иррациональности человека большее значение, чем просветители.

Германский национализм и стремление к немецкому государственному единству стали благоприятной почвой для развития юридической науки. Исходным пунктом для нее стала новая идеология – историческая школа, официальным органом которой стал "Журнал исторического правоведения".

Вместо рационалистических идейных моделей, подобно доктринам естественного права и общественного договора, из которых прежде выводились идеальные механизмы для управления общественной жизнью, пригодные для всех людей и всех ситуаций, представители исторической школы в обосновании государства и права стали руководствоваться историческим опытом и исторической традицией. Была подвергнута резкой критике доктрина естественною права. Приверженцы исторической школы полагали, что каждый правовой порядок, государство и право привязаны к исторически обусловленным предпосылкам. Идеальные государственные институты и законодательство нельзя вывести при помощи разума. Они создаются в ходе исторического развития и являются выражением "духа народа".

Сторонники исторической школы отвергали идею общественного договора, лежащего в основе государства, как умозрительную и искусственно конструируемую. Государство и его органы рассматривались как социальные институты, исторически закономерно возникающие и развивающиеся в едином потоке жизни каждого народа как формы воплощения его духа. Развитие государства есть органический процесс, имеющий объективный характер. На этом основании представители исторической школы отрицали необходимость разделения властей, связанность государственной власти правом.

Объективно передовые идеи Просвещения отвергались и потому, что Германии необходимо было решить задачу объединения разрозненных герцогств, баронств и земель в единое государство. В вопросах государства и права историческая школа представляла собой консервативное направление в развитии политико-правовой идеологии.

Философия позитивного права Густава Гуго

Теоретические основы исторической школы были заложены профессором Геттингенского университета Г. Гуго (1764–1844). В своем трактате "Учебник естественного права как философия позитивного права, в особенности – частного права" он подверг жесткой критике естественно-правовую доктрину.

С одной стороны, понимание права как набора вечных и неизменных "требований естественного разума", соответствующих природе человека, по его мнению, является антиисторическим и оторванным от реальных потребностей общественного развития.

С другой стороны, Гуго отвергал тезис об обусловленности позитивного права волей законодателя, которая превращала право в искусственную конструкцию, набор предписаний, создаваемых в процессе нормотворчества органами законодательной власти и навязываемых обществу под страхом наказания.

Заслуга Гуго как предшественника новой идеологии в юриспруденции – исторической школы – состояла в разработке концепции философии права как юридической науки, отличной от метафизического учения о праве И. Канта. Именно Гуго ввел в научный обиход термин "философия права" для обозначения "философской части учения о праве".

Философия позитивного права как составная часть юриспруденции (учения о праве) сочетала идею права как возможности наибольшей личной свободы с принципом целесообразности конкретного правового установления (нормы, закона), служащего достижению внешнего порядка. Наряду с этим в юриспруденцию он включал юридическую догматику, изучающую действующее законодательство, а также историю права, целью которой является анализ права как правового порядка, органически складывающегося в ходе исторической эволюции и произрастающего из недр "национального духа", а не из воли законодателя[1].

В противоположность философско-просветительскому подходу, в соответствии с которым право выводилось из "чистого разума" и могло произвольно изменяться в зависимости от взглядов законодателей на потребности общества в конкретный период,

Гуго интерпретировал право как органический процесс развертывания во времени и пространстве "народного сознания".

По его мнению, право – это определенный правовой порядок, набор юридических норм и институтов, который в каждое конкретное время обусловлен правовыми представлениями и правовым сознанием данного народа. Право привязано к исторически обусловленным предпосылкам и имеет объективный характер, его не следует произвольно отменять, искусственно заменять новыми законами. Право живет своей жизнью, оно автономно и независимо от воли законодателя. Назначение права, по Гуго, состоит в обеспечении внешнего порядка в государстве, каким бы консервативным он ни был.

Гуго сравнивал процесс образования права с возникновением языка. Пи право, ни язык не устанавливаются Богом, не учреждаются в результате договора, а возникают спонтанно. Образование права происходит стихийно в процессе взаимодействия людей, которые, руководствуясь историческим опытом и традицией, стихийно создают нормы общения и добровольно принимают их в качестве правил поведения, поскольку они соответствуют условиям их жизни. Эволюция права, полагал Гуго, совершается непроизвольно, путем естественной адаптации к потребностям и запросам времени. По этой причине людям лучше всего не вмешиваться в процесс развития права, а держаться исстари заведенных и освященных опытом столетий порядков.

Согласно Гуго, право представляет собой сложную систему предписаний и установлений, регламентирующую различные стороны жизни.

