В. Политико-административные полномочия
Политико-административные полномочия представляют собой полномочия по координации политики государств-членов и выработке общей политики ЕС. Они реализуются путем издания Советом незаконодательных актов ЕС, которые принимаются им и по вопросам ядерной энергетики (на основе Договора о Евратоме). При отсутствии в праве ЕС такого источника, как "закон", незаконодательные акты Совета, как и законодательные, издаются в форме регламентов, директив и решений. Например, посредством незаконодательных актов в форме регламентов "Совет по предложению Комиссии принимает меры в отношении фиксирования цен, отчислений, помощи и количественных ограничений, а также в отношении установления и распределения квот на рыболовство" (§ 3 ст. 43 ДФЕС). В аналогичном порядке Совет принимает решения, учреждающие "совместные предприятия или любые другие структуры" в рамках деятельности ЕС и Евратома по вопросам научных исследований, технологического развития и космоса (ст. 187–188 ДФЕС, ст. 49 Договора о Евратоме).
Политико-административные полномочия могут не только закрепляться учредительных документах (т.е. на уровне первичного права ЕС), но и возлагаться на Совет другими правовыми актами институтов ЕС (т.е. источниками вторичного права), обычно законодательными актами Европарламента и Совета или актами самого Совета. Такие полномочия официально именуются исполнительными полномочиями. Они могут представляться Совету только в рамках ОВПБ и в других "особых случаях, надлежащим образом обоснованных" (§ 2 ст. 291 ДФЕС). Общим правилом является наделение исполнительными полномочиями Европейской комиссии, которая отсюда и выступает главным исполнительным институтом ЕС (см. 4.5).
При осуществлении функции определения политики и координационной функции и при реализации соответствующих им политико-административных полномочий Совет руководствуется общими ориентирами внутренней и внешней политики ЕС, принятыми в рамках Европейского совета (т.е. на уровне высших руководителей государств-членов). В свою очередь, издаваемые в рамках этих полномочий незаконодательные акты, как правило, базируются на проектах, которые вносит в Совет главный исполнительный институты ЕС – Европейская комиссия, или входящий в ее состав в качестве вице-председателя Верховный представитель Союза по иностранным делам и политики безопасности.
Политико-административные полномочия Совета в рамках внутренней компетенции ЕС включают в себя право (а иногда и обязанность) принимать различные меры, относящиеся к управлению общественной жизнью на совокупной территории государств-членов ЕС (см. 3.4).
Помимо приведенных выше примеров к ним относится, в частности, право издавать регламенты и директивы по применению правил конкуренции на едином внутреннем рынке ЕС (ст. 103, 109 ДФЕС), утверждение "главных ориентиров экономической политики", дополнительных ориентиров экономической политики для государств-членов, входящих в зону евро, а также ориентиров "политики занятости" (ст. 121, 136, 148 ДФЕС); установление порядка претворения в жизнь запрета дискриминации со стороны перевозчиков в транспортном сообщении внутри ЕС (ст. 96 ДФЕС) и т.д.
Принимаемые Советом меры могут являться как нормативными, так и индивидуальными актами, затрагивающими только отдельные государства-члены или предприятия. Например, в ходе применения правил конкуренции ЕС Совет в особо исключительных случаях ("в силу исключительных обстоятельств") может санкционировать вопреки мнению Комиссии предоставление государственной помощи предприятиям (ст. 108 ДФЕС), а в области экономического и валютного союза принимает решение о том, какие новые государства-члены могут быть приняты в зону евро (§ 2 ст. 140 ДФЕС).
Широким арсеналом политико-административных полномочий Совет располагает и в рамках внешней компетенции ЕС, т.е. применительно к деятельности ЕС на международной арене, развитию отношений со странами, не входящими в ЕС (третьими странами) и международными организациями (см. 3.5).
В частности, на основании стратегических ориентиров, утвержденных Европейским советом, Совет уполномочен принимать решения о любых позициях и действиях ЕС по вопросам ОВПБ, включая решения о проведении военных операций и гражданских миссий в рамках общей политики безопасности и обороны (ст. 26, 28, 29, 42 ДЕС). По предложению Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности, после консультации с Европейским парламентом и одобрения Комиссии Совет утверждает правовой статус специализированного органа внешних сношений ЕС – Европейской службы внешнеполитической деятельности. На основании решений Совета ЕС может оказывать "неотложное финансовое содействие" третьим странам, если этого требует ситуация (ст. 213 ДФЕС).
Европейское оборонное агентство – специализированное учреждение ЕС, разрабатывающее и координирующее мероприятия по модернизации военных потенциалов государств-членов в рамках общей политики безопасности и обороны ЕС, осуществляет свою деятельность исходя из "ориентиров" и под "политическим контролем" Совета (ст. 4 Решения 2011/411/ОВПБ Совета от 12 июля 2011 г. об определении статуса, местонахождения и порядка функционирования Европейского оборонного агентства[1]).
Исключительной прерогативой Совета является заключение международных соглашений ЕС с третьими странами и международными организациями, при этом важнейшие соглашения нуждаются в одобрении Европейского парламента. Соглашения по вопросам ядерной энергетики заключаются от имени Евратома, как правило, Комиссией, но с одобрения Совета. При этом Совет уполномочен принимать не только решения о заключении соглашений, но и решения, санкционирующие открытие переговоров, назначающие представителя ЕС на переговорах, который обязан действовать исходя из директив Совета, решения о приостановлении применения ранее заключенных соглашений.
В некоторых случаях Совет вправе вводить санкции. В рамках внутренней компетенции ЕС Совет согласно ст. 7 ДЕС вправе приостанавливать отдельные права государства-члена, допустившего серьезное и устойчивое нарушение ценностей Союза, если факт нарушения констатирован Европейским советом с одобрения Европейского парламента. В предварительном порядке (т.е. еще до констатации факта нарушения) Совет после одобрения Европейского парламента "может констатировать существование явной угрозы серьезного нарушения каким-либо государством-членом ценностей" Союза (см. 2.4).
Другим примером санкций, налагаемых Советом, являются санкции в отношении государств-членов, допустивших чрезмерный бюджетный дефицит, если заинтересованное государство- член не приняло необходимых мер по устранению чрезмерного дефицита, предписанных решением Совета. Санкции за чрезмерный бюджетный дефицит могут включать в себя различные меры экономического воздействия, самой серьезной из которых являются "штрафы подходящих размеров" в бюджет ЕС (§11 ст. 126 ДФЕС).
В рамках внешней компетенции ЕС Совет вводит ограничительные меры против третьих стран, а также против отдельных граждан и объединений (в том числе руководителей и должностных лиц третьих стран). Такие санкции могут приводить к приостановлению или прекращению экономических отношений ЕС с третьими странами, запрету на въезд в ЕС или наложению ареста на финансовые средства, размещенные в ЕС.