Политико-культурная альтернатива неоправых
Отвергая идею равенства людей и призывая вернуться к древней индоевропейской традиции, европейские новые правые говорят о "глубоких различиях" между расами, порожденных специфическими различиями в природно-климатических и историко-культурных условиях их жизни и эволюции, "генетической предрасположенности" рас к раз и навсегда установившимся моделям социокультурного развития.
Исходя из таких установок, часть новых правых рассматривает неравенство как ключевую составляющую своей идеологии, своего рода закон, обеспечивающий выживание человечества. "Я называю правой, – писал А. де Бенуа, – такую позицию, исходя из которой учитывается все разнообразие мира, и вследствие этого связанное с ним неравенство рассматривается как благо, а прогрессирующая однородность мира... провозглашаемая и осуществляемая представителями эгалитарных идеологий, как зло"[1].
Для обоснования своих позиций обществоведы неоправой ориентации Франции, ФРГ и некоторых других стран Западной Европы широко
используют новейшие этнологические и психологические теории. По их мнению, за любым универсализмом скрывается тот или иной этноцентризм, навязывающий другим народам свои ценности и понятия.
По их мнению, каждая цивилизация имеет собственную, неповторимую логику развития. Здесь явно напрашивается сравнение с Ф. Ницше, который говорил: "Каждый народ имеет свой язык добра и зла: этого языка не понимает сосед – свой язык нашел себя в обычаях и нравах". Отсюда – антиглобализм и ориентация на неприятие европейской интеграции и самого Евросоюза идеологами новых правых.
По целому ряду ключевых вопросов новые правые смыкаются с левыми, по-своему трактуя тс или иные заимствованные у них идеи. Если совсем недавно проблематика культуры представляла собой как бы неотчуждаемую собственность философии культуры или в лучшем случае философии истории, то в последние десятилетия она приобрела социологическое и политологическое измерение, обнаружив органическую связь с социально-экономическими проблемами.
Придавая первостепенное значение культуре в качестве системообразующего фактора, одну из главных целей они видят в ликвидации "монополии левых в области культуры" и завоевании "культурной власти над обществом", считая это необходимой предпосылкой на пути завоевания политической власти[2]. Как утверждал А. де Бенуа, "захват власти совершается не только благодаря политическому выступлению, посредством которого овладевают государственным аппаратом, но и благодаря долгосрочной идеологической подготовительной работе в гражданском обществе".
Примечательно, что вышеупомянутая Группа исследования и изучения европейской цивилизации (ГРЕСЕ) выдвинула лозунг "правого грамшизма", имея в виду идеи и установки, которые были разработаны в "Тюремных тетрадях" руководителем и идеологом Коммунистической партии Италии А. Грамши, отбывавшим срок заключения в тюрьме в 30-х гг. XX в. Грамшизм основывается на понимании культуры как носителя национального самосознания каждого народа, его традиций, морально-этических ценностей, определяющих строй мировоззренческих и идейно-политических ориентаций людей.
Близость французских неоправых с левыми состоит также в том, что, тесно связывая с научно-техническим прогрессом изменения в различных сферах общественной жизни, они претендуют на подготовку почвы для революции XXI в., которая, по их мнению, призвана соединить древнейшее духовное наследие с самыми передовыми технологиями.