По предмету регулирования – интересы отдельных индивидов или интересы государства – он выделял соответственно частное и публичное право.

Однако основное различие в праве Гуго проводил между правом обычным и позитивным:

• обычное право лежит в основе любой правовой системы, поскольку отражает фактически сложившийся порядок вещей, который опирается на "народное сознание", исторические традиции;

• позитивное право производив от обычного права, оно из актов законодательной власти, которые лишь дополняют обычное право. Следовательно, закон не является единственным и основным источником права[2].

Правовая доктрина Карла Фридриха фон Савиньи

Основателем и руководителем исторической школы права был профессор Берлинского университета К. Ф. фон Савиньи (1779– 1861), ставший в 40-е гг. XIX в. министром юстиции Пруссии.

Учение о праве К. Ф. фон Савиньи изложил в ряде работ; среди них наиболее значимыми являются "Право владения" и "Система современного римского права".

Савиньи отвергал теорию естественного права, полагая, что право и правовой порядок привязаны к исторически обусловленным предпосылкам. Право является выражением "народного духа" ("der Volkergeist"), под которым он понимал исторически обусловленную правовую идейную традицию. Понятие "der Volkergeist" он заимствовал у Г. Пухты.

Немецкая правовая идейная традиция, по Савиньи, восходит к римскому праву классического периода III в. Благодаря этому развитие немецкого права осуществлялось путем постепенно протекающего заимствования норм и институтов римского права в связи с возникавшими потребностями.

Развитие права осуществляется как стихийный процесс развертывания народного духа во времени и пространстве, он имеет собственную логику и подчиняется "внутренней необходимости". Эволюцию права Савиньи интерпретировал как органический процесс, уподобляя правообразование развитию организма из зародыша.

Право, отвечающее характеру и духу народа, создается, прежде всего, его нравами и верованиями и лишь затем – юриспруденцией. Правовая идейная традиция, которая коренится в народном духе, развивается не на основе государственных предписаний, которые закрепляют заимствования норм и институтов римского права, а естественным образом под влиянием происходящих в народном духе необъяснимых мутаций.

Савиньи выделяет два этапа в процессе правообразования:

1) право выступает в форме обычаев, которые покоятся на почве народного духа;

2) право обретает форму позитивных законов, как результат обработки норм общения со стороны сословия ученых-юристов.

При этом обычное право обладает верховенством по отношению к положительным (позитивным) законам. Позитивные законы бессильны в борьбе со злом, которое встречается в жизни. В лучшем случае они способны помочь упорядочению обычного права и политических учреждений. Напротив, обычное право органично связано с общим убеждением народа, адекватно условиям его жизни, а потому способно эффективно регулировать общественные отношения.

По этой причине Савиньи считал кодификацию права всегда вредной и излишней – ее нельзя произвольно навязывать народу, поскольку она пренебрегает его правовыми представлениями и наносит удар по органическому развитию права.

Теория "народного духа" Георга Фридриха Пухты

В законченном виде идеология исторической школы представлена в трудах Г. Ф. Пухты (1798–1846) "Традиционное право" (1838 г.), "Курс институций", "Учебник пандектов" (1838 г.), где разработана обстоятельная и строгая система понятий, отличная от теории естественного права.

Учение о праве. Взамен искусственно конструируемых представлений о праве, оторванных от реальной жизни, Пухта предлагал рассматривать право как форму выражения народного духа. Право уподобляется живому организму, который изменяется и развивается вместе с жизнью народа, приспосабливаясь к меняющимся условиям жизни. Право включает нравы народа, его обычаи, убеждения. По этой причине Пухта рассматривал право как часть культуры народа, ветвь народной жизни.

Критерием подлинности права является его историческая обусловленность: "право имеет свою историю", которая связана с историей жизни народа. Стадии и этапы развития права совпадают с ходом эволюции народной жизни. Историчность права выражается в том, что правовые установления не придуманы законодателями, а соответствуют характеру и духу народа, изменяются вместе с развитием данного народа, сохраняют преемственность правовых норм. Только при этом условии право будет органично соответствовать обстоятельствам жизни народа и эффективно ее регламентировать.

Пухта также подразделял право на обычное, нормы которого складывались стихийно и отражают фактически сложившийся порядок вещей, и позитивное, созданное органами законодательной власти.

Отдавая предпочтение нравам, верованиям, обычаям как установлениям, произрастающим из глубин "народного сознания", Пухта призывал законодателя максимально точно выражать "общее убеждение нации" в положительных законах. В этом случае положительное право, его нормы будут обладать ценностью божественного и окажутся в состоянии обеспечить внешний порядок в государстве.