Политико-правовая доктрина троцкизма

Троцкий Л. Д. (1879—1940) олицетворяет леворадикальное крыло большевизма и наиболее революционное направление мирового коммунистического движения. Он происходил из семьи зажиточного херсонского землевладельца, Молодой Троцкий успел окончить только реальное училище, увлекся революционной деятельностью и уже в 1897 г. вступил в "Южнорусский рабочий союз". Дальнейшая судьба Троцкого как профессионального революционера была связана с РСДРП (б), в которую он вступил в 1903 г. Как и другие активные участники социал-демократического движения, Троцкий неоднократно подвергался репрессиям, долгое время вынужден был находиться в эмиграции. По возвращении из Европы в 1917 г. Троцкий стал одним из лидеров партии большевиков, а с сентября 1917 г. — председателем Петросовета.

С установлением советской власти Троцкий вошел в правительство, возглавил Народный комиссариат по иностранным делам, в годы Гражданской войны был наркомом по военным и морским делам, а с осени 1918 г. по 1925 г. — председателем Реввоенсовета Республики, занимал другие ответственные должности в партии и в правительстве. Позднее в результате дискуссионной фракционной борьбы в 1927 г. он был исключен из партии, сослан в Алма-Ату и выслан из СССР в 1929 г. (с лишением гражданства в 1932 г.).

В 1929 г. начинается новый период жизни Троцкого. Он вновь оказался в эмиграции, сначала в Турции, а затем в Мексике. В этот период своей политической деятельности он основал IV Интернационал (1938), поддерживал связи с антисоветскими организациями. В 1940 г. Троцкий был смертельно ранен агентом НКВД испанским коммунистом Р. Меркадером.

Оба периода жизни Троцкого объединяет идея "мировой революции", борьбы за дело угнетенных классов. В основных его работах эта идея выражена в той или иной степени. Впервые идея перманентной (непрерывной) революции прозвучала у Троцкого в 1906 г. в работе "Итоги и перспективы". С 1930 по 1939 г. он опубликовал множество трудов, среди которых "Перманентная революция", "Сталинская школа фальсификаций", "История русской революции", "Преданная революция", "Их модель и наша". В этих работах теория перманентной революции получила свое развитие.

В общих чертах теория перманентной революции может быть представлена следующим образом. Российский пролетариат обладает исключительными возможностями для захвата власти в стране по двум причинам: неспособность царизма удержать власть и отсутствие воли у буржуазии взять власть в свои руки. После захвата власти пролетариатом эта программа "минимум" автоматически трансформируется в программу "максимум" (построение коммунизма). Социалистические преобразования в России дают импульс международному революционному движению. Победа социализма в Европе и Америке объективно необходима во избежание реставрации капитализма в России, поскольку в отдельной стране построение коммунизма невозможно. Если же мировая революция временно невозможна, необходимо "догнать и перегнать" Запад в социально-экономическом развитии. Однако буржуазные страны постараются не допустить динамичного развития Страны Советов, поэтому динамичные темпы развития неизбежны. Неизбежна и агрессия против Советского государства, поэтому неизбежна и мировая революция. Победа революции во всем мире откроет перспективу нового исторического этапа мировой цивилизации. При этом пролетариат отсталых стран имеет больше возможностей для захвата власти, нежели в развитых странах, поскольку нет "автоматической зависимости пролетарской диктатуры от технических средств и сил страны".

С теорией мировой революции связано учение о пролетарском государстве. До победы мирового пролетариата в грядущей революции необходима жесткая диктатура пролетариата, осуществимая только при политике "диктатуры пролетариата" с сильной репрессивно организованной исполнительной властью при условии, что законодательная власть буде! в руках пролетариата. Особая роль при этом отводилась русскому рабочему, который должен был стать реальной силой в стране, не допустить реставрации капитализма классовыми перерожденцами. Такое развитие возможно только при диктатуре пролетариата — самой жесткой и беспощадной к классовым врагам форме политической власти. Однако репрессивность диктатуры пролетариата имеет "очистительную силу", поскольку после нее (диктатуры) наступает эпоха коммунизма, т.е. отмирание государства. Следовательно, в период диктатуры пролетариата необходимо уничтожить классовых врагов пролетариата и сформировать все необходимые предпосылки для построения нового коммунистического общества.

Построение коммунизма в Советском Союзе сопряжено с огромными опасностями, которые Троцкий предрекал в ближайшей перспективе. Кроме опасности реставрации капитализма извне, Троцкий впервые обрисовал опасности внутренние. Главная опасность — бюрократизация страны. В работах "Преданная революция", "Сталинская школа фальсификаций" и в программе IV Интернационала он показал, что в СССР сталинские фарисеи, прикрываясь марксизмом, сформировали господствующий слой советской, партийной и хозяйственной, номенклатуры, иначе — чиновников-бюрократов. Этот слой, по Троцкому, не является классом, но способен влиться в класс буржуазии, когда окончательно отстранит пролетариат от управления страной и будет заинтересован в передаче власти буржуазии.

Как и предрекал Троцкий, произошел государственный переворот, партийно-государственная верхушка СССР была парализована, а многочисленная КПСС оказалась пассивным наблюдателем этого процесса. Народ также не встал на защиту советского строя, лишившегося своей социальной базы. Вообще же учение Троцкого о бюрократии достаточно поучительно, здесь можно провести множество параллелей с современностью. Например, он предостерегал от "формирования чиновника нового типа", равнодушного к государственным проблемам и неравнодушного к собственному благополучию, от опасности формирования "полицейского государства" при коммунистической (в настоящее время демократической) идеологии. Бюрократизация государства идет параллельно с отрывом интересов групп общества от политики государства. Следствие бюрократизации — культурный регресс народных масс, что проявляется в быту и в государственной политике в сфере образования и культуры.

История не знает сослагательных наклонений. Однако было бы наивно полагать, что провозглашаемый Троцким военный коммунизм и мировая революция оказались бы лучшим историческим путем как для России, так и для других стран. Тем не менее учение Троцкого представляет определенный интерес для осмысления последствий длительного советского периода в истории нашей страны. Учение Троцкого и в настоящее время пользуется популярностью у некоторых радикально-коммунистических групп, ориентирующихся на революционный путь развития цивилизации